Зарождение психики - от 0 до 6 месяцев
Итак, новорожденный младенец существует только физиологически, поскольку его мозг еще не сформировал такое понятие, как собственное дифференцированное «Я», готовое к восприятию и анализу чего бы то ни было. В этот период жизни, называемый ДОПСИХИЧЕСКИМ, для малыша значимыми являются только те ощущения, которые приносят удовлетворение физическим потребностям организма (согрели, покормили, покачали). Эти ощущения регистрируются (запоминаются). В противовес им негативные (болезненные) восприятия (голод, холод, боль) никак не регистрируются, не являются психически представленными и служат одной единственной цели: а именно при их появлении мозг ребенка активирует зарегистрированные ранее представления об удовлетворении В ФОРМЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ (феномен «самоуспокоения» покинутого младенца). Однако в случае чрезмерности и невыносимости болезненные восприятия, с одной стороны, никак не могут повлиять на психику (которая к тому времени еще не зародилась, они могут лишь затормозить ее зарождение), но, с другой стороны, приводят к появлению органических расстройств (вплоть до физической смерти младенца), и в последующем могут составить базу для развития психосоматических болезней у взрослого человека (см.аномалии развития младенца в детском доме).
Для зарождения психики, под которым понимается появление собственного отдельного от родителя дифференцированного «Я» ребенка, необходимо соблюдение следующих условий:
1) Во-первых, накопление достаточно большого количества восприятий удовлетворения (психология удовлетворения). Позитивным знаком можно рассматривать первый улыбчивый отклик младенца (2-3 месяца), данный отклик еще не является психически представленным выражением удовольствия или счастья, но всего лишь свидетельствует о наличии чисто механической способности повторять мимику человека, осуществляющего заботу о ребенке, а также свидетельствует о накоплении определенного количества положительных восприятий.
2) Во-вторых, удовлетворения должны быть: предсказуемыми, регулярными, качественно согласованными (постоянство лица, ухаживающего за ребенком – одна мама, а не много нянек), синхронизированными (мать доступна и откликается эмоционально и физически (действиями) на потребности малыша).
3) В-третьих, наличие выносимых периодов выжидания между удовлетворениями(терпимые фрустрации).
Начало процесса дифференциации происходит приблизительно к середине первого года жизни (6 месяцев) в виде эволюционного скачка и обусловлено первым «открытием» малыша: крик приносит удовлетворение гораздо более ощутимое и качественное, нежели галлюцинации.
И это движение от фрустрации к удовлетворению зарождает психику.
Как индикатор можно использовать возникновение у ребенка тревоги перед чужаком, что является неизменным позитивным признаком зародившейся психики! Таким образом, крик для ребенка – это прежде всего могучий поставщик удовлетворения, а вовсе не сигнал боли, как принято думать.
Основная «проблема» этого хрупкого только что появившегося Я ребенка – не перестать существовать, не откатиться назад в ту самую пропасть недифференцированности.
Эта проблема обусловлена тем, что до появления достаточно сильных механизмов защит, выносимость фрустрации у малыша очень низкая, поэтому каждое восприятие потери объекта (матери) несет немедленную угрозу дифференцированности восприятия собственного Я. Восприятие этой угрозы утраты дифференцированкности называется первой ТРЕВОГОЙ СЕПАРАЦИИ (или дифференциации), и тревога эта представляет собой первую реакцию психики на фрустрацию, которая входит в эмпирический мир младенца и становится психически представленной только с момента зарождения психики.
Утрата дифференцированности равносильна «психической смерти», в противовес смерти физической, которую ребенок ни почувствовать, ни осознать еще не в состоянии. Всё последующее развитие психики человека базируется на этой ключевой тревоге: ни страх физической смерти, ни угроза утраты физиологического существования, а страх разрушения собственного дифференцированного Я, порождаемый психической интерпретацией физических ощущений боли и одиночества, на самом деле является основным страхом и в то же время основной движущей силой в развитии человека.
Все психологические защиты от примитивных, до вторичных, которые построит в дальнейшем наша психика в процессе развития, в конечном итоге призваны сохранить целостность нашего Я. Такие болезни, как психоз или шизофрения – означают крах Я человека до того самого состояния недифференцированности, откат к допсихическому уровню существования.
Неоднократно описанные в литературе образы страдающего (переживающего травму) человека, ощущающего себя: на краю пропасти; падающим в бездну; затягиваемым в пустоту, болото, трясину; окруженным неизвестностью; горящем в аду; и еще тысячи подобных метафор, - все они сводятся в конечном итоге к одной единственной тревоге за свое психическое существование и дифференцированность собственного Я.
Чем больше позитивных энграмм накопил индивид на уровне допсихического существования, тем надежнее фундамент его Я, тем меньше должна быть сила его психологических защит, для удержания Я от краха, тем здоровее и крепче будет его психическое существование и мене вероятен откат на допсихический уровень.
Любовь и забота матери по отношению к младенцу - основа-основ нашего психического здоровья.
Свидетельство о публикации №121021508057