Оправдание Пилата

Афинских переулков скорбный циник,
Не веруя сердечности людской,
Немало истоптал, поправ святыню,
И жёлчью исходил он день-деньской.

Насмешливо глумился: "Человека
Тут не сыскать! — кругом одно быдло! —
В очах нет жара, и все лица блеклы,
И душу их покинуло тепло!"…

…Когда б в вопросе киника Пилата
Не слышался циничный скептицизм,
Мол, истина, увы, отнюдь не свята,
И в истине изрядный плюрализм.

Мол, всё размыто, нету очертаний
Нам различить добро от тени зла,
И тщетность наших суетных исканий
Покрыла толщей пышная зола.

Тогда бы не случилось перемены
В душе, к добру стремящей скорбный бег,
И не воззвал к толпе б он суегневной:
"Взгляните! Отыскал! Се Человек!"…

…Из Гадеса наверх ступени лестниц
В своём гробу почуял дрожью вен:
Мол, жизнь вернётся, и исчезнет скепсис, —
И внемлет Слову киник Диоген.

12.11 — 09.12.2020 — 01.02.2021


Рецензии
Церквям не нужен живой Бог, у них все налажено.

Алексей Просветленный   28.10.2021 13:55     Заявить о нарушении
Это кто же Вас так Просветил, Алексей?
Я, с Вашего позволения, буду всё же стоять на евангельских основах: Церковь есть тело Христово!

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   28.10.2021 15:06   Заявить о нарушении
Все определяется по плодам - если люди в государстве на последнем месте, кругом смута и неверие, можно ,конечно петь сладкие песни.
Веры и конфессии спасают мир.....однако!

Алексей Просветленный   28.10.2021 15:25   Заявить о нарушении
Вы полагаете, Алексей, что мне не знакомы евангельские слова: "Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них <...> Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали" (Лк.11;46;52). Знакомы. И стараюсь я их прилагать прежде всего к самому себе, ибо помню также: "Не судите, да не судимы будете" (Мф.7:1).
Церковь опознаётся искличительно изнутри: пока не войду, не пойму, чем она дышит. Если я положил в свой карман золотой червонец, то только я знаю, что он у меня там лежит. Другой может только верить или не верить в это, пока сам не убедится, что он там есть.
Я знаю достоверно, что Церковь - это сокровище, к которому прикасаются разные грешники, включая меня. Вам это не известно. Но я Вам ничего не могу возразить - я же не Просветлённый...

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   28.10.2021 19:29   Заявить о нарушении
Можно много говорить , а где священники в Духе Святом? Вот вы в Духе Святом наставляете?

Алексей Просветленный   28.10.2021 20:06   Заявить о нарушении
Случается. Бывает, что скажешь, а потом удивляешься, откуда это вдруг сказал, откуда мысль такая в голову залезла? Выйдешь порю на проповедь, с чего начать не знаешь, и вдруг потекло. К своим заслугам я это никак не отношу... Но, главное, стараюсь наставлять, исходя из евангельского слова. Получается или нет, судить не берусь, но принципу верен.
Я искренне верю, что дары Божии, полученные на хиротонии сопровождают любого священника всю его жизнь. Да, конечно, есть особо облагодатствованные батюшки, и таких единицы. С некоторыми знаком. Главное то, что они есть! И находиться рядом с ними истинное счастье. Об этом очень хорошо Сергей Фудель написал...
Соответствую ли сам тому, что говорю - это суд Божий!

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   28.10.2021 21:37   Заявить о нарушении
Уровень священнодействия пастыря определяется по состоянию духовности вверенного ему стада. А стада наши желают быть лучше.....😪
Достаточно обратить внимание на отношение между разными конфессиями - нет единства , взаимные упреки, подставы и т. д.

Алексей Просветленный   29.10.2021 04:43   Заявить о нарушении
Я прошу прощения, Алексей, тему Вы затронули достаточно глубокую, и ответить поскору не удастся. Я обязательно отвечу, чувствуется, что Вы вдумчвый человек, но несколько позже...

