О конкурсе Ганновер
Когда я впервые увидел обложку поэтического раздела «Ганновер», сразу же озадачился вопросом, а почему вдруг «Ганновер» квартирует на Российском сайте? Нет, я не являюсь принципиальным противником подобных явлений, просто интересно было узнать о целях такого присутствия, однако мне не удалось найти какие-то программные заявления по этому поводу. А они, на мой взгляд, совершенно необходимы, поскольку снимают возможность кривотолков. Ведь понятно, что любой литературный конкурс — это не только соревнование, завершающееся раздачей призов, но и процесс, формирующий вкус и эстетические предпочтения участников. А форма, как известно, определяет содержание. Как, кстати, и наоборот. Вот и хотелось узнать, какое содержание упаковано в данной форме?
Поясню свою мысль. Если спортивное соревнование всегда имеет чёткие критерии оценки: голы, очки, секунды, то в литературном конкурсе успех или неуспех участников зависит исключительно от профессиональной квалификации, взглядов или благосклонности судей. То есть здесь субъективный подход (как преднамеренный, так и непреднамеренный) играет решающую роль. Хорошо, если при этом в должной мере учитываются уровень стихосложения, художественный уровень текстов. А если нравственные и, не приведи Господи, политические предпочтения?
Некоторые мои знакомые – старожилы сайта – утверждают, что содержание этого начинания междусобойчик. Даже, более того, существует мнение, будто собрались в жюри люди, настроенные к современной России не очень доброжелательно. И тогда я решил лично проверить, насколько судейство здесь объективно, а главное сбалансировано. И если сбалансировано, то на какой основе – профессионально литературной или идеологической. Для этого решил принять участие в конкурсе и в качестве индикатора выставить своё стихотворение. Этакое крепко сделанное творение без особых художественных изысков на твёрдую семерку (плюс-минус один балл не больше), если оценивать по десятибалльной системе. Но главное заключается в том, что я честно высказал в нём свои взгляды на то, что происходит в мире сейчас, выразил свои опасения и надежды по поводу происходящего. То есть, как мне показалось, на сто процентов соответствовал поставленной перед участниками задаче. Напомню, тема конкурса была задана строкой из стихотворения Осипа Мандельштама «Век», написанного в 1921 году. Строчка эта звучала так: «На пороге новых дней». И строка эта должна была быть обязательно использована. Вот что я выставил в раздел.
Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?
Кровь-строительница хлещет
Горлом из земных вещей,
Захребетник лишь трепещет
На пороге новых дней.
О. Мандельштам (Из стихотворения "Век". 1921 г.)
***
Кто мы? Жертвы или судьи?
Как решить, хорош иль плох
Новый век, что стал по сути
Пограничьем двух эпох?
Век двадцатый - зла и блага
Пятьдесят на пятьдесят!
Цвета крови над рейхстагом
Флаги вехами горят.
Новый век - политкорректен,
Вехи - радужно-бойки...
Не стыкуются у этих
Двух столетий позвонки.
Многополая Европа -
Голубая гниль в крови -
В ожидании потопа
С Хамом нынче визави.
Хам не Ной: Ковчегу тварей
Брать задаром не резон.
С захребетников "наварит",
Иль грести заставит он.
Ни за что не сбавит гонор.
Их, не помнящих родства,
Дуть заставит в парус-доллар -
Этот символ шельмовства.
Что до нас - неужто хлебом
Мы единым проживём?
Надо звёзды, глядя в небо,
Видеть, помня о земном!
Хуже нет, чем оторваться
От традиций, от корней...
Дай нам Бог собой остаться
На пороге новых дней!
***
Конечно, в рамках конкурса «Ганновер», это стихотворение, возможно, прозвучало как провокация, потому что некоторые из судей ожидали совсем другого. Но ведь и я воспринял (может быть, и ошибочно) заданную тему, как провокационную. Я рассчитал, что в результате этой «сшибки» и должен быть получен объективный результат моего эксперимента. Судьи должны были определиться, как моё стихотворение оценивать – с литературной или политической точки зрения. Вот как выглядит статистика.
Ольга Бельзер (Кипр) 8 баллов
Юрий Ткачёв (Германия) – 8 баллов
Ольга Хворост (Швейцария) 7 баллов
Дина Дронфорт (Германия) – 7 баллов
Наташа Ненашева (Польша) – 7 баллов
Виктория Левина (Израиль) - 5 баллов
Галина Ицкович (США) - 4 балла
Алёна Максакова (Германия) - 4 балла
Михаил Шерб (Германия) – 4 балла
Сергей Викман (Германия) – 3 балла
Таким образом, мнения резко разделились. Видимо, потому, что половина судей оценила стихотворение с профессиональной точки зрения, в вот вторая половина исходя из личных, субъективных предпочтений. Я думаю, последние усмотрели в нём некий подтекст, который противоречил их либеральным взглядам. Но ведь в условиях конкурса ничего не говорилось о том, что текст должен соответствовать современным Европейским ценностям. А это значит, что оценки Г. Ицкович, А. Максаковой, М. Шерба и С. Викмана необъективны. По поводу В. Левиной я выскажусь ниже.
