Превратности культов Эссе

СЕРГЕЙ   НОСОВ


              ПРЕВРАТНОСТИ КУЛЬТОВ
                ЭССЕ


       История человечества вообще и история нашей страны в частности - наполнена культами самого разного значения и достоинства… И в значительной мере и есть на самом деле - история многоразличных культов…
          От культа Бога Солнца Ра в Древнем Египте до культа загадочной Жизни на Небесах  в историческом Христианстве… И конечно до культов наших «великих вождей» недавнего еще по историческим меркам коммунистического (или социалистического - кому у как удобнее думать)  прошлого - Ленина и Сталина.
            Для создания культа вовсе не обязательно прыгать всю ночь в ритуальных плясках вокруг священного костра… Культы бываю разные -  очень осязаемые, явные (и обычно конечно  диковатые) и почти незримые, как бы «подразумеваемые», но при этом необычайно властные… И такие к которым порой и невозможно однозначно относиться,  - порицать или одобрять - сохраняя здравый смысл и беспристрастие.
             К последнему разряду культов относится и культ Великой Русской Литературы.
             Это уже старый культ и в основном конечно культ советский. Но он отчасти еще жив и сложен по своему значению и происхождению.
             Что же он подразумевает? - Поклонение Великим Русским Писателям конечно.
     Но не простое поклонение их замечательному творчеству, а поклонение им как Пророкам и Полубогам, замещавшее при  советских порядках  изгнанную из общественного пространства и притесняемую конечно же тогда  Религию.
       Согласно этому культу Великая Русская Литература объявлялась бессмертной и при этом - эталоном нравственности и нравственной проповеди социальной справедливости.
        Оказалось что одной «коммунистической нравственности» для воспитания молодых поколений явно не хватает.
        Ну писали немало тогда  о том что мол Ленин «очень любил детей». В свое время и о Сталине такое писали - что мол и он «любил детей».
            Но выглядело это все не очень убедительно. Смертные приговоры охотно подписывали ( и формально и своими реальными действиями и указаниями и Ленин и Сталин).
              Нужны были настоящие «нравственные светочи». И вот в эти «светочи» и зачислили выдающихся русских писателей - от Пушкина до Блока.
             Конечно в «светочи» попадал не каждый большой писатель (тем более если он имел еще и дар мысли, был незаурядным мыслителем).
                Отвергались - Владимир Соловьев, Василий Розанов, «под вопросом» был Достоевский (за общую антиреволюционность в творчестве и за осуждающий русский революционеров роман «Бесы» в особенность).
           Но чаще брали в «светочи» и Достоевского - все таки великий русский писатель. Этого не отнимешь.
           И нужную речь о Пушкине вовремя сказал… о «всемирности русского духа» - как раз под стать всемирности коммунизма.
                Иногда спонтанные всплески былого этого культа встречаются и сейчас -  вдруг начинает какой-нибудь престарелый писатель соловьем разливаться в провинциальной печати о Великой Русской Литературе…
                Помнит бес престарелый старые времена когда его хорошо кормила советская власть… И поет поет на загляденье!
                Да наша классика незабываемая.. Да Пушкин великий, да Лев Толстой могучий… Какие титаны  Русского Духа!
                Нам надо у них учиться, и подражать им «и в школе и дома» и брать с них пример во всем...
                Есть например  один такой запомнившийся мне своей нелепостью  престарелый деятель литературы с советских времен - некий писатель с тех еще стародавних пор по фамилии Полотнянкин… Вот уж он  поет в печати  на загляденье! И как раз о Великой Русской Литературе.
                Правда его не всюду пускают ныне в печать… (В наше-то скептическое время). Но «экологические ниши»  Полотнянкин для себя тем не менее находит… Например в сетевом издании «КЛАУРУЗА» сей Полотнянкин не только обосновался привольно, но и расцвел…
                И поет, вовсю поет свои песни - Великая Русская Литература… И еще раз (ПРИПЕВ) Великая Русская Литература…
                А он что под этим подразумевает этот Потнянкин? - Он ведь и сам  этого толком не знает… И он и ему подобные…
                Вспоминает наверное  Полотнянкин как хорошо и сытно ему жилось при советской власти… И невольно прокручивается в старческой его голове все тот же мотив - о где же ты Великая Русская Литература… Кормилица ты наша…
                Я помню был я Польше в далеком уже 1993-ем году. На какой-то нейтральной идеологически конференции  по истории русской литературы, организованной русским отделением Лодзинского Университета…
                Тогда культурные связи с Польшей еще сохранялись. В политике все было спокойно в это уже постсоветское время.