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   29.10.2021 22:31   Заявить о нарушении
В храм приходят, Алексей, те, кто приходит, и выбирать, слава Богу, не приходится — кого Бог привёл, того привёл. В конце концов, Церковь есть общность спасающихся грешников, которые поняли, прежде всего, то, что они — грешники, и что их необходимо спасать, ибо сами в себе они эту силу для спасения не обретают. Хуже бывает тому, кто считает, что либо он вообще не грешник, либо у него самого есть силы сопротивляться греху — он обречён, ибо без Христа спастись человеку невозможно. А Христос живет в Церкви, которая является Его телом. По крайней мере, я в это искренне верю.
Одним из таких раскаявшихся грешников был царь Давид. Думаю, нет смысла доказывать, что сам по себе он был человеком и энергичным, и волевым, и обладающим по человеческим меркам недюжинными способностями. Однако он завопил на всю вселенную: "Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей!" (Пс.50:3), — не может быть никакого оправдания греху, но только милость Божия и спасение от Него.
"Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих" (Пс.50:6), — какой бы грех не совершил человек, как бы дурно он не поступил по отношению к своему ближнему или дальнему, ответ ему всегда придётся держать только перед Самим Богом. И только он может омыть человека от его беззакония и очистить от греха (см.: Пс.50:4).
Суд Божий нелицеприятен: в Боге нет никакой скверны, и поэтому любой грех есть непреодолимое препятствие человеку для воссоединения его с Богом. Спасение человека возможно только, если Сам Бог не станет входить в суд со своим рабом, а попросту по Своей неизреченной милости простит и помилует грешника: "Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти" (Пс.50:11).
И только тогда, когда я буду просить у Бога именно милости, а не своего права, становится возможным и моё спасение: "Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя" (Пс.50:14).
Как, надеюсь, Вы понимаете, Алексей, сей грешник (царь Давид) почитается Церковью, как величайший святой.
Теоретически я могу допустить, что я не такой грешник, как какой-нибудь, положим, Петя. Но любой грех есть смерть, а смерть есть ад. Это тождественные понятия для христианского сознания. Исходя из этой логики, я прихожу к выводу, что этого мерзкого Петю надо расстрелять, причём сделать это надо раз пятьдесят, ибо настолько он мерзок. А меня, всего лишь на всего, только один раз! Я полагаю, что нет необходимости объяснять, что разницы, увы, принципиально нет никакой?
Церковь предлагает совершенно иную логику: Господи, пожалуйста, не расстреливай ни разу Петюю, прости его и помилуй, но тогда прости и помилуй заодно и меня, грешного! Отсюда: "Не судите, да не судимы будете" (Мф.7:1).
Вы абсолютно правы в том, что "Уровень священнодействия пастыря определяется по состоянию духовности вверенного ему стада". Недаром священника хоронят с покрытым воздУхом лицом, ибо подлинным лицом покойного являются те, кого он пас: "Се, аз и дети, яже ми даде Бог" (Ис.8:18)! Но я не уверен, что оценить уровень духовности стада способен кто-то извне: он не знает, чем это стадо дышит и как оно ищет Христа. Допускаю, что пастырское попечение действительно может быть прескверным, но судить об этом может только Бог, Который знает, как Его ищут и как борются с грехом.
