Формы искусства Эссе
ФОРМЫ ИСКУССТВА
ЭССЕ
Формы искусства конечно же связаны с образом жизни человека самым тесным образом.
Вот жил человек в пещерах и на стенах пещер и создавал свои первые наскальные рисунки.
Кстати эти наскальные рисунки первобытных времен вовсе не так просты как кажется - они полны жизни и движения и удивительно энергетически заряжены живой радостью бытия.
Ведь это обычно - бегущие фигуры охотников за добычей, фигуры тех кто страстно занят любовью… Все в движении, все необычайно динамично и полно энергии живой жизни.
Потом так изображать жизнь в ее непрерывном живом и страстном процессе - разучились.
Пошли статуи… И опять статуи.
Сначала статуи богов и «божков». А потом статуи героев и победоносных полководцев, императоров и прочих начальников древних времен.
Изображать живую жизнь разучились. И вероятно к самой живой жизни действительно потеряли вкус - всюду появились бесконечные запреты, строгая субординация, приказы и наказания…
В первобытные времена этого не было. И вероятно тогда человек наслаждался жизнью более открыто, свободно и раскованно. Что и отразилось в наскальной живописи.
Письменность появилась очень давно. Есть глиняные таблички времен Древнего Вавилона и Древнего Египта.
Но тогда в культуре письменность вряд ли имела особое значение.
Хотя и утверждается в Библии что мол вначале было Слово…
Неведомо где именно, в каких мирах «Вначале было Слово»… Но в человеческом мире вначале было изображение… Вот та же наскальная живопись, потом всевозможные идолы из дерева и камня, наконец статуи богов и героев… И только потом по настоящему пришло в человеческий мир письменное пророческое и художественное Слово.
Какие-то признаки существования художественной литературы находят и в Древнем Вавилоне - тексты какие-то находят которые якобы можно принимать за романы на глиняных табличках…
Но все это не позволяет говорить о художественной литературе в полном смысле этого слова до времен Древней Греции и Рима.
Именно тогда художественная словесность получила все права на жизнь в древнем обществе.
Однако сложно было в те времена с распространением рукописей, с всеобщей грамотностью (которой конечно и близко не было)… И потому литература большой роли в древнем обществе не играла и играть не могла.
Все изменило появление книгопечатания. Книги стали доступны и их действительно стали с этого времени читать не одни монахи и книжники.
Художественное слово и сама художественная литература в самых разных формах стали развиваться удивительно быстро.
Произошел фактически переворот в культуре и в общественном сознании - оно обратилось к литературе и было на века с этих пор загипнотизировано литературой, поклоняясь художественной литературе в ее высших проявлениях как богине.
Но гипноз художественной литературы проходит и уже прошел фактически - сначала в странах Запада, а потом и в странах бывшего СССР.
В СССР поклонение художественной литературе приобрело официальный характер, но одновременно фактически оказалось в «законсервированном» состоянии - великие писатели были объявлены «полубогами» и был утвержден их официальный культ со всеми вытекающими из этого последствиями… Ритуалами, «священнодействием» в массовых мероприятиях, культов «святых текстов» литературы.
Но весь этот мир литературного священнодействия разрушился в одночасье вместе с гибелью самого СССР.
Новая же власть фактически пустила писателей по миру, бездумно отдала литературные журналы в частные руки, лишила писательский труд статуса официально признанной профессии.
Гибель литературы в России довершил Интернет - море сайтов поэзии в нынешней России и литературных сайтов (похоже их ныне уже больше 70 в России) превращает литературное творчество в развлечение бесчисленных толп графоманов и стихоплетов разных мастей, которые не знают ничего о настоящей литературе, да и знать не хотят.
Наше нынешнее государство поддерживает те осязаемые формы культуры которые «ему видны и понятны». Вот театры - они есть. Значит можно их поддерживать финансово. А литература? - Кто писатель а кто - не писатель? Кому давать деньги за его писательский труд, а кому не давать…
Чтобы не заморачивать себя этими вопросами предпочитают наши власти забыть о литературе вообще.
Вот есть у нас певцы и музыканты - и хорошо. Славно даже!
Пусть певцы и процветают в нашем обществе.
Певцы и музыканты… Алла Пугачева со своими бесчисленными любовниками.. Футболисты наши…. С интимными видео… Девушки фигуристки … Совсем еще юные девушки раскручивающие свои прелести…
---------------------------------------------------------
Это нынешняя культура… Напишем это слово без кавычек.
Но может быть все таки есть и «свет в конце тоннеля»….
Угомонятся графоманы. Поймут что они - не писатели от Бога.
Власть поймет наконец что глупо талдычить по инерции нечто возвышенное о Пушкине… Произносить о великом Пушкине бесконечные общие слова… И презирать одновременно живую современную литературу.
И молочные реки побегут по всей стране… И кисельные берега вокруг этих рек будут ждать всех желающих счастья…
Ну конечно все так и будет когда-то.
Да вот - неизвестно когда…
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – -премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 18-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
Свидетельство о публикации №121021802511