Божество
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновение» «К***»
Кто это - БОЖЕСТВО?
БОЖЕСТВО -
слово, используемое для наименования БОГА, богов и вообще высших существ.
Слово «Божество» в Православии имеет несколько значений:
1. Употребляется как синоним слова «БОГ».
Божество является одним из имен Божиих.
2. Именует Сущность, Природу, Естество Триипостасного Бога.
«В Троице,- пишет свт. Афанасий Великий,- существует вечное и единое Божество».
Свт. Василий Великий: «Божество в Каждом Лице Св. Троицы, - Одно».
Григорий Богослов: «для нас Бог - Один»
3. Используется для обозначения Божественного достоинства Каждой Ипостаси («Божество Отца», «Божество Сына», «Божество Святого Духа»).
Свт. Афанасий Великий, пишет: «Видевший Сына, видел Отца, потому что в Сыне созерцается Божество Отца»
4. Употребляется применительно к Иисусу Христу как Воплотившемуся Богу Слову, в Котором «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2.9).
«Признак Божества» Христа, замечает свт. Афанасий, можно видеть не только во множестве совершенных Им чудес, но и в том, что, «приходя к нам (Христос), создает Себе тело от Девы»
Христос Сам, по замечанию Оригена, «указывает на присущее в Нем Божество в словах: Я есмь путь и истина и жизнь»
5. Божеством именуются Божественные нетварные энергии.
В Послании ап. Павла к Римлянам (1. 20) указывает, что «невидимое Его (Бога), вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы».
То есть, Божественная Энергия проявляет себя как Божество, как премудрость, гармония и благодать Божия в природе, в человеке, в устроении Мироздания, во всём творении.
Утверждая, что «существует единая энергия Отца, Сына и Святого Духа»,
Свт. Василий Великий отмечает при этом: «Божество является именем (этой) энергии».
Многие имена Божии являются именами нетварных Божественных энергий – Любовь, Красота, Премудрость и др., через которые человек познаёт Бога.
"Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (1 Ин. 4:7-8).
6. Божеством называют всё, что есть Бог - Его сущность и энергии.
Свт. Григорий Палама отмечает: «Когда мы называем единое Божество, мы называем все, что есть Бог - и сущность, и нетварную энергию».
Но, любое имя, в т. ч. и «Божество», не открывает Божественного непознаваемого естества.
Что же касается нетварных энергий, то они «раскрывают нам некий образ бытия Пресвятой Троицы вовне Ее неприступной сущности»*, что позволяет именовать их Божеством.
7. Примерами использования термина «божество» в уничижительном смысле служат названия ложных, языческих «богов», а также идолов, олицетворяющих этих «богов». За всяким «божком» или идолом, которым начинают поклоняться люди, сокрыт падший дух – демон.
8. Божество – в переносном смысле то, чему человек поклоняется. Если божество - не Истинный Бог, то это является идолопоклонством.
9. Удивительно, что А.С. Пушкин в последней строфе своего изумительного стихотворения "Я помню чудное мгновение" говорит, что вырвавшись из мрака заточения, душа пробудилась и для его сердца ВОСКРЕСЛИ вновь:
И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.
БОГ как Божество, жизнь, любовь, и ЕГО благодатные дары: вдохновение, слёзы (умиления и раскаяния) ВОСКРЕСЛИ в душе поэта.
Здесь мы читаем слова гения и мудрого, истинно православного человека, в котором есть живой опыт вдохновения, откровения и духовного обновления, преображения от личной встречи с БОГОМ.
Примечания
*Лосский В. Мистическое богословие. С. 58
Использованы фрагменты
1. Православной энциклопедии. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014. М. С. Иванов
2. Сайта Азбука.ру. Божество.
Свидетельство о публикации №121021807301