Молотобоец

В нашем поселке, после войны, вместо колхоза организовали артель по производству изделий из дерева - сани, телеги, кадушки, бочки, ульи и прочее, прочее, прочее. В поселке была огромная столярная мастерская с деревообрабатывающими станками, кузница, конюшня с лошадьми. Как всех мальчишек, нас тоже тянуло то в столярную мастерскую, сделать скворечник или пистолет из дерева, то на конюшню к лошадям, почистить, подрезать гриву, сгонять на водопой, то в кузницу, отковать себе что-то наподобие ножика и закалить в бачке с водой с характерным шипением раскаленного металла. В деревне взрослеешь рано, хотя это в большей степени зависит от родителей. У меня родители были неграмотные (так сложилась у них жизнь, что учиться не было возможности), но мама могла дать фору в воспитании любому педагогу. Вначале, маленькому, давала небольшие легкие поручения, с возрастом они становились все более напряженными и продолжительными. Задание матери нужно было выполнять беспрекословно, если проверит, что задание не выполнено или выполнено плохо, то обязательно заставит переделать, а если начнешь капризничать, то и прутика получишь. Так вот постепенно принуждение приносило свои плоды. Уже после шестого класса появилось осознание, что родителям нужно помогать.  В шесть лет я работал на сенокосе копновозом (подвозил на коне с волокушей копны к стогу). В двенадцать лет вместе с пацанами мы, когда не было сенокоса, ремонтировали в деревне дорогу, загружали телегу мелкими камнями и засыпали ими ямы на дороге. В тринадцать лет я уже работал с мужиками на вывозе леса из тайги к пилораме. Дома самостоятельно научился косить траву косой. После окончания седьмого класса, в четырнадцать лет, кузнец Илья Рылов (однофамилец) или дядя Илья, как мы его звали, предложил мне попробовать поработать в кузнице помошником, молотобойцем. Я согласился, бригадир артели тоже был не против. Против был отец, он сам был кузнецом, когда жил в Черемшанке, да и на фронте ему приходилось подковывать лошадей, поэтому он знал, что это тяжелая работа. Мне удалось его уговорить, чтобы попробовать, а если будет тяжело или не будет получаться, то всегда же можно уйти, никто не осудит.
Дядя Илья был среднего роста, физически крепкий мужик со спокойным характером в быту, но в работе бывал требователен, крут, мог и прикрикнуть и даже матюгнуть, если что сделаешь не правильно. Мастер он был отменный, умел делать даже горновую сварку металла, таких мастеров было не много. Кузница по местоположению была посредине села, но в отдельностоящем здании и рядом не было никаких построек, как я понимаю, из за пожарной безопасности. Посредине кузницы располагался горн с естественной вытяжкой, слева от горна располагались меха, для подачи воздуха в горн, еще чуть левее располагалась емкость с водой, здесь же стояло точило для заточки инструмента.  Справа от горна стоял ящик с коксом (топливо для горна), за ним на стеллажах лежал металл - полоса, круги различного диаметра и различных марок стали. Напротив горна, на огромном чурбане от березы, стояла двурогая наковальня. По обе стороны от входной двери стояли стеллажи для инструмента, верстак с тисами. У дяди Ильи был кузнечный молоток весом около двух килограмм, по простому - ручник, которым он, при ковке, указывал мне место удара кувалдой и сколько раз я должен в это место ударить. Выглядело это так - он ударял ручником в то место на поковке, в которое я должен был ударить и пристукивал ручником по наковальне, если один раз, значит я должен был нанести один удар, если пристукивал два раза, значит два удара друг за другом. Со стороны выглядело, как будто кузнец играет молотком, а на самом деле это была не игра. Этот ручник дядя Илья использовал также для ковки мелких заготовок. У меня было три кувалды - 6, 8 и 10 кг. , Последняя была тяжеловата и я ей пользовался очень редко.
Работа в кузнице очень трудоёмкая, в ней  пыльно и жарко, выделяется газ, при горении кокса. Для того, чтобы получить нужную поковку, нужно было приложить много сил и умения. Я приходил на работу немного ранее кузнеца, разжигал горн и разогревал его до нужной температуры работая мехами. Приносил с речки воду в ведре и подливал в емкость для охлаждения поковок. Раскладывал в определенном порядке кузнечный инструмент на подставке рядом с наковальней - щипцы различной конфигурации и различной длиной ручек, всевозможные подкладки, зубила, вставки и прочее, прочее, прочее в зависимости от того, какую нам работу предстояло выполнять. Приходил дядя Илья и начиналась работа. Основная работа была в том, чтобы оковать железом изделия выпускаемые артелью - сани, различного предназначения, телеги, дрожки, кадушки, бочки и многое другое. Однажды мы оковывали уменьшенные копии изделий для ВДНХ (выставки достижений народного хозяйства), работа очень кропотливая, тонкая и мое вмешательство было минимальное, поскольку детали были мелкими. 
  Технология изготовления поковки заключалась в следующем:
1. Заготовка металла нагревалась в горне, причем было  очень важно правильно осуществлять ее нагрев в зависимости от величины заготовки и марки стали. Нагрев заготовки осуществляется медленно, чтобы она прогрелась равномерно и достаточно, но не перегревалась, иначе она могла дать трещину и разрушиться. Самая хорошая температура для ковки 800-900 градусов, при ней возрастает пластичность стали и в 20 раз снижается её прочность. Приборов контроля температуры не было, температура определялась на глаз, по цветам побежалости исходя из опыта. Этот опыт дядя Илья передавал мне, не сразу, но постепенно я научился определять готовность заготовки к ковке.
2. Кузнец захватывал нагретую заготовку клещами и клал на наковальню. Ударами кузнеца ручником и кувалдой молотобойца, заготовке придавалась желаемая форма поковки. Иногда требовался повторный нагрев заготовки. Ручная ковка требует от кузнеца и молотобойца не только кропотливой работы, но и определённых физических данных и выносливости. В процессе изготовления кованого изделия приходилось наносить несчётное количество ударов 8-ми килограммовой кувалдой. Для этого нужна была хорошая сила. Силенки хватало и я до конца лета проработал в кузнице.
Дядя Илья моей работой был доволен, я был доволен тем, что из всех пацанов он выбрал меня и что я очень сильно окреп физически, а это не мало важный фактор в подростковой иерархии. Может быть работа в кузнице стала и одним из важных факторов, что я в будущем стал металлургом.
 


Рецензии
День добрый, Василий! На Прозе читаю, на Стихире перечитываю. Кто-то из умных сетераторов, однажды раскрыл секрет читательского интереса: на прозе выкладывай стихи, и наоборот.) А у тебя и то, и другое хорошего добротного качества. Опять тебя хвалю, дружище! Не корысти ради и ответной похваляшки, а от всей уральской души.

Шельпякова Ольга   18.02.2021 13:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Оля, спасибо, за теплые слова! Наверное мало мы в жизни их говорим друг другу...вот смотришь в списке читателей - один и тот же человек побывал на моей страничке сотни раз, но не оставил ни одного слова ни похвалы, ни порицания. Если действительно нравится, то скажи человеку, пусть он знает оценку...а если не нравится, то зачем тогда глаза мозолить? Не понимаю я таких людей, не понимаю.

Василий Рылов   18.02.2021 16:13   Заявить о нарушении