Философ Агриппа

Агриппа  пирронистом был,
Философом который,
Вероятно, жил,
В конце I века нашей эры,
Он считается автором,
«Пяти троп Агриппы»,
Которые, якобы,
Устанавливают необходимость,
Приостановление,
Любого суда приговора,
Аргументы Агриппы составляют,
Основу трилеммы Агриппы,
Трилемма,
Это полемический довод,
С тремя взаимоисключающими,
Посылками,
Которые исчерпывают,
Все варианты выбора;
После Энесидема,
Агриппа представителем стал,
Античного скептицизма,
Ни даты его жизни,
Ни его деятельность,
Нам неизвестны,
Диоген только сообщал,
Что Агриппа присоединил,
К десяти энесидемовским «тропам»,
Пять новых,
И эти позднейшие «тропы»,
Очень важны,
И впоследствии они,
Всегда привлекали внимание,
Историков скептицизма,
Гегель находил,
Что, в отличие,
От энесидемовских,
«Тропы» Агриппы «обозначают,
Другую точку зрения,
Другую ступень культуры,
Философской мысли»,
Ибо они уже не являются,
Подобно энесидемовским,
Продуктом мыслящей рефлексии,
А «содержат в себе ту диалектику,
Которую определенное понятие,
В самом себе имеет»:
- Первый из добавленных,
Агриппой «тропов»,
Выводит необходимость воздержания,
Из понятия о противоречии,
Согласно этому тропу мы признаем,
Существование неразрешимого спора,
О каждой обсуждаемой вещи,
Как в жизни,
Так и среди философов,
А следовательно,
И возможность выбрать,
Или отвергнуть какое-нибудь одно,
Из противоречащих суждений;
- Второй «троп» Агриппы доказывает,
Что попытка суждения,
О природе вещей,
Необходимо ведет,
К бесконечному регрессу,
Посредством этого «тропа»,
Агриппа выводит,
Что все приводимое в доказательство,
Обсуждаемой вещи,
Требует другого доказательства,
Это второе -- в свою очередь другого,
И так до бесконечности;
- Третий «троп» Агриппы,
Заново относительность выдвигает,
Относительность всех представлений,
В силу этой относительности вещь,
Подлежащая суждению,
Всегда лишь кажется той или иной,
Отчасти в зависимости,
От отношения ее к субъекту,
Отчасти от отношения ее,
К другим вещам,
Отсюда Агриппа выводит,
Необходимость воздержания,
От суждения,
Об ее безотносительной природе;
- Четвертый «троп» Агриппы,
Посвящен критике «предположения»,
Под «предположением»,
Агриппа разумеет предпосылку,
Принимаемую без всяких доказательств,
На веру,
В тех случаях,
Когда попытки,
Доказательства суждения,
Приводят,
К явному регрессу в бесконечность,
Такое «предположение»,
Не может быть основанием,
Для достоверного вывода:
Если автор «предположения»,
Заслуживает доверия,
То не в меньшей степени,
Заслуживает его и скептик,
Предполагающий обратное,
Даже в случае,
Если предполагающий предполагает,
Нечто истинное,
Он делает, это истинное,
Подозрительным,
Поскольку высказывает его,
Лишь в виде «предположения»;
- Пятый «троп» Агриппы исходит,
Из взаимной доказуемости,
То есть из тех случаев,
Когда положение,
Которое должно было бы,
Служить подтверждением,
Исследуемого утверждения,
Нуждается во взаимном,
От него подкреплении,
И когда,
Ввиду этой взаимности доказательств,
Остается только признать,
Что ни одно из них,
Не может быть взято,
Для обоснования другого,
И что, и здесь надо воздержаться,
От суждения;
Этими пятью тропами,
Доказывается пессимистическая,
Мысль скептиков,
О необходимости воздержания от суждений,
Так как никакая мысль не представима,
Без этих тропов.
Ленин отмечал в них,
Диалектический момент,
Направленный против догматизма;
Эти тропы традиционно,
Приписывают Агриппе,
Вслед за Диогеном Лаэртием,
Но Диоген не упоминает Агриппы,
В своем списке философов,
Школы Пиррона,
Зато говорит о книге «Агриппа»,
Некоего Апеллеса,
Секст Эмпирик,
Подробно описывает,
5 скептических тропов,
Но об Агриппе не упоминает,
Приписывая их «младшим скептикам»,
Все это является,
Основанием для сомнения,
В историческом существовании,
Скептика Агриппы.


Рецензии