                Выступали на конференции разные люди, приехавшие русские ученые и польские ученые, с очень специальными докладами по конкретным вопросам истории литературы…
                Мир да Любовь… Никакой политики. Все очень благопристойно. И пожалуй скучновато.
                Но явился на конференцию эту злочастную (как потом выяснилось)  некий специалист то русскому славянофильству… Он преподавал литературу где-то в Киеве (в Киеве! Ведь надо же!)    
                И он тогда получил приглашение обменяться с польскими коллегами опытом… И вот по какому-то там гранту жил он в это же время  в Лодзи…
                Со мной этот патриотический деятель  оказался в одном гостиничном номере. И к данной конференции отношения конечно не имел.
                Но выступить на ней решил тем не менее - показать себя так сказать..
                Все сочинял что-то когда я возвращался в гостиничный номер после своих  экскурсионных прогулок по городу…
                И сочинил - речь о Великой Русской Литературе… Ведь материалов для выступления на конференции у него не было - приходилось обходиться общими словами и идеями которые издавна заняли место в его голове…      
                Что тут было после его выступления!  Это не передать словами… Польские участники конференции пришли в настоящее неистовство…
                Да как он смеет нас поучать.. Да мы да мы…
                Мы не обязаны быть рабами вашей страны и вашей Великой Русской Литературы..
                Я тогда помнится был тоже очень удивлен, хотя понимал что мой «патриотический» коллега из Киева - просто дурак… И как всегда и бывает - дурак с претензиями.
                Но польские коллеги прореагировали на его речь как на российскую имперскую экспансию… Я этого тоже не вполне ожидал.
                Не думал я что от культа Великой Русской Литературы может исходить агрессия… Но видимо может.
                Этот культ  легко  усваивают и явные  посредственности и примитивные националисты.
                И он тогда  - оружие в их руках…
                Вот и получается - не знаем сами что творим… Изгоняя из русской жизни религию и Православие коммунистические вожди одобряли в противовес религии культ Великой Русской Литературы.
                Теперь все наоборот -   наши нынешние власти всемерно поддерживают официальное Православие и плевать им на русскую литературу. В том числе и на былую - Великую Русскую Литературу.   
                Поддерживаются ныне Государством и музеи и театры … А литература - не поддерживается практически никак.
                В эпоху Интернета никто не хочет платить за книги «на бумаге» - все бесплатно можно прочитать в электронном виде… Писатели бедствуют. Превращаются в бомжей нашей эпохи.
                Или эти так называемые нынешние «писатели»  - просто графоманы… Для которых литература - только утоляющее их тщеславие развлечение.
                Такова наша эпоха.
                И как долго эта эпоха продлится? - Вот в чем вопрос… Как говаривал Гамлет Принц Датский.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1961-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и  кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009. 
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «Семь  искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ»,  «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» ,  «ЛИТЕРА  НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!»,  «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),   «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»,  «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ»,  «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА»,    «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»  и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»,  «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» ,  «АВТОГРАФ»,  «Форма слова»  и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ»,  «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК»,   «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,  «КОВЧЕГ»,  «РУССКОЕ  ПОЛЕ»,   «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД),  «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК»,   «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой),  «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград.  2019),  «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
    В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – -премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
     Является автором более 18-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
     Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   



               
               
         
             
          
 


Рецензии