Нужна ли христианину карьера?
Нужна ли христианину карьера?
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами собрались в Храме Святителя Николая обсудить проповедь на тему «Нужна ли христианину карьера?»
У каждого человека в мире есть своя карьера. Может ли быть у тракториста, у водителя, у монаха, у певца, у домохозяйки карьера? Водитель может стать управленцем, певец может стать регентом, домохозяйка может стать многодетной мамой, это тоже её карьера, монахиня может стать игуменьей. Священномученик Серафим Чичагов отказался от своей карьеры. И даже, когда он стал архиереем, он к карьере не стремился. Вот в этом была его суть, его изюминка.
Священномученик отверг карьеру земную, он был высокопоставленным военным, и он не захотел служить бесцельно, а захотел послужить Господу. Он стал священником в бедном Храме, сам даже его расписывал, сам ремонтировал. И этот удивительный священник стал удивительным архипастырем. Его перемещали с Епархии в Епархию, и он очень много натерпелся в этой жизни.
В 1937 году его на носилках выносили на расстрел. Он мешал богоборческой власти. Как мог помешать в их глазах старичок, больной, который сидел постоянно в своем маленьком домике Московской области, куда его приютили?
Есть духовная карьера, но не та, что сейчас подразумевается: что можно стать более высоким чином, а духовная карьера, в которой жил преподобный Сергий Радонежский. Преподобному Сергию много раз предлагали быть Игуменом монастыря, но он отказывался. Но потом, когда его братья упросили быть Игуменом, чтобы духовно их окормлять и управлять, тогда только он согласился быть духовником у них. Он трудился больше всех. Когда ему предлагали быть Архиереем, то он сказал: «Я никогда не был златоносцем и не буду». Его молитва жгла безбожников.
Очень многие слова у нас искажены. Например, до революции слово «поп» было нормальным. А сейчас священник слово это воспринимает как оскорбление, что его хотят оскорбить, потому что уже констатация в советское время приобрело уже другое. Сейчас, если хотят назвать священника по-доброму, говорят: «Батюшка». Люди, не сведущие, говорят: «Святой отец», но это католическое обращение.
Самый лучший пример духовной, настоящей карьеры это Лествица Иоанна Лествичника. Для монахов, которые отказались от мира, от всего, им преподобный Иоанн Лествичник написал книгу, которая является азбукой духовной жизни. Без этой духовной карьеры служение Богу невозможно, невозможно к Богу на небеса запрыгнуть сразу без ступеней. Есть такое в монастыре правило: «Если ты видишь послушника, который взлетел на небо, возьми его за сапог и стяни его с неба». Это делается для того, чтобы он не разбился, потому что, если он будет летать, то он разобьется. Нам нужно постепенно восходить на небо.
Почему в духовном мире, не приходят к молодому священнику, а приходят к старцам? Потому что старцы уже взобрались по этой духовной лестнице и им сверху виднее. Им Бог дал уже некое послушание помогать, особенно людям.
Каждому человеку надо развивать свои таланты. Ни один старец не стал старцем с младенчества. Он сначала был обычным священником или монахом, или благочестивым христианином, а потом потихоньку он восходил, а не сразу же достиг высот.
Почему нам Бог дает всё постепенно? Потому что, если Он нам даст сразу же взлететь на небо, то мы разобьемся, т. к. ещё мы не научились летать. Он дает нам маленькую высоту полетать, если мы упадём, то мы только ушибёмся. Вот поэтому и не нужно прыгать через головы, не нужно делать какую-то нечестивую земную карьеру. Карьера, сама по себе, не является чем-то плохим, карьеру просто испортили. Само слово стало иметь негативную окраску.
По Евангелию, если человек не делает себе духовной карьеры, если он не стремится, не изменяется, то он не может спастись. Нужно правильно выбрать себе направление действий и потихоньку всходить по ступенькам. Духовная карьера - есть необходимое средство для достижения Царствия Небесного. Если мы отяжелены какими-то страстями, то мы потихоньку от них избавляемся делами веры. Святые отцы говорят: «Нужно заменить страсть на что-то хорошее». Душа не терпит пустоты. Чтобы утвердиться в чем-то на ступеньке, нужно туда вступить сначала одной ногой, потом второй ногой, потом взяться за перила. Чтобы нам подняться на небо, нам нужно избавляться от балласта, от лишних вещей, от лишних страстей, которые нам мешают. Но пустоты не может быть там. Нужно, чтобы эта страсть заполнялась добродетелью.
