Византия портрет императора
Например я сегодня скачал этот портрет из Лувра- Это Византия. Скорее всего изображен император , он держит в руках Чашу со Святыми Дарами. Это эпоха победившего христианства. Мои догадки опишу их: по этой работе можно предположить, что истоком такого метода изображения служит все таки греческая скульптура и даже отчасти римский портрет. Работа в своем работе скульптурна. Но обратите внимание, я не зря сказал – это Византия, но уже христианская. И тут другие ценности : главенство не плоти, а духа, души. Художник изображает большие глаза – наверняка они представлены здесь более своей действительности по соотношению ко всему лицу. Здесь важно передать мысль – глаза –зеркало души. Отсюда будет понятно почему Казанская богородица , писанная в византийской традиции имеет такие большие глаза и длинный тонкий нос. Вот эта работа- назовем ее портрет византийского императора, она написана намного ранее Казанской Богородицы и уже здесь видно то характерное, что потмбудут называть русской иконой. А основа русской иконы был византизм. Уши большие – подерживается тоже как бы душевные духовные качества этого человека его духа, его души- он видит, он слышит или по византийски его душа видит его душа слышит.
Несомненно переданы и индивидуальные черты императора. Это не портрет абстрактного человека, а реально существовавшего. И художник обладает незаурядными качествами мастера скупо ,экономно, со одной стороны пользуется неким общим каноном с другой стороны умеет предать индивидуальные черты данного человека. Интересно что кисти рук обозначены практически натурально по своим размерам по отношению к лецу. Только в поздней иконописи кисти рук будут практически миниатюрные. Мы тут имеем дело с началом, с зарождением иконописного канона. Еще раз обозначу основа была скульптура. Греция . а после Рим продвинулась именно в скульптуре. Как собственно до Древней Греции в скульптуре продвинулся Египет. Видимо основы греки взяли у египтян. И если мы посмотрим на архаику, на древнюю греческую скульптуру, там много от египетского. Правда египетская скульптура в эпоху своего развития уже блещет высотой и мастерством передачи индивидуальности. Несколько смущет что рука держащая чашу обозначена не так скульптурно, видимо здесь художник применил метод условности в обозначении данной руки телесной. Чтобы существеннее и важнее была сама святыня : чаша со Святыми Дарами.
Свидетельство о публикации №121021607503