Нина Ягодинцева. Экспертный выбор. Январь-2021
Нина Ягодинцева делала выбор по анонимному лонг-листу. Имена авторов и полные ссылки были восстановлены редколлегией БЛК.
..............................................
ШОРТ-ЛИСТ
1. «Чернозём»
Мощная метафорическая фактура, этакий поэтический монументализм – отсюда усложнённый синтаксис, несколько осложняющий восприятие, и смысловые разрывы. Но тем не менее – автор почти одолел неподатливый материал, почти победил его.
АЛЕКС ШУБИН «Чернозём»
http://stihi.ru/2012/08/15/6271 квота ГР за ведение рубрики "В гостях у..."
Виктору Коврижных
Темна и голодна дернина дней созревших:
им отданы миров огни и голоса,
и времена, где ты, застыв, остался прежним
на тверди, что не раз меняла полюса.
И жизнь моя – в прирост, в исподник травостоя,
где память бытия – всеобщий кровоток,
таинственный замес, творящий всё живое.
Как щедро в нём разлит божественный желток!
Став притчею веков – мы у порога дома,
где ал-раскаян лист к отечеству припал.
И первый снег – простак и простоты потомок –
скатёркой тишины весь белый свет убрал.
Мы – горняя капель, живущая полётом,
с дарующей руки берущая взаём
мгновенный облик лиц и душу как работу,
которую так ждёт небесный чернозём.
10. «Благая весть»
Попытка перевести мифологическое в личное – да, она требует традиционной формы с её глубиной и гармонией, автор это почувствовал, и миф ожил. Финальное противопоставление чисто авторское, и мне показалось, несколько лобовое, поскольку сам сюжет мифа и стихотворения шире.
ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА МИХАЙЛОВА «Благая весть»
http://stihi.ru/2020/12/09/7476 Татьяна Смирновская по квоте ГР за редактирование отборочного тура
Я думаю, в тот день зацвёл миндаль,
В садах запахло мёдом разогретым,
И тень плыла по крышам Назарета,
И молча старики смотрели вдаль.
А может быть, была совсем другой
Последняя весна не нашей эры –
Шёл мелкий дождь, когда в накидке серой
Мария собиралась за водой.
И голубь клекотал невдалеке,
И клёкоты казались ей благими.
Мария выбирала сыну имя,
Неся кувшин в девической руке.
Она была до вечера одна.
Молитв её никто не перескажет,
И, словно кровь, была багряной пряжа,
Кружила нить вокруг веретена.
Возможно, разожгла она огонь,
И ела суп из глиняной посуды...
В другом семействе маленький Иуда
Ловил со смехом мамину ладонь.
Была весна, и цвёл миндаль повсюду.
13. «Последняя на Потьму»
Хорошо удалось спрессовать в динамике обыденного сюжета динамику времени и его пронзительную трагедию. Несомненное, глубокое чувство слова.
АННА ГЕРМАНОВА «Последняя на Потьму»
http://stihi.ru/2021/01/03/9294 отборочный тур для резидентов
А кто сказал «последняя»?
На Потьму ли, во тьму –
закрыты эти сведения,
а значит, никому
справляться не положено,
и думать не моги,
хватай тюки рогожные,
за тамбуром беги.
С червонца сдача трёшками,
на Потьму без пяти,
и вам всего хорошего,
счастливого пути.
А вы машите, милые,
сквозь рыжее стекло,
вас центробежной силою
уже поволокло
по стороне наветренной
на энской широте
долой из геометрии
расчисленных путей
под волнами, под войнами
по лагерному дну
успейте бесконвойными
к вагонному окну.
15. «На реках Вавилонских»
Довольно редкая в современной поэзии эпика не только по сюжету, но и по дыханию – и опять же она органична в традиционной форме. Динамика упрятана вглубь и работает как сжатая пружина, выбрасывающая героя из стремительного бытия в неподвижное небытие…
ВАДИМ ГРОЙСМАН «На реках Вавилонских»
http://stihi.ru/2020/10/31/3518 отборочный тур для резидентов
И сидели они у кощунственных врат –
Ни единого слова с врагами!
Вавилонские идолы – Тигр и Евфрат –
Протекали у них под ногами.
В сокровенном молчании ждали зарю,
Возвращения ждали бессонно,
Но изменник нашёлся и выдал царю
Заунывные песни Сиона.
Синим пламенем бездны орнамент блестел,
Псы и люди теряли рассудок.
На поганском пиру танцевала Эстер
И пила из священных сосудов.
Среди ночи опасный глагол сотрясал
Неуклюжие своды и стены.
Научили тебя – так воспой, Балтасар,
Песню гибели, песню измены!
Ты исчислен и взвешен и найден пустым,
Хоть направо беги, хоть налево,
Потому что мы в собственном доме гостим,
Должники иудейского гнева.