Когда человеку, заболевшему онкологией, вырезают раковую опухоль, то на месте операции не остается пустоты. Туда закладывают лекарство, дезинфицируют, зашивают. Там не оставляют внутренней пустоты, чтобы там не развивались снова раковые клетки, микробы. Чтобы в нас не развивались духовные микробы, нам нужно тоже отсечь что-то и привить что-то доброе. Когда мы приходим на причастие, то наша кровь становится горячей. Мы причащаемся Святых Христовых Тайн, и наша кровь становится кровью Божественной. И поэтому мы не боимся холода этого мира. Мы сможем помогать нашим близким.
Мы должны понимать, что Бог может всё это в миг у нас отобрать, если мы не будем помогать нуждающимся. Если человек не помогает близким, Бог отбирает у него здоровье. Когда мы с вами пришли в Храм, то думаем, что взобрались на третью, четвертую ступеньку лестницы, и думаем, что мы уже святые. Но Бог нас сразу проверит. Мы выйдем из Храма, и, если мы не оказали помощь никому, то Бог нас остановит. Если мы начнем помогать, Бог будет помогать нам делать добрые дела. Бог дает нам инструменты, чтобы они нам служили.
Нас всегда будет Бог смирять. Понесли ли вы еду болящей, и она отказалась от неё. Мы всё равно должны стараться делать добрые дела. Каждому христианину нельзя стоять на месте, ему нужен духовный рост, то есть карьера. Он должен ставить себе задачи, что завтра я должен измениться в этом, послезавтра – в другом.
На небе есть чины ангельские, и нам надо стараться им подражать. Мы можем подражать Ангелам, Архангелам, Херувимам, Серафимам – мы всем можем чуть-чуть подражать, то есть мы можем себя возвышать к ним умом и подражать им в чем-то. Херувимы и Серафимы – насколько они близки к Богу! Серафимы, у которых много крыл, двумя крылами закрывают себе очи, потому что не могут смотреть на Бога, двумя крылами закрывают нижнюю часть ангельскую (ноги) и двумя крылами летают. У них три пары крыльев. Так мы с вами должны им подражать: с одной стороны, мы должны быть сильными (иметь защиту – щит, молитву), с другой стороны, мы должны быть постоянно в движении (пытаться лететь к Богу) и, с другой стороны, мы должны быть скромными (закрывать своё лицо) и не смотреть на свои добрые дела. Мы с вами знаем, что стоит только человеку увидеть в себе добрые дела, он сразу же меняется, он думает, что он что-то значит.
Бог создал Адама и Еву из земли. «И в землю мы отходим»,- так поется на Панихиде. Человек должен пройти испытания, это есть огонь очищения, через который он станет светлее и чище. Чем больше мы вытерпим, тем чище станем. Мы должны стать некими зерцалами Божьими: пропускать сквозь себя свет, и весь свет пойдет к Богу, а можно ещё отражать (передавать свет, как маяк духовный). Некоторые люди настолько впустили в себя Бога, как Преподобный Серафим Саровский, что они сами уже сквозь себя пропускают Божественный свет. А есть люди, которые говорят: «Я, человек грешный», имеют такое удивительное смирение, и они используют добродетели, чтобы отражать Божественный свет.
Но есть обратная сторона медали. Один человек подошел к своему сыну и хотел научить его одной важной вещи. Он сказал: «Сынок, посмотри, пожалуйста на это зеркало и посмотри на стекло. Чем отличается стекло от зеркала? И чем отличается богатый человек от бедного человека? Чем отличается начальник от подчиненного?» Все мы с вами: и богатые, и бедные - все мы с вами стёкла. Но, если человеку стоит только позолотить или посеребрить одну из его сторон (одеть на него погоны, или дать ему богатство), то сразу же человек становится зеркалом. И он видит только самого себя. Но он видит себя самого только тогда, когда он строил себе карьеру и старался для себя. А вот Преподобный Серафим Саровский и другие святые, они делали карьеру духовную не для получения санов и званий. Они через добрые свои дела прославляли Господа, и намазанное на их стекло серебро, оно отражало уже Божественный свет. Они не смотрелись в это зеркало. Каждый человек – это стекло, и каждый человек должен стать зеркалом. Нет ничего плохого, что мы делаем карьеру, что мы что-то приобретаем, но каждый человек может видеть или в этом зеркале самого себя, или отражать Божественный свет в том же самом зеркале. Те же самые богатства, те же самые должности, те же самые погоны для человека могут принести погибель или, наоборот спасение души, спасение многих ближних.
Само по себе слово карьера оно не плохое, это стремление, без которого невозможно идти к Царству Божьему. И без стремления к нему, если христианин остановился, его сразу же лавиной унесёт. Нам нельзя стоять на месте, нам нужно ставить себе духовные задачи для того, чтобы изменяться.
Аминь.
11.12.2020 г.
Свидетельство о публикации №121021809807