Странные эпизоды советского кино

18 февраля умер Андрей Мягков. Прекрасный актёр, обладавший богатой творческой натурой. Земля ему пухом. Конечно, многие актёры, с особенностями их индивидуальности, их лица, становятся знаменитыми, и популярными, прежде всего,  благодаря тонкому чутью режиссёров. Но, возможно, и уходят от нас потому, что по методике Станиславского переживают в себе порой невыносимые роли, которые им доверили режиссёры. Говорят, умер  от сердечной недостаточности. Может быть. Но возможна и другая причина. Почему-то возникли и такие мысли, в связи с тем, что имя Андрея Мягкова будет упомянуто в контексте моей статьи о странных эпизодах в советских кинофильмах…

***

Просмотрев  множество  художественных кинофильмов советского периода, выпущенных до 1966 года, я заметил одну очень важную особенность.  В них, среди деталей быта,  практически нигде не появлялись портфели.  Зато в фильмах, выпущенных  начиная с 1966 года,  портфели  стали показываться значительно  чаще.  Причём, в основном – крупным и средним планом.  При этом,  на  фоновых городских планах,  с реальным множеством идущих по тротуарам горожан,  стоящих на площадях, видно, что портфели люди почти не носят. То есть, портфель, если следовать логике социалистического реализма, был для тогдашнего советского общества  не типичным объектом.

Появление портфелей в кино, конечно, можно объяснить  задачами коммунистической пропаганды. Тем, что  раньше в киноиндустрии преобладала тематика рабочего класса,  а позднее, по указанию партии,  народу стали рассказывать и о том, как живёт  прослойка между рабочим классом и крестьянством - интеллигенция.  А интеллигент- это, как известно,- человек с портфелем. Учитель, инженер,  профессор, студент. Да хоть и  сотрудник  КГБ СССР, если он одет в серый гражданский плащ и держит в руке портфель.  Ну, чем- не интеллигент?

Однако при детальном просмотре советских  кинофильмов об интеллигенции, я обратил внимание на весьма странное обстоятельство. Почти все «портфельные» эпизоды   в них связаны с тем, что персонажи всячески забывают свои портфели. В ряде случаев  из кинофильма в кинофильм кочует  одна и та же фраза: « Забыл портфель».  Вот примеры.

"Берегись автомобиля." 1966. Режиссёр Эльдар Рязанов.  Главный герой  фильма – работник страховой компании  Деточкин ( его играет Иннокентий Смоктуновский)  входит в помещение, неся  перед  собой портфель.  Вот он приветствует  директора Якова Михайловича. Потом они идут  вместе, и несколько минут портфель показывается крупным планом. Он виден первым и сквозь двери другой комнаты, будто поставлен специально для того, чтобы на него обращали внимание в первую очередь.  А вот эпизод, когда Деточкин продал машину пастору.  Белый  легковой автомобиль  «Волга» ( ГАЗ 21)  начинает движение  с  оставленным на багажнике портфелем  Деточкина, но тот, заметив, что забыл на багажнике портфель, всё-таки,  успевает затем схватить его. ...   Удивительно, но точно такой же эпизод встречается потом в кинофильме «Неисправимый лгун».

«Неисправимый лгун». 1974.  Режиссёр — Виллен Азаров. Второй режиссёр — Л. Прилуцкая. Главный герой - парикмахер Алёша Тютюрин  ( его играет Вицин) идёт  с портфелем на работу, но вдруг видит на обочине  городской дороги плачущего  мальчика Вову, мяч которого укатился  под колёса  движущихся  машин. Алёша  ставит свой портфель  на багажник  припаркованного  легкового автомобиля  « Волга», белого цвета, и  решив помочь Вове, догоняет катящийся по дороге  мяч. Поднимает его и возвращается с ним. Но в момент, когда он передаёт  мяч мальчику, "Волга" с его портфелем на багажнике, трогается с места и начинает отъезжать. Заметив это, Алёша восклицает: « Ой, портфель забыл!»,  и бежит за машиной.

«Ирония судьбы,  или С лёгким паром!» 1975. Режиссёр Эльдар Рязанов.   Женя Лукашин ( Андрей Мягков) и Ипполит ( Юрий Яковлев) пританцовывают на  снегу, чтобы не окоченеть на морозе,  и разговаривают, как хорошо было бы  вернуться в квартиру Нади, да согреться, чайку попить. И тут Женя радостно вскрикивает:  « Уррра!  Я возвращаюсь! У меня уважительная причина - я портфель забыл.»  Нетипично и явно странно было то, что  он взял для похода в баню именно портфель, а потом с ним оказался в самолёте и в Ленинграде, в чужой квартире. Потому, что свои  сменное бельё, полотенце, парильный веник и другие  мелкие   вещи для  похода в  баню  тогда складывали  обычно  в  целлофановые пакеты или  полотняные сумки.
 