А когда разочтёшься и будешь убит,
Как положено древним солдатам,
Ты услышишь из ямы, как стража трубит
И кричат пастухи над Евфратом.
17. «Остриё»
Великолепный образный ряд, при всей земной страстности чистый, восходящий в высоту, большая редкость и отточенное мастерство – либо сила чувства, которая сама сплавляет слова в совершенную форму.
АС ПУПКИН «Остриё»
http://stihi.ru/2021/01/01/6440 отборочный тур для резидентов
Первопричина бедственно остра,
Но кто сказал, что может быть иначе,
Когда твой перочинный лоск бедра
Себя в разрезе платья обозначил.
И колкий смех, и режущий сарказм,
И о'хмура отточенные блицы
Пронизывали мастерски, пока
Мой взгляд скользил по острию ключицы.
И в бритвенно-оккамные места
Спускался, и в тягучем стоне таял.
Крошилась наледь хрупкого стыда,
Когда тела в нагой горизонтали
Сходились, будто гле'вии в строю,
Как эспадоны, как в бою катаны,
Где фурии неистово поют
В переплетеньях ковкого металла.
Где вновь и вновь безудержно стяжал
Катарсиса на заострённой грани,
Я, словно вздев на лезвие ножа,
Себя нещадно ранил, ранил, ранил.
К полуночи от ран изнемогал,
Тебя в объятьях нежа, будто в ножнах.
И, ветреный слагая мадригал,
Гадал, безбожно это или божно.
23. «Одна жизнь Дашратха Манджхи»
Прекрасная баллада, современная – и точно попадающая в жанр. Длинная «разговорная» строка иногда ведёт за собой автора, но спрессованный смысл, точный смысловой ряд – всё работает, всё так.
АЛАН «Одна жизнь Дашратха Манджхи»
http://stihi.ru/2013/01/09/1373 номинатор Ильдар Харисов
Дело было недавно, почти вчера – засекай полвека до наших дней.
Деревушка в Бихаре, над ней гора. И тропа в обход. И гора над ней.
Путешествие в город съедало дни, напрямик по скалам – смертельный риск.
Вот крестьяне и жили то вверх, то вниз. Да и что той жизни – навоз да рис.
Он – один из них, да, считай, любой,
И жена-хозяйка, считай, любовь.
И гора смолола её, урча,
В хороводе оползня закружив.
До больницы день. Это птицей – час.
Это птицей – час, а телегой – жизнь.
Тишина скользнула к его виску, прошуршала по глиняному порогу.
Неуклюже щерилась пасть окна, свежесломанным зубом белел восход.
И тогда крестьянин достал кирку и отправился делать в горе дорогу,
Потому что, если не можешь над, остаётся хотя бы пытаться – под.
– "Здравствуй, гора, – и удар киркой – это тебе за мою жену,
За скрип надежды по колее, бессилие, злость и боль.
Здравствуй, гора, – и удар киркой – это тебе за то, что одну
Жизнь мне суждено провести в этой борьбе с тобой!"
Он работал день, он работал два, он работал неделю, работал год.
Люди месяц пытались найти слова, а потом привыкли кормить его.
Догорит геройства сырой картон, рассосётся безумия липкий яд,
Только дело не в "если не я, то кто", дело даже не в "если никто, то я".
– "Здравствуй, гора, к чему динамит, я буду душить тебя день за днём,
Ломать твои кости, плевать в лицо, сбивать кулак о твою скулу.
Здравствуй, гора, к чему динамит, ты ещё будешь молить о нём
Все эти двадцать калёных лет, двести палёных лун!"
И гора легла под кирку его.
И дорога в город – примерно, час.
Потому что время сильнее гор,
Даже если горы сильнее нас.
Человек-кирка. И стена-стена
Утирает щебня холодный пот.
Потому что птицы умеют над,
Но никто иной не сумеет под.
Помолчим о морали, к чему мораль. Я бы так не смог, да и ты б не смог.
Деревушка в Бихаре, над ней гора. У горы стоит одинокий бог.
Человек проступает в его чертах – смуглокожий, высушенный, босой,
Не умеющий жизни свои считать. Да и что тех жизней – земля да соль.
25. «Города»
Подкупил образ детской игры, вырастающий в целую жизнь. Смысл разворачивается внутри образа максимально, но не разрушает его. В принципе, образ – пространство, которое разворачивается вглубь, увеличивая бесконечно количество измерений, и стихотворение это подтверждает.
ЕЛЕНА КРИКЛИВЕЦ «Города»
http://stihi.ru/2021/01/07/4991 номинатор альманах «Витражи»
Ножик вонзается в землю. Идёт война.
Город в осаде от клёна до самой клумбы.
Старший кривляется:
– Вот тебе, мелкий! На!