В связи с этим хочу довести до читателей мой ПЕРВЫЙ ВЫВОД. Он звучит так: в судейской коллегии не существует изначальной договорённости и единого идеологического настроя. Судьи исходили из личных предпочтений, неважно какого свойства – литературного или идеологического. Отсюда и такой разброс оценок.
Не скрою, узнав результат, я занялся чтением стихов самих судей. И тогда появился ВТОРОЙ ВЫВОД. Возможно, не политическая ангажированность, а невысокий литературный уровень и устоявшиеся в «современной» поэзии стереотипы довлели над некоторыми членами жюри. Что меня приятно удивило: все, поставившие мне оценку 7-8, на мой вкус хорошие авторы, то есть упрекнуть их в отсутствии эстетического чувства или неспособности оценить техническую сторону стихотворения нельзя. А вот стихи тех, кто занизил оценки по политическим или вкусовым причинам (не стану доискиваться до истинных причин), скажем так, не произвели на меня впечатления. Исключение – В. Левина. У неё, опять же на мой вкус, хорошие стихи.
Каюсь, тех членов жюри, которые не проявили себя ни как объективные судьи, ни как (на мой взгляд, конечно) состоятельные поэты, я отметил эпиграммами. Эпиграммы эти размещены у меня в подразделе «Ганновер и его обитатели». А стихотворение С. Викмана, которое, по моему мнению, представляет из себя плохо отформатированный набор неудачно составленных фраз, я разобрал детально, чтобы автор, не дай Бог, не посчитал моё суждение о его творчестве бездоказательным наездом.
(Разбор стихотворения С.Викмана здесь:
http://stihi.ru/2021/02/05/3617)
Но, конечно, чтобы оценить конкурс в целом, мало высказаться по общей статистике и дать характеристику творческих возможностей судейской коллегии. Надо изучить общие результаты, а также вклад каждого из судей в формирование пьедестала почёта. Дождёмся окончательных результатов. Тогда и будем делать общий вывод.
Влас
Свидетельство о публикации №121021203368
Одна из вещей, которую удалось сделать организаторам, и которая, на мой взгляд, является позитивной, это собрать жюри с оооочень разными взглядами на политику, поэзию и мир вцелом. Это одна из причин разброса в оценках.
Скажем, то, что один из членов жюри считает "отсутствием рифмы", я считаю вполне допустимым ассонансом, но меня "бесят" "косые" ударения, и мешают воспринять стихотворение.
Но есть и другая, которую Вы упустили в своем анализе. 10-балльная шкала. Каждый из членов жюри пользуется ею очень по-своему. От кого-то 6 баллов - это очень много, а от кого-то 7 - это то средняя стартовая оценка. В конце считаем сумму, так что прописывать общие критерии - нет большого смысла. Главное, чтобы каждый был последователен в своих оценках.
Что касается Вашего стихотворения, оно не показалось мне провакационным.
Для многих одного только "иль" может быть достаточно, чтобы не поставить больше шестерки.
У многих "аллергия" на морализаторство в стихах (не могу их за это осудить), и ни одно стихотворении с заходами типа "Надо звёзды, глядя в небо,
Видеть, помня о земном!" или "Надо жить так-то и так-то" - не получилось от них высого балла. С высокой вероятностью, банально заменив нравоучение на близкое по смыслу сожаление о том, что многие не видят звезды, Вы могли бы получить более всокие баллы.
И это не связано с политикой, просто нравоучения не поэтичны. Если это, конечно, не конкурс, основанный на творчестве Асадова, Михалкова, Крылова или Эзопа.
Перечисленные выше недостатки я тоже заметила. И снизила за них балл. Но мне понравилось, как были использованы мандельштамовские "позвонки столетий" - считаю, что такая центонность ценна для конкурса. Понравился еще "парус-доллар", хотя потом я вспомнила, что "рубли раздув, как паруса" уже было.
Наталия Ненашева 17.02.2021 23:13 Заявить о нарушении
Поэтично всё, что написано мастерски.
Карман Владимир Георгиевич 18.02.2021 14:29 Заявить о нарушении