О правителе людей - 1

Глава
УПОМИНАНИЕ ПРЕДАНИЙ,
ПОБУЖДАЮЩИХ К ТОМУ, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ
ГЛАВЕНСТВУЮЩИЙ ЗАБОТИЛСЯ
О СВОЕЙ ПАСТВЕ
------------------------------
(Разумный человек)

От Ибн Умара известно, что Посланник
Аллаха, мир ему и благословение Аллаха,
говорил: «Каждый из вас – пастух,
который ответственен за свою паству.

Правитель опекает свою паству и несёт
ответственность за них; мужчина (глава
семьи) опекает своих домочадцев и несёт
ответственность за них; женщина следит
за домом своего мужа и отвечает за него;
раб следит за имуществом своего господина
и отвечает за него» (аль-Бухари и Муслим).

Сунна избранного Пророка (мир ему
и благословение Аллаха) ясно говорит о том,
что каждый пастух ответственен за свою
паству. Поэтому каждый, кто стал пастухом,
обязан ручаться за свою паству.

Пастухами всех людей являются учёные,
пастухом царей является их рассудок,
пастухом праведников – богобоязненность,
пастухом ученика – его учитель,
а пастухом ребёнка – его родитель;
аналогично женщину охраняет муж,
а раба – его хозяин.

И каждый пастух среди людей ответственен
за свою паству.

В наибольшей мере за своей паствой должны
следить правители, поскольку они являются
самыми возвышенными пастухами ввиду
множества дел, которыми они заняты,
а также того, что они завязывают
и распутывают разные вопросы.

Если они не будут беречь своё время
и заботиться о собственной пастве,
то погибнут сами и погубят других;
возможно даже, что весь мир погибнет
из-за нечестия одного правителя.

И власть любого царя не может быть
постоянной без помощников, которые
повинуются ему, а те не могут подчиняться
царю без визиря;
и правление не станет совершенным,
если визирь не является человеком,
который любит своего царя и даёт ему
искренние советы.

В визире же не будет этих качеств, если
он не обладает скромностью и собственным
мнением. И они не получат полноценной
опоры без материальных средств,

а материальных средств не найдётся,
если паства не будет праведной.

Паства же не станет праведной без
справедливой власти; таким образом,
власть может быть прочной только
при соблюдении справедливости,
а её крах будет вызван потерей
этой справедливости.

Правитель обязан изучать положение
своих сотрудников – так, чтобы поступки
и добродетельного, и злотворящего
не были тайной для него.

Если же деяния подданных скрыты от него,
то он не сможет править справедливо.

И любое лидерство, к которому
не примешана богобоязненность, на деле
является подлостью, а не лидерством.

И человек, который захватил главенство,
не имея набожности, похож на того, кто
сидит на куче мусора.

Как говорили некоторые:

«Лидерство людей без религиозности
и богобоязненности – это подлость.
И любое главенство без набожности
Более презренно, чем восседание на куче мусора.
Самый благородный дом, самое великое могущество
И наилучшее лидерство принадлежат тому,
кто отказался от главенства».

Али бин Мухаммад аль-Бассами прочитал мне:

«Если ты управляешь какими-то людьми,
то будь справедлив в отношении к ним –
тогда ты будешь в безопасности
от всего, чего ты боишься.
Если же ты опасаешься, что они рассеются
из-за своих страстей,
То объедини их щедростью, чтобы стали дружны».

(Отрывки из Книги Ибн Хиббана
"Раудату-ль-'укаля"
"Сад отдыха для разумных
и отрада достойных"
имама Абу Хатима Мухаммада бин Хиббана1)

=Подборка Тины АНСАРОВОЙ

--------------

1 - Абу Хатим Мухаммад ибн Хиббан ат-Тамими
ад-Дарими аль-Бусти — мусульманский учёный,
мухаддис, историк, автор известных трудов,
«шейх Хорасана». Википедия

Дата и место рождения: 884 г. от Р.Х.,
Гильменд, Афганистан
Дата и место смерти: 965 г. от Р.Х.,
Лашкаргах, Афганистан
Основная область интересов: Хадисоведение
Эпоха: Золотой век ислама


Рецензии