Я — сын священника, и долгое время служил со своим отцом. Когда он подходит к причастию, то всегда произносит: "…аз недостойный и паче всех грешнейший!" Я обычно шёл за ним, и мне всегда хотелось сказать: "…и паче отца Владимира грешнейший…", — но помалкивал, ограничиваясь констатацией своего недостоинства. Уверяю Вас, что ни он, ни я не кривили душой. Когда священник выходит с чашей причащать народ, то читает молитву, в которой есть слова: "но яко разбойник исповедаю Тя", — эти слова отнесены ко всем тем, кто пришёл на причастие, включая тех, кто находится в алтаре. То есть перед чашей стоит толпа бандитов, именно так себя и ощущающих, но помнящих, что именно такового разбойника по его смирению Христос сподобил первым войти в Царство Небесное (см.: Лк.23:39 — 43).
Как только уходит это понимание, начинается фарисейство. Но я не готов судить никого, кто подходит к чаше, ибо это — тайна его личного отношения с Господом Богом. Да, если мне это становится заметно, я, конечно, укажу на эту духовную проблему тому, кто передо мной, но, во-первых, это — тайна исповеди, а, во-вторых, возможность моей ошибки и моего неправильного вИдения. Недавно здесь на сайте меня обвинили в гордыни, а мне возразить-то, в общем-то, нечего — приходится задумываться, всё ли со мной в порядке по этому поводу?
Ко второму Вашему вопросу, Алексей, у меня более жёсткое отношение. Я принципиально считаю, что единства между конфессиями быть не может: Истина — Одна, и Истина — Христос. Соответственно, малейшие искажения догматического учения Церкви недопустимы, и терпимо к ним относиться невозможно. Другое дело, терпимое отношение к человеку иного вероисповедания. В храме, где я служу, сторожем работает мусульманин. Священноначалие об этом знает и принципиальных возражений не имеет. Его никто не принуждает менять свою веру. Когда он однажды наломал дров, то сам прибежал в храм и молился, как умеет — никто слова не сказал. Когда он со мной встречается, складывает руки под благословение — этому его никто не учил и не заставлял — полная его свобода.
В том храме, где я служил раньше вместе с отцом, как-то появилась женщина. Она была католичкой, о чём чётко и ясно заявила. Поначалу она просто приходила и молилась. Дело в том, что она ухаживала за немощным человеком и надолго покидать его не могла. Однажды она подошла и сказала, что добраться до костёла у неё возможности нет, и попросилась на причастие.
В Евангелии есть два момента: один — "Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф.12:30), и "кто не против вас, тот за вас" (Мк.9:40). В первом свидетельствуется о том, что только Христос может быть основой всех наших упований. И все наши духовные сокровища, которые мы собираем для вечной жизни, чтобы не с пустыми руками войти в Царство Небесное, сохраняются в глубине человеческого сердца с явной надеждой, что это угодно Богу.
Во втором проявлена бездна милосердия Божия, когда человек направляет свои стопы ко спасению. Достаточно того, что он не противится евангельскому слову. Здесь есть явная надежда на то, что любимое чадо Божие ещё вызреет и войдёт в полноту церковной благодати, но войдёт сам, а не по принуждению. Важно ещё и то, что вторая фраза завершается словами: "И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей" (Мк.9:41). Важно иметь тяготение, устремление ко Христу, поверенное Словом Божиим.
Страха ради смертного мы можем причащать католиков и причащаться в католической церкви. Понятно, что дожидаться смертного часа этой женщины не пришло в голову никому. Ясно, что она воспитана в иной традиции, и ломать её необходимости нет, ибо Христа она любит, и вмещает в своём сердце столько, сколько может вместить. В многоклирном приходе все священники разные и имеют, как правило, по многим вопросам собственное мнение. Но ни у одного не возникло сомнений в том, что причащать её можно.
Не знаю, сумел ли я ответить на Ваши вопросы, Алексей, но я искренне старался. Я понимаю, что эти ответы даны на языке Церкви, и вряд ли они Вас удовлетворят, но по-другому я ни мыслить, ни чувствовать, ни веровать не умею.

