Марина Ирхина об отце
Есть в Уральске особо притягательные места, где приятно погулять – это и проспект Достык-Дружба с сохранившимися историческими зданиями, и набережная в парке… Часто здесь можно было видеть высокого, подтянутого человека, с запоминающимися живыми, проницательными глазами. Иногда он останавливался, не обращая внимание на прохожих, что-то записывал в блокнот, а его тонкие музыкальные пальцы чертили в воздухе невидимые ритмы мелодии. Этот человек – Владислав Ирхин, поэт.
Дома, в маленьком кабинете, заставленном от пола до потолка книгами, пунктир строчек, записанных на улице, или в очереди в магазине, или на овощном рынке – кто знает, где Бог пошлет вдохновение? - превращался в строфы стихотворения или в звуки песен.
«Поэзия, так что ты в мире есть?» - спрашивает Владислав Ирхин в одном из своих стихотворений.
А чем была поэзия для самого Владислава Ирхина?
Он родился в предвоенные годы в Алмате, но своим родным городом считал Уральск, куда семья переехала, когда маленькому Славику было 5 лет. Здесь прошли годы детства, вольные и беззаботные, где помимо учебы, самым главным были и рыбалка, и вылазки в степь, так чтобы обязательно с ночевкой и с кострами, разрывающими бескрайний шатер звездного небо.
Юношеская романтика и мечты о покорении морей привели Владислава в военно-морское училище. Впереди могла бы открыться морская карьера, ведь училище им. Фрунзе в Ленинграде было нацелено на выпуск командного состава флота.
Однако очень рано Владислав начал осознавать, что ему предначертан иной путь. Когда только он начал записывать свои первые стихотворения, он понял, что поэзия – такая же стихия, как и море, и она захватит его целиком. Он понял, что мед божественных созвучий для него слаще, чем любые земные удобства и благополучие. В 1967 году Владислав Ирхин встретился с поэтом Арсением Тарковским. Его поддержка и высокая оценка неизданной книги «Стихи мои одинокие» стали решающими в судьбе молодого поэта.
Жить на полный взмах и вдох на полный – таким был принцип Владислава Ирхина. Для него поэзия не увлечение. Увлечением можно заниматься в свободное от работы время, в выходные, в отпуске. И не профессия – ведь профессия должна кормить, должна приносить доход в семью. Поэзия была его хлебом и воздухом, Поэзия – это его жизнь и его крестный путь.
Непризнанный поэт, который пишет в стол, зная, что ни одна его строчка не может быть опубликована в Советском Союзе, с горечью сравнивал свою страну с пожизненной камерой заключения, не позволившей вступить в контакт с земной цивилизацией.
Лучше всего Владислава Ирхина характеризует слово «неподдельность». Раз признав над собой власть вечных сакральных ценностей - ЛЮБОВЬ, КРАСОТА, БОГ, ЖЕНЩИНА, РОДИНА -, он не отрекся от них, как бы ни менялись времена и нравы. Во время диктата цензуры в 1980-е годы он имел смелость написать поэму «Евангелие от любви», где эротические образы даны щедрыми рубенсовскими мазками. В пору брежневского застоя он отказался славить единство партии и народа. Но в то время, когда стало позволено всё и отсутствие принципов стало основным принципом, поэт подвижнически нес своё служение, как Рыцарь Красоты. Когда цинизм по отношению к взрастившей тебя земле стал нормой на бытовом уровне и принципом экономики на самом высшем, тогда Владислав Ирхин написал самые мощные, глубокие стихотворения о Родине, полные веры в нее.
Сквозь одиночество, непризнанность, отчаяние Владислав Ирхин верил в победу, в то, что его поэзия пробьется к читателю.
В ноябре 1987 года на сцене Уральского театра имени А.Н.Островского - старейшего театра Казахстана - состоялась премьера пьесы Владислава Ирхина «Своя же земля, братцы». На прохождение цензуры Министерства культуры ушло 7 лет и только приход Горбачева и начавшаяся перестройка позволили пьесе увидеть свет. О трудном пути В.Ирхина к зрителю московский сценарист Валерий Демин снял фильм «Маята», показанный по Центральному телевидению.
