Институт имени Герцена не пропал даром

В институте имени Герцена я часто засиживалась в читальном зале  фундаментальной библиотеки до самого закрытия. Уходила уставшая от чтения и от полноты объема информации, которую надо было еще переварить. Одним из первых искусствоведов теоретиков времен Возрождения в Италии был Антон Менг. Он был прекрасный рисовальщик и живописец, портретист, создавший мифологические образы. Я вглядывалась в его произведения и мне казалось, что фигуры героев у него были несколько резиновые, а фоны слишком нарядные, небесные, райские. Такого в жизни мы не наблюдаем, хотя иногда в природе бывает и того лучше.
 Что декларировал Менг? Учиться у великих художников композиции, рисунку, анатомии, перспективе линейной и воздушной, чувству величавости и божественности происхождения человека. Все должно выглядеть, как эпопея, как героический апофеоз, величаво и прекрасно. Потому ли у него несколько вытянутые фигуры на портретах? Несколько отрешенные взгляд, углубленный в себя ли или в события, которые происходят и будут происходить?  Конечно, в его произведениях есть чувство, но оно сдержанное и от того сильное и энергичное. Сдерживаемая энергия.
 
 Другой теоретик не менее интересный - это Вазари, тоже художник, но мыслящий художник, то есть писавший трактаты об искусстве. Все теоретики были заняты мыслями и обдумыванием об искусстве, о живописи, месте его в жизни и деятельности людей. Конечно, главным видом искусства была архитектура. В трактатах теоретики обращались к прошлому, к настоящему, говорили о художниках и их произведениях, которые не так, как сейчас выставляются только в выставочных залах, на вернисажах, а являлись частью интерьеров дворцов, храмов и других общественных зданий. Иногда произведения, а конкретно скульптуры, в частности ваятелей Древней Греции участвовали в празднествах и в торжествах самих людей. Их устанавливали на людных местах, украшали венками, тканями, зажигали в руках факелы, инкрустировали глазницы драгоценными камнями или цветным стеклом. Они оживляли скульптуры, обращались к ним, как к живым богам, они были участниками событий. Если боги в чем-то были уличены или совершали то, чего от них люди не ожидали, то их разбивали, а осколки выбрасывали в море.
 Искусство и жизнь переплетались тесно друг с другом и люди нуждались в искусстве, как в пище физической.  Временами люди, особенно скульптуры, архитекторы казались сами себе богами, ведь они создавали из мрамора и других материалов самих богов.  Дар художника, скульптура, архитектора, который они обнаруживали в себе считали даром богов. Люди и боги шли рука об руку. Люди обращались к богам в торжество или в минуту тревоги и бед. Все шло от неба. На небесах писались судьбы народов и государств, империй и героев.

 


Рецензии