Священник Алексий Тимаков.

Священник Алексий Тимаков   10.11.2021 19:13   Заявить о нарушении
Допускаю, что пастырское попечение действительно может быть прескверным, но судить об этом может только Бог, Который знает, как Его ищут и как борются с грехом.
ИСТИННО ТАК! Не нам, грешным, судить и оценки нашим батюшкам давать! Спасибо Вам!

Наталья Степушина   22.11.2021 19:36   Заявить о нарушении
Если пастух заснул, а волки задрали вашу корову, тоже про Бога будете говорить....

Алексей Просветленный   22.11.2021 20:26   Заявить о нарушении
Пастух ответит перед поставившим его пасти.

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   22.11.2021 22:07   Заявить о нарушении
А семеро детей без молока и семья без кормилицы коровушки....
Если церковь в Духе Святом (а это навряд ли),так Бог и рассудит.
А если церковные дела решаются с помощью ОМОНа, или горят храмы, как в Украине - это не Бог и не ЕГО Дух.
Пожалуйста не выдавайте желаемое за действительное....
Спасибо.

Алексей Просветленный   23.11.2021 01:15   Заявить о нарушении
Увы, но есть очень чёткая формула: "Бог - виновник всего!" Вина в данном случае - причина.
Бог обещает Моисею, что Он ожесточит сердце фараона (см.: Исх.4:21). То есть даже злоба человеческая бывает попущена Богом. Мы, которые имеют в своей истории и Смуту, и Иоанна Грозного, и революцию, и военный коммунизм, и Гражданскую и Отечественную понимаем, что всё это попущено Богом.
Я хорошо понимаю, что анализ нашей истории может привести человека к отрицанию и неприятию Самого Бога, но я не понимаю, как человек, принявший Бога, может не принимать Его Промысла. И, если: "Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь" (Ис.55:8), то как Он решит судьбу семерых детей или тех, кто прибегает к помощи ОМОНа или поджигает храмы на Украине - в конечном итоге именно Его ответственность.
У меня глубокое убеждение, что Бог сотворил всю Вселенную ради меня одного. Чем больше я об этом задумываюсь, тем больше прихожу к выводу, что всю эту Вселенную Бог сотворил точно также только для одного Алексея Просветленного, ибо у Бога с каждым человеком - предельно личные отношения. А это уже говорит о том, что каждый человек, имеющий взаимоотношения с Господом Богом, должен быть занят проблемой не как взыскать ответственность с другого (если, конечно, он не поставлен Богом быть судьей), а отыскивать в себе самом ресурсы, как именно он сам на своём месте может участвовать в жизни и менять её к лучшему, где он может сам потрудиться во славу Божию, никого не осуждая, ибо это прерогатива Бога!

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   23.11.2021 11:45   Заявить о нарушении
Всякая нечисть имеет власть на земле из-за отсуствия Духа Святого у предпологаемых его проводников и Бог не имеет отношения к беспределу современного мира, и безмерно от этого страдает.
А занимать позицию - моя хата скраю - означает быть от него, весьма далеко....

Алексей Просветленный   23.11.2021 14:28   Заявить о нарушении
Ничего не происходит в этом мире без попущения Божьего, и если что-то происходит, то значит, такова воля Его...А все грехи мы должны в себе искать-и каяться..Я вот так думаю...

Наталья Степушина   23.11.2021 14:35   Заявить о нарушении
"мир во зле лежит" (1Ин.5:19). Это констатирует Иоанн Богослов. Вы, Алексей, хотите сказать, что рядом с любимым апостолом Христовым не было Духа Святого?
Я не призывал к тезису: моя хата с краю. Я призываю к тому, чобы начинать с самого себя: "Спаси себя и тысячи вокруг тебя спасутся!" Мне никакой епископ и никакой священник, и никакой мирянин, сколь бы он грешен не был, не сможет помешать быть рядом со Христом. Этому могу помешать только я сам. И начало этой помехи лежит в осуждении, а преодаление этого состояния - через покаяние... другого Церковь не знает.

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   23.11.2021 15:06   Заявить о нарушении
Наталья, благодарю Вас!
Сочувствие и единомыслие всегда радуют.

