Конкурс на досуге - 43. Задание!

   Дорогие друзья!

 Продолжаем оживлять устаревший язык латыни, находя в мудрых высказываниях то, что нужно для вдохновения! После приглашения куда-то идти, или что-то взять с собой, не забывая важного и необходимого, мы остановимся и немного поразмышляем о том, что нам ближе всего, или кто...

       Объявляется тема 43 конкурса на досуге:

       •   Tunica propior pallio. — Туника ближе [к телу], чем паллий.

             [туника пропиор паллио]

   Пословица восходит к фразе из пьесы комедиографа Тита Макция Плавта «Туника ближе [к телу], чем плащ» (лат. Tunica pallio proprior est).

   Туника — нательная рубаха с короткими или длинными рукавами, сшитая из двух полотнищ (у женщин была длинной, у мужчин доходила до колен); поверх нее мужчины надевали тогу, а женщины — столу. Паллий — верхняя одежда, просторный плащ, который обычно носили греческие философы. Имеется в виду, что каждому дороже и важнее то, что ему ближе: свои интересы и проблемы (или интересы близких), собственная выгода, свое счастье. Сравните: «Своя рубашка ближе к телу». В комедии Плавта «Три монеты» (V, 2,1154) юноша объясняет этой фразой, почему он первым поприветствовал своего будущего тестя, а уж затем — его приятеля.

   «Рубашка в русской народной культуре определялась фактически как „вторая кожа“, её отождествляли с телом человека (рукава=руки).» Для человека важнее то, что сопряжено непосредственно с ним, нежели то, что имеет к нему косвенное отношение. И то, что сопряжено с ним самим, он будет больше ценить.

Немного об авторе:
Тит Ма'кций Плавт (лат. Titus Maccius Plautus, ?254 до н. э., Сарсина, Умбрия — 184 до н. э., Рим) — выдающийся римский комедиограф, мастер паллиаты. Прибыв в Рим, поступил служителем в актёрскую труппу, затем занимался торговлей, но неудачно, после чего работал по найму, в свободное время писал комедии. У Плавта не было патронов-аристократов — он зависел от массового зрителя. Плавту пришлось много путешествовать и встречаться с людьми, принадлежащими к разнообразным прослойкам населения Италии.
Большую роль в пьесах Плавта играют рабы, благодаря которым действие часто разворачивается и подводится к развязке. В комедиях почти всегда фигурируют прихлебатель (паразит) и сводник. В основе комедий часто лежит любовная интрига, но все они оканчиваются благополучно для главного героя. При этом женские роли на сцене исполнялись мужчинами.
Язык его произведений был народным, шутки зачастую непристойные, а действие полно обескураживающих выходок. Использовал музыкальное сопровождение.
Единственный полный (кроме фрагментов) перевод комедий Плавта на русский язык выполнен А. В. Артюшковым (1933—1937).
 
  Давайте ещё раз остановимся на пословице - её русской интерпретации:

  «Своя рубашка ближе к телу» — русская пословица. Означает, что собственное благополучие (или благополучие близких) дороже интересов других людей, то есть оправдывает индивидуализм. В других языках (например, в английском) существует множество аналогов этой пословицы. Обычно имеет неодобрительный оттенок.

• Сова о сове, а всяк о себе
• Рубаха кафтана к телу ближе
• Своя кожа рубахи дороже
• Своя рубаха (шкура) ближе к телу
• Мышка, и та в свою норку тянет
• Своя рука к себе гребёт
• Пальцы-то внутрь ладони гнутся
• Молодые руки что львиные лапы.
Иностранные пословицы тоже имеются на эту тему:
• Благотворительность начинается у себя дома (англ. Charity begins at home)[3]
• Сам прежде всего (англ. Self comes first)

Интересен ракурс в лаконичных, и не очень, произведениях известных поэтов:

            Я — семья /Андрей Вознесенский/

Во мне как в спектре живут семь «я»,
невыносимых, как семь зверей
А самый синий свистит в свирель!
А весной
Мне снится
что я —
восьмой!
*

      Деревянные костюмы     /Владимир Высоцкий/
 
Как все мы веселы бываем и угрюмы,
Но если надо выбирать и выбор труден,
Мы выбираем деревянные костюмы,
Люди, люди...
*
 
    ***  /Евгений Евтушенко/

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.

У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой…
Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.
                1961

   Друзья, не будем строго подходить к раскрытию темы! Мы пишем не по отмашке, а по вдохновению: широко, свободно выражая то, что есть на сердце и в уме. Ведь вы чем-то наверняка хотели поделиться. И это лишь только повод - буквально ли или косвенно вы коснётесь заданной темы. Не в этом суть. Ведь мы все такие разные и наши собственные стихи, вероятно, нам дороже и ближе всего... Разве не так?

   Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894
Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ: от 8 до 30 (+2 в крайнем случае) строки!!!

Обязательно ознакомьтесь! Сроки сжатые!
 
Напоминаю, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса -  вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это!

Размещаем свои варианты в рецензиях открытым текстом до 24.00 субботы.

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В процессе редактирования любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом.

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Время на голосование будет дано 2-е суток!

Иллюстрация: "Клеопатра и Октавиан" Луи Гофье - Gauffier, Louis  (1761-1801)

Ведущая и автор проекта конкурса Татьяна Игнатова


Рецензии
Всем спасибо! Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   21.02.2021 00:13     Заявить о нарушении
Голосование открыто для участников: http://stihi.ru/2021/02/21/360

Маллар Ме   21.02.2021 00:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.