В 1990-е годы композитор Аширбай Молдагаинов, потрясенный силой чувств и философским откровением поэзии В.Ирхина, создал цикл романсов на его стихи, а в 1995 году – переложил на музыку поэму «Кленовая ветвь». Реквием «Кленовая ветвь» для хора, чтецов, симфонического оркестра и певцов, прозвучал впервые на сцене Уральского театра в память о их друге - художнике Сакене Гумарове. Позже эти музыкальные произведения были исполнены на сценах Астрахани, Алматы и Петербурга.
В 1967 году, при встрече Арсением Тарковским, Владислав, которому в то время было 29 лет подсчитал, что Тарковский свою первую книжку увидел в 52 года, и эта цифра ужаснула молодого поэта. Свою первую изданную книгу Владислав Ирхин дождался в 59 лет. В 1997 году – его книга стихов под названием «Евангелие от любви» была издана в Санкт-Петербурге. Презентация книги состоялись в Центральном Доме литераторов в Москве и Центральном Доме Журналистов в Санкт-Петербурге. Вскоре выходят еще три поэтических сборника с уникальными авторскими фото-композициями.
Круг интересов Владислава Ирхина - литература, мировое искусство, театр, психология, философия, история, религия. Сотни томов в библиотеке – не для интерьера. Книги – духовная пища поэта, без которой он изнемогает. Но в отличие от скупого рыцаря, который чахнет над своими сокровищами, отец всегда был открыт для любого и делился своими знаниями, эрудицией, духовным багажом. Так было и во время работы в театре на должности заведующего литературной частью, когда он читал лекции о театре для школьников и учащихся ПТУ, и в музыкальном училище, где Владислав Митрофанович преподавал мировую художественную культуру. Он всегда чувствовал в себе огромный дух энергии просветительства, как хлеб, ему нужно было общение с творческими людьми, единомышленниками, нацеленными на духовное развитие. Счастливым временем для Владислава был период дружбы с Сакеном Гумаровым. Оценив масштаб творчества этого уникального казахского художника, Владислав принял самое активное участие в организации выставок Сакена в Уральске и Алматы.
2000-е годы стали необыкновенно плодотворны для Владислава Ирхина. Настал момент, когда зрители смогли познакомиться с еще одной гранью его творчеств - как композитора.
На сцене Уральского театра им. А.Н.Островского состоялось музыкально-поэтическое ревю «Все больше к музыке душа благоволит». В этом необычном по размаху и форме представлении были задействованы артисты театра, солисты и музыкальные коллективы филармонии, хореографические ансамбли города, театр моды, а сам Владислав Ирхин выступал в роли автора, сценариста, актера и блестящего исполнителя стихов.
Три нотных сборника, более 30 собственных романсов и песен, были изданы в Петербурге. В 2007 г. на авторском вечере прозвучали новые песни и романсы Владислава Ирхина в сопровождении и в исполнении солистов облфилармонии симфонического, эстрадного оркестров и хореографического коллектива.
Обращение к жанру песни для Владислава Ирхина вовсе не сползание к чему-то более понятному, по сравнению с философской лирикой и классическим романсом, а наоборот, восхождение. Вслушаемся в его слова: «только в песне с максимальной яркостью высвечивается неутешная потаенная боль народа, его мечта, вся безудержность его жажды; она — кратчайшая искрящаяся прямая к его сердцу, ибо зарождается песнь в иных пластах, у самых корневищ и истоков, питающих дух нации».
Влоть до января 2012 года Владислав Ирхин работает, без передышки, подгоняемый неумолимым временем: три начатые поэмы, философские эссе, публицистика, стихи. Когда не было уже сил держать ручку, он слушал... Слушал записи своих стихов, песен и, как обычно, его тонкие музыкальные пальцы чертили в воздухе ритмы слышимой только им музыки…
А из колонок лился сильный, красивый голос: «Поэзия, так что ты в мире есть?»
Владислав Митрофанович Ирхин родился 14 апреля 1938 года в Алмате. Скончался 21 февраля 2012 года в Уральске. Согласно его воле похоронен в Санкт-Петербурге — городе своей юности.
Опубликовано в 2018 г. в издании "ВЕНОК РФ"
На фото Владислав Ирхин с сыном Валерием и дочерью Мариной. СПб.
Свидетельство о публикации №121022010138