Князь Абашидзе на берегу Унжи

КНЯЗЬ АБАШИДЗЕ НА БЕРЕГУ УНЖИ

- памяти аджарского князя Сеникерима Арташесовича Абашидзе

«Волк и ягнёнок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь».

                Книга пророка Исайи 65:25

1

Кому же в Кологриве снятся пальмы,
Азан в горах, гортанных песен всхлипы?
Кто может помнить угольки со свистом,
Дымок от шашлыка, что весело щекочет
И улетает вдаль… Куда? Навеки в небо?
Быть может, он и в эти сны доносит
Сказанья детства, гордые преданья
Князей Аджарии? Что было, то прошло…
Сеникерим из рода Абашидзе –
Вот кто здесь помнит сладости из детства,
И горное село Диликаури,
Шамиля – меч Кавказа и Чечни,
Метанья между Севером и Югом:
С какой империей сражаться, где сложить
И головы свои, и земли, где укрыться?
Ущелий множество, но разве в норах жить
Адаму гор высоких и тревожных?
Вот так имам Шамиль – в Калугу занесён,
Род Абашидзе – спрятан в Кологриве
На перепутьях леса и тайги. Морозно!

2

… А по утру, чтоб не видал никто,
Ходил он плакать к пристани на Унжу.
Идут с верховий сплавы, к Волге вниз,
А Волга Каспию их бросит, дале к персам.
Плыви, плыви, ель дебрей костромских,
Суровый плотник приведёт в порядок
И утвердит тебя колонной иль столбом
В кавказском доме. Ты впитаешь запах
Родных котлов, и специй, а вьюнок
Тебя обнимет нежно и любовно…
Сеникерим глаза не закрывал:
Следить за лесосплавом – память детства,
Но также и доходно ремесло.
Он в Кологриве князь-лесоторговец!
 
3

Чтоб жить здесь, Господа хваля, не ноя,
Азан сменил на водную купель,
Крестился здесь, построил близ Собора
Свой дом-корабль, скрипучий, как Ковчег.
Роскошный, деревянный, лесом пахнет,
В узорных стёклах, а с веранды – вид!
Кто не бывал здесь: воинство, начальство,
Дворянство всё окрестное – на бал!
Под храмом, на горе – над речкою привольно,
Чтоб лился в стёкла свет, да колокольный звон!
Ай, вот так дом! По-княжески, аджарски
Царил и высветлял просторный горизонт.
Что выше? Только храм, и только – колокольня!

4

Князь в вечности уж был, как в дом ворвался гром.
Знамёна красные плескались Пролеткульта,
Награбленное по усадьбам – всё сюда!
Чекист Чумбаров Фёдор речью жёг
Наследие отцов, «горяч, как кипяток».
Отсюда ж вынесли остывший труп
Сынка тюремщика, душителя Кронштадта
(Владимир Трефолев смирял Балтийский флот
В угоду новой власти большевистской).
Но – что за встречи! - в Пролеткульте шли
Уроки пения, французского, скульптуры…
Мальцов учил блаженный Честняков,
Мечтавший «щедрым яблоком» насытить
Голодный духом весь крестьянский мир.
Володя мальчик был, прозванием Державин,
Учился кистью, но в словах сложил
Завет Ефима сделать мир единым:
С Ираном нас в поэзии сдружил,
К своим стихам персидский Нур прибавил.

5

Он тоже здесь на Унжу выходил,
Как Абашидзе, князь аджарский, глядя в волны.
Он за плотами следовать любил
В прохлады Волги, далее на Каспий:
Какой же русский персов не любил,
Котов, ковров, красавиц, струнных песен…
Что ж, так и мы – от дома отойдём,
Под россыпь колокольную, чтоб память
Нас по водам к арийцам унесла,
В пещеры тайные древнейшего единства,
Где языки, как волк с ягнёнком, спят,
В библейской сладости, в избытке исполинском.


12 февраля 2021 года – вспоминая Дом князя Абашидзе в Кологриве.
 
Части 1,2,3 - В доме 7 по ул. Кирова (ранее Вятская) - особняк князя Сеникерима Арташесовича Абашидзе. Этот княжеский имеретинский род восходит к глубокой древности, особенно прославился в конце ХVII - начале ХVIII века. Сеникерим был мюридом Шамиля. Родом из Кутаиской губернии, Шорапанского уезда, селения Диликаури. По окончании Кавказской войны имама Шамиля сослали в Калугу, а Абашидзе в 1860-х гг. в Кологрив.
 
Здесь он, ранее турок-месхетинец (то есть, грузин, принявший Ислам) крестился в Успенском соборе, рядом с которым построил себе дом в 1887 г. В этом доме собирались кологривские дворяне, устраивались балы. С 1883 г. был гласным уездного земского собрания, зарабатывал как лесоторговец. Умер в 1907 г.

Унжу долгое время служила рекой, по которой вели сплав леса на Волге вплоть до Астрахани.

Часть 4 - После революции, в 1918 г. здание национализировали. С его крыльца под красными флагами и лозунгами с пламенными революционными речами ораторствовал чекист и поэт, “горячий, как кипяток” Фёдор Чумбаров-Лучинский. В городе и усадьбах он экспроприировал культурные ценности на дело народного просвещения. В доме Абашидзе был организован Пролеткульт.
 
Здесь прощались с бывшим председателем Ревтрибунала Балтийского флота, подавившим Кронштадтское восстание, известным кологривчанином В. Д. Трефолевым, сыном начальника тюрьмы (до революции 1917 г.). По ступеням дома балтийские матросы выносили гроб с его телом.

В Пролеткульте работали студии изящной и народной словесности, новой и новейшей литературы, музыки, пения, французского языка, а также художественной студии, преподавали прикладное искусство, скульптуру, архитектуру, черчение и живопись. Преподавателями были знаменитые люди: Ладыженский Николай Иванович (заведующий музеем 1918-1922 гг.), Чистяков Вячеслав Павлович (заведующий музеем с 1924 г.), Ефим Честняков (преподавателем художественной студии Пролеткульта с 1 ноября 1920 г.).

Одним из учеников Честнякова был поэт, художник и самый плодотворный в СССР переводчик персидской поэзии В.В.Державин (1 (14) ноября 1908, Нерехта, Костромская губерния - 5 октября 1975, Москва). Его творчество во многом – воплощение идеи Честнякова об «универсальной крестьянской культуре». Детство провёл в Кологриве, в доме бабушки Евдокии Васильевны Пановой.

«К своим стихам персидский Нур прибавил» - в персидском языке, как и в языках многих стран Ислама, используют арабское слово «Нур» для обозначения Божественного Света, это одно из «имён Аллаха».

«К арийцам унесла…» - лингвисты выявляют в русском языке многие слова общего с древними ариями происхождения.
 
«Где языки, как волк с ягнёнком, спят…» - слово «языки» по-русски имеет два значения: «язык как средство общения», «народ, народы». «Волк с ягнёнком» - образ из Книги пророка Исайи 65:25.

 
 


Рецензии