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   23.11.2021 15:07   Заявить о нарушении
Вот и причина недоумения : правильно быть во Христе а не рядом, ибо и Иуда был рядом.

Алексей Просветленный   23.11.2021 18:15   Заявить о нарушении
Алексей, Вы меня огорчили: в чём, в чём, а в словоблудии я Вас заподозрить никак не мог...
Понятно же, о чём я говорю, а Вы пытаетесь привязаться к формулировке?
Ну что ж, в таком случае мне придётся приводить слова Самого Христа: "ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф.18:20). Кажется, тут не сказано, что Христос внутри?
Я понмаю Вашу мысль, ибо: "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк.17:21), и "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа" (Ин.3:8). Мне бы очень хотелось быть рождённым от Духа - это я не о таинстве Крещения и не о Хиротонии, которые, естественно, актуальны навсегда, а о том, стяжал ли я сей Дух своею жизнью и делами или нет, - но утверждать о себе такое я не дерзаю.
Возможно, потому я и не Просветлённый?

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   23.11.2021 20:55   Заявить о нарушении
Мир во зле лежит не потому, что Бог попустил, Бог есть Свет - нет у Него злодейства , предательства, фарисейства, мамоны - это заблуждение яеловечества, ведомого искушенными, слепыми пастырями. Суд в том, что сошел и сходит Свет, не принявший сам себе определил место в вечности, с пастырей спрос строже, ибо вели в пропасть ,или венец за праведное служение.
Священникв определяет его святость, а не харизмы ,временно дающиеся при рукоположении, да и то далеко не каждому....
Спасибо.

Алексей Просветленный   24.11.2021 13:47   Заявить о нарушении
Об ответственности пастырей я говорил, и к чему повторы? Чтобы не забыл? Помню всегда!
Мир во зле лежит, потому что узурпирован сатаной. Но без Божьего попущения это было бы невозможно. И пастыри, которые ослепли, уловлены сатаной, как и любой грешник, не справившийся с искушениями. И здесь тоже Божие попущение, ибо свобода не отнята от любого человека, включая и пастыря.
Бог действительно есть Свет, и я никогда не утверждал обратного, поэтому не понятно, к чему Вы это?
Утверждать лично о себе, несу ли я Свет или нет, заявлять остерегаюсь - это не моя прероготива - это дело суда Божьего. Посему и жду его с оторопью. О других говорить не берусь, иначе это будет осуждением. Но о тех, священниках, которые Свет несут, готов свидетельствовать, и их немало. Хотя для теодицеи довольно и одного, как Ноя было достаточно для того, чтобы бытие на земле продолжилось.
Благодать священства даётся каждому на хиротонии навсегда. Даже священник, попавший под запрет этой благодати не лишается, хоть и не имеет права литургисать и пр., ибо то, что соединил Бог, человек да не разлучает. А во время хиротонии священника (или диакона, или епископа) поставляет Сам Господь, а Церковь свидетельствует об этом свом "Аксиос!". И в Православии на самом деле нет чина низвержения из священного сана. Поэтому, пока человек литургисает, венчает, крестит, исповедует и т.д., каким бы негожим он не был сам по себе, таинство все равно совершается. В чине Крещения, например, есть слова, суть которых такова: Господи, сподоби сему таинству совершитися, несмотря на мое окаянство - то есть, каким бы окаянным я не был, Божье дело всё равно вершится. И так в любом таинстве!
Бог, естественно, жаждет, дабы все священники были святыми. Но Он не наивен, и если бы это было безусловным требованием, то Церковь бы не устояла. А так слова Христовы: "созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей" (Мф.16:18), - исполняются по сей день.
Печально ли то, что не все священники святы? Печально. Но важно то, что Свою Церковь по жизни ведёт Сам Бог: "се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь" (Мф.28:20).
В это я верю!

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   24.11.2021 15:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.