Мальчик не плачет. Мальчик кусает губы.
Ножик вонзается в землю. Идёт война.
Город в осаде. Но высшая сила – с нами!
Красное зарево в черном зрачке коня.
Мальчик не плачет. Мальчик глядит на пламя.
Ножик вонзается в землю. Идёт война.
– Крупный осколок. Не сдюжить до медсанбата.
– Ты обязательно… Польша уже видна…
Мальчик не плачет. Мальчик хоронит брата.
Ножик вгрызается в магму чужой земли.
Здесь равнодушны и камни, и взор Аллаха.
Бремя познания – в желтых глазах змеи.
Мальчик не плачет. Мальчик не может плакать.
Солнце повисло на клёне – пора домой.
– Горло простудишь! Где тебя носят черти?
Каша холодная… Руки иди помой!
Ложкой на блюде мальчик границы чертит.
Ножик вонзается в землю…
27. «Одуванчики»
Довольно традиционное стихотворение подкупило образами, которые не открывают, может быть, но крепко, надёжно подтверждают ощущение знакомой всем картины, и перебрасывают смысл и сам сюжет на следующий уровень, обобщая. Живое ощущение силы весны как времени года и как понятия вечного.
ЛАРИСА МОРОЗОВА ЦЫРЛИНА «Одуванчики»
http://stihi.ru/2016/05/23/7034 номинатор Соэль Карцев
"Хотелось бы всех поимённо назвать,
Да отняли списки, и негде узнать..."
Анна Ахматова. "Реквием"
Дерзкие, как финки – остролистые,
Пробивая землю и бетон,
Вышли на свободу, неказистые,
И с собой у каждого бутон –
Стёганые скромные зипунчики,
Точно телогреечки ЗеКа'...
Всюду одуванчики-везунчики,
За зиму забытые слегка.
И, пока хозяин не спохватится,
Расцветёт неправильный газон,
Вспыхнут ослепительные платьица
Золушек из сумеречных зон.
Гроздья световодов на обочинах,
Берегах и станциях любых,
В сёлах и коттеджах навороченных –
Нет двора, где не было бы их.
И выходят миром – кто с косилкою,
Кто с совком, чтоб корень извести –
Только пух летает над правилкою,
От земли не видимый почти.
Но и там, где выпололи тщательно,
Снова пробиваются ростки.
Дети их заметят обязательно...
Всех не скосишь. Корни глубоки.
28. «В тот день зима над нами колдовала»
Вроде бы начато по-девичьи традиционно, с ворожбы, но что-то ведёт дальше, до последней строчки, и это, видимо, сила чувства, которую удалось передать довольно привычными словами и образами. Замечательное свойство традиционной поэзии: в ней работает не новизна, а точность, и чем больше точности, тем необычнее вполне знакомое чувство.
АНАСТАСИЯ ВОРОНИЧЕВА «В тот день зима над нами колдовала»
http://stihi.ru/2020/05/17/5053 номинатор Александр Савостьянов
В тот день зима над нами колдовала,
И сны, и явь сплетая в ворожбе,
Спеша весь мир накрыть девятым валом
И лестницу, ведущую к тебе.
И в снежном море, будто в зыбкой пене,
Я шла на ощупь, словно в темноте,
И волнами казались мне ступени,
Но я дошла бы даже по воде.
Всё было белым, будто бы бумажным,
И вьюга, стихнув, плакала опять,
Но было в ней первостепенно важно
Нам – встретиться, а миру – устоять.
Увековечить ставшее непрочным
И, если не погаснем в суете,
Успеть оставить на бумаге строчки –
Ступеньку за ступенькой в пустоте.
36. «Простой стишок про крещенские морозы»
Знаки препинания, конечно, надо проверять – в конце предпоследней строчки запятая совершенно не нужна, но это досадная мелочь. Срабатывает финальный образ – и возвращает к началу, и снова проходишь от максимального отстранения (фильм Би-Би-Си) в максимальное со-чувствование. Это необходимо, но этого и достаточно.
ЧЕН КИМ «Простой стишок про крещенские морозы»
http://stihi.ru/2012/01/23/7994 номинатор Илина Гумер
Уткнувшись лицами в поджатые колени
У тепловых завес всея Руси
Бездомные как лежбище тюленей
В документальном фильме Би-Би-Си.
Они чужие нам, они за краем.
И мы идем, не подымая глаз.
Мы суеверно их не замечаем
Чтоб их судьба не перешла на нас.
И вдруг представишь (по такой погодке!),
Что это ты у кафельной стены
Лежишь, приняв тепло смертельной водки,
За первый день спасительной весны.
Свидетельство о публикации №121021309503
Лариса Морозова Цырлина 14.02.2021 20:50 Заявить о нарушении
Лариса Морозова Цырлина 15.02.2021 19:52 Заявить о нарушении