Художественный фильм «Чудо». 2009. Режиссёр Александр Прошкин . Характерный эпизод. Идя по  улице, сотрудник КГБ говорит: « Портфель забыл».

А вот череда фильмов другого характера. Но тоже с выпуклым показом портфелей.

«Приключения жёлтого чемоданчика.» 1970. Музыкальная комедия. Режиссёр Илья Фрэз.
Тут мы видим уже бережное отношение к портфелям. Их не забывают, и не отдают, как, например, обыватель, спящий на скамейке с портфелем в обнимку.  И наверное, не зря упоминается  настойка Антиболтин. 

Художественный фильм «Большая перемена». 1973.   Режиссёр Алексей Коренев.   Степан Семёнович Леднёв ( его играет Евгений Леонов )напоминает  собирающейся в школу дочери Нелле (  её играет Светлана Крючкова): «Не забудь портфель».  В фильме есть и ещё один интересный эпизод, когда Нелля говорит:  « Всё равно ты в школу не пойдёшь. ...Таким ученикам, как ты, не место в нашем классе.» Затем прячет  портфель  отца в шкафу и замыкает дверку на ключ.  А когда она уходит, отец элементарно отодвигает шкаф от стены и достаёт портфель. Ну, это о вечерней школе, можно сказать! Да, но и о портфелях - тоже. Они тут уместны, но показывают их, согласитесь, гиперболизированно.

Комедия  «Кыш и Двапортфеля». 1974. Режиссёр Эдуард Гаврилов.  В фильме есть  явно надуманный эпизод.  Перед  началом  школьной линейки  после того, как журналист провёл интервью с  будущими первоклассниками, старшеклассник измеряет портфелем  рост  одного из них, стоящего  перед  милиционером, мальчишки, искренне ответившего, что учиться в школе он не хочет.  И  произносит фразу: « Ну ты – гигант! Целых два портфеля!"  Дети рассмеялись и дали первокласснику прозвище Двапортфеля». Пока показывают этого мальчика, за ним видны то полная,  то худая женщина, то милиционер, то откуда ни возьмись, появляется "мерщик"... И это на школьной линейке! Совершенно неправдивый, и показанный только ради портфеля, эпизод.

Зачем режиссёры и сценаристы  СССР  буквально навязывали  эту  мелкую,  неважную   для миллионов взрослых советских зрителей  из  рабочих и крестьян, деталь  быта,   понимая, что «портфельная» тематика для них совершенно не актуальна? Зачем в их восприятие буквально впихивался образ  портфеля? 
 
На этот вопрос можно ответить только логическим путём. Советские кинорежиссёры эту тему  явно  утрировали, актуализировали. Одни, видимо, для того, чтобы у определённой категории зрителей  стёрлась память  о каком-то важном эпизоде  их жизни, связанном с  портфелем.  А другие, наоборот , для того, чтобы вспомнились какие-то  важные события.

Не исключено  также,  что  с помощью  киноиндустрии СССР  того периода,  в интересах спецслужб,  тайно велась массовая обработка подсознания граждан.  И может быть, для каких-то нехороших целей  использовался  эффект двадцать пятого кадра,  на манер режиссёров США, применявших его, пока  эта технология  ещё не была  запрещена законом,  для скрытой рекламы, и вообще - для скрытого психологического влияния. Может быть,  эпизодами  популярных фильмов подкреплялись какие-то  ранее внушённые психологические установки. Не случайно же КГБ того периода стал  активно использовать в своих секретных делах и психиатрию, сажать диссидентов в психушки и обрабатывать их сознание там. 

Точно сказать не могу. В разных случаях результат бывает разный. Несколько лет назад, мне, например, кино и Интернет помогли вспомнить портфель, использованный в давнем преступлении. А другие, возможно, были  свидетелями утаивания клада  в портфеле с трофеями ВМВ, или с документами о репрессированных.  В нашей стране, пережившей кровавые войны и революции, может быть всё, что кому-то хочется скрыть, или, наоборот, сделать известным для общества.

© 19.02.2021. Екатеринбург.
Использование произведения возможно только
 с письменного согласия автора.


Рецензии