006 Записки военного инженера
(из цикла записки военного инженера)
часть 1. В путь.
Осенью 1985 года я (выпускник военного инженерно-строительного училища, сокращенно ЛВИСКУ) был направлен в Кабул. Как я туда попал, это отдельная история. В конце ноября, меня вызвал командир части и отдал приказ с ближайшей колонной выехать в Шахджой. По данным разведки моджахеды планировали под Новый год провести диверсию, по уничтожению гарнизона, который располагался на склоне горы у дороги Кабул-Кандагар (около поселка Шахджой в провинции Заболь). Воду брали из горной речушки, скорее напоминавшей большой ручей. Где-то за горой были «духи», короче речка вытекала с их стороны. По данным разведки караван до Нового года должен был привезти какой-то яд, которым и планировалось отравить речку. Зимой темнеет рано и наши водовозки приезжали за водой в одно и то же время, так что рассчитать время, когда надо высыпать яд в речку, не представляла большого труда. Предполагая такой вариант, командованием было решено обустроить в гарнизоне автономную скважину. Но пробурив скважину недалеко от речки и установив 25 кубовую емкость на склоне горы, прораб заболел гепатитом. Командир придирчиво осмотрел меня и вздохнул, больше посылать некого. Сомнения командира были вполне оправданы, молодой лейтенант, всего год после училища и только месяц в Афгане. Вид у меня прямо сказать был плачевный. Мало того, что я еще ходил в советской гимнастерке и сапогах, а не балахоне и берцах, так еще на днях очень серьезно разбил кисть правой руки (рука попала между фаркопом ЗИЛа и САКом, дело было под утро и уставшие бойцы не могли прицепить сварочный агрегат к машине, ну я и помог). Срок командировки был сформулирован просто, с 01 по 31 декабря, но пока не сделаешь не приезжай. Колонны это не автобусы, ходят даже не каждый день. На следующий день в машину, прибывшую с трубами и насосом из Союза, догрузили сварочный аппарат и инструмент. В помощь мне дали одного бойца сварщика и гражданского слесаря, которых я посадил в эту же машину. После чего пошел искать машину и для себя. Из вещей кроме портфеля, бронежилета и автомата с парой дисков, ничего не брал, с такой-то рукой. У меня даже фляги не было, ее заменила стеклянная пол-литровая бутылка из-под Боржоми с резиновой пробкой. Понимая, что в случаи нападения душманов мне придется лезть под машину, я выбрал открытый КАМАЗ загруженный железобетонными плитами. Водитель был 20-ти летним «дедом» родом из Ворошиловграда (ныне Луганск), можно сказать земляк. От Ростова-на-Дону до Луганска каких-то 120 км.
Вообще, КАМАЗ замечательная машина, и сиденья удобные, а около каждой дверцы специальный замок для автомата, который его зажимает и держит. А в случаи необходимости автомат легко вынимается. В первых кишлаках от Кабула еще встречались женщины, правда исключительно в парандже, а начиная с четвертого или пятого кишлака, женщин на улицах уже не было, как позже пошутил местный разведчик, не для того их покупали, что бы по улицам шляться.
К обеду «дед» выпил свою флягу воды и был крайне удивлен, что я сделал лишь пару глотков. На улице было не так и жарко, чуть выше 30 градусов. Обедали на привале, как и все, солдатскими сухпайками. Кстати, вполне приличный набор консервов, галет и прочего. Разогревали просто, поджигали под ними тряпки с соляркой, главное было их сначала открыть, а уже потом разогревать. Позже, мне попадались сухпайки старших офицеров и летчиков, это был уже ресторан.
Часть 2. Газнийский перевал.
Естественно, что определенный инструктаж, вместе с продовольственным аттестатом и командировочным удостоверением я получил в части, но на войне, инструкция это одно, а жизнь порой другое. Я смотрел на асфальтированную дорогу, разбитую нашей тяжелой техникой и выдерживающую в июле-августе до 60-70 градусов жары, и удивлялся, кто и как ее построил такой живучей. Водитель уже допивал вторую флягу воды, когда перед нами сломалась машина. Земляк посмотрел на меня и спросил, что будем делать. Я, конечно, был офицером и года на 3-4 старше, но это была моя первая колонна, да и Союзная форма, меня выдавала с потрохами. Что касается загара, то я же с юга. Не раздумывая я скомандовал: объезжай ! Но не спеши, пусть за нами выровняется колонна. Обычно боевое охранение (БТРы, КАМАЗы с зенитками или БМПшки) шло впереди, в середине и замыкало колонну. Наша машина была скорее в первой трети колонны. По инструкции съезжать с дороги запрещалось, на случай минирования, и мы должны были просто дождаться БТР и аварийку (обычно УРАЛ с лебедкой), и только вслед за БТРом продолжить движение, но мы объехали сломанную машину и поехали дальше. Ехали неспеша, вспоминали родные места, пока я не посмотрел в боковое зеркало и еще спокойно заметил, что за нами никто не поехал. Не спеша, поворачиваясь к водителю, я заметил, как у него мгновенно вспотели руки. Тут уже я спросил, что будем делать? Надо до перевала догнать своих, иначе все, упавшим голосом ответил «дед» и нажал на газ. Неделю до этого дня и две недели после, из-за травмы кисти я не мог писать, но в этот момент, произошло то, что произошло. Я достал бронежилет, опустил боковое стекло и перебросил половину бронежилета за борт, после чего поднял боковое стекло. Затем выхватил автомат и вставил рожек. А вот что делать дальше, я не знал. Начинало темнеть, когда на подъеме на Газнийский перевал мы догнали голову колонны. Хвост колонны пришел только через 3 часа. Вечером я объяснил земляку свою методу. Пить можно столько сколько хочешь, но утром до выхода колонны и вечером, но после того когда остынешь в холодке, тогда на день хватает всего пол-литра воды и это с учетом обеда. Этому меня научили не в Ростове, а Средней Азии, где я провел детство. Но на этом день не закончился, при развороте машины задавило одного солдата, и колонна понесла первые потери.
После пережитого, ночевка в Газни прошла быстро, уснули сразу. Утром я проснулся от крика командира колонны. Надо заметить, что личность командира была колоритная. Могу ошибаться, но это был довольно крупный узбек, носивший на боку саблю. Где он ее взял, не знаю, но в колонне патруля нет. Дорога на Кандагар дальше проходила среди гор, причем деревьев было очень мало. Второй день прошел спокойно и даже скучно и слава богу без происшествий. К вечеру мы уже были в гарнизоне Шахджой. Я нашел зампотыла и доложил о цели приезда. Уставшие бойцы разгрузили машины, а меня отвели к командиру гарнизона. Гарнизоном командовал капитан, командир батальона спецназа. Еще был батальон десантников, которым командовал майор, гаубичная батарея, медчасть и вертолетное поле, куда время от времени прилетали Ми-8 Спецназ ходил на операции, а десантники охраняли.
Как выяснилось плиты везли в Шахджой. Строить казарму. С лейтенантом-строителем меня и поселили в одной землянке. На следующее утро колонна ушла дальше на Кандагар, а я приступил к выполнению задания.
Свидетельство о публикации №121021208310