Конкурс Хорошие рифмы - Разноударная
А в чём она, красота? Известно, что самые точные рифмы приводят к банальности и тавтологии. Многими теоретиками и поэтами-практиками было отмечено такое важнейшее качество рифмы, как неожиданность. Именно это качество становится все более и более желаемым с колоссально увеличившимся за последние двести лет объемом стихотворных текстов.
Рифма – прием фонетический, рассчитанный на слух; но чем больше поэзия ориентируется не на устное исполнение, а на чтение глазами, тем больше и «рифмы для слуха» имеют возможность превратиться в «рифмы для глаза». Составные рифмы, в которых одно из составляющих слов полностью теряет ударение («реже – те же», «докладом – на дом»), еще звучат для слуха вполне естественно; они употреблялись и у классиков. Составные рифмы, в которых оба составляющих слова фактически сохраняют свои ударения («вдов вод – овод»), уже звучат неестественно и распознаются скорее глазом, чем ухом; такими рифмами любил пользоваться Маяковский. Разноударные рифмы, в которых графическое сходство рифмующих слов сохраняется, но сходство звучания разрушается разной позицией ударений («ивы – и вы»), – это уже только рифмы для глаза; даже футуристы пользовались ими лишь в экспериментах. А мы займёмся ими основательно!
Итак, тема нашего конкурса - неточная хорошая рифма:
РАЗНОУДАРНАЯ РИФМА
«Разноударные» рифмы — это рифмы, в которых совпадают и гласные и согласные элементы, но не совпадает место ударения. Это рифма, состоящая из слов с ударением на различных слогах от конца: вдре'безги - ни зги', во'лны - полны'...
Стихи с разноударными рифмами часто используются в фольклоре и в песенном жанре, где слова организованы мелодически:
небе – себе, ночи – молчи, сидит – ходит, трава – снова, просил – бросил, я – красивая… "Молодость моя - Белоруссия..."
Выделим три вида разноударных рифм:
1. СОСТАВНЫЕ разноударные
В СОСТАВНОЙ рифме одно слово рифмуется с двумя: об очкАх - бАбочках.
Из сел иди, из РОЩ ИДИ
К широкой лобной ПЛОЩАДИ.
(И.Северянин)
Поэзия Маяковского вообще неотделима от составных рифм:
мадьяр усы – ярусы,
Если посмотреть на рифмы: рощ иди – площади, мадьяр усы – ярусы, лед щеки – летчики, то можно заметить, что в них ударения стоят на разных местах. В словосочетаниях, стоящих на первой позиции ударение падает на последнюю букву: идИ, усЫ, щекИ, а рифмующихся с ними словах – первую гласную. Поэтому такие рифмы называются РАЗНОУДАРНЫМИ или побочноударными. Такое название рифма получила за то, что метрическое ударение на последнем слоге скрадывается.
2. Разноударная рифма с полным совпадением РИФМЕНТА (рифмующейся части, причём ударные гласные могут совпадать или не совпадать)
просИл – брОсил, нЕбе – себЕ, вОлны - полнЫ, погОда - годА, травА – отрАва, напрОтив – супротИв.
Я нахожу, что очаровательная погОда,
И я прошу милую ручку
Изящно переставить ударение,
Чтобы было так: смерть с кузовком идет по годА.
/"Опыт жеманного" В. Хлебников/
3. Разноударная рифма с ЧАСТИЧНЫМ СОВПАДЕНИЕМ буквенного состава в рифментах (рифмующихся частях):
сидИт – хОдит, травА – снОва, "Молодость моя - Белоруссия...",
__________________
Важно обратить внимание, что подобное разнообразие (вольность) неточных рифм грозило превратить в хаос всю систему русской рифмовки. Этой опасности можно избежать тем, что, обычно такие рифмы чередуются простейшим образом (abab), и четкое рифменное ожидание позволяет узнать даже очень «непохожую» рифму; а также, в этом чередовании часто по-прежнему перемежаются рифмы женские и дактилические (в большинстве неточные) с МУЖСКИМИ (в большинстве точными), и это даёт смену опорных точек и свободных точек.
И ещё... важно помнить о напевности. Или как у Маяковского - оригинальности строки, особой игровой сменяемости слов и смыслов.
Напоследок, как пример применения разноударных рифм, приведём стихотворение С. Городецкого «Частушка», где чувствуется особых размах и народный колорит слога:
Как пошли с гармоникой –
Скуку в землю затолкай!
Как пошли по улице,
Солнце пляшет на лице.
Горюны повесились,
Пуще, сердце, веселись!
Тянут поводы ничьи
Гремят по-разбойничьи
Из сёл иди, из рощ иди
К высокой лобной площади
Как пошли с гармоникой –
Скуку в землю затолкай.
Другая погода, не та:
Она перевёрнута.
Всем успехов в поисках небанальных решений! Примеры, приведенные в задании, можно смело использовать!
________________________________
Итак, задание для нашего конкурса ХОРОШИХ РИФМ «РАЗНОУДАРНАЯ РИФМА»:
Написать стихотворение с использованием в каждой строфе РАЗНОУДАРНОЙ РИФМЫ. Это условие обязательное! Такая рифма, хотя бы одна, должна быть в строфе, но также допускается использование и других рифм (и как было рекомендовано - лучше мужская, как опорная). Обратите внимание, что мы будем обращать особое внимание на РАЗНОУДАРНЫЕ рифмы, а не на какие другие! Не путайте, пожалуйста. Есть различия. Мужскую рифму мы не будем рассматривать как выполнение задание!
Внимание! К рифмам не будут предъявляться жёстких требований!
Авторам предоставляется полная свобода по их разумению. Но ведущая будет мягко подсказывать, что можно было бы изменить в угоду заданию.
Принимаем только новые стихи, опубликованные после начала конкурса!!!
Тема, размер и схема рифмовки - ЛЮБЫЕ!
Объём от 8 до 28 строк (+ 2 строки)
Давайте подойдём к этому вопросу творчески и с пониманием. Мы желаем разобраться в красоте именно рассматриваемых РАЗНОУДАРНЫХ неточных РИФМ, а не каких-то иных. При всей сложности задачи, процесс должен быть максимально творческим и потому интересным. И ещё, не забываем, что главное - это поэзия, где рифмы уместны и красиво звучат.
При голосовании будут рекомендованы следующие критерии оценки (но они не обязательны, каждый решает для себя сам, какими критериями он будет руководствоваться при оценке):
1) Отсутствие ритмических сбоев внутри текста, интонационных неровностей, а также соблюдение поэтической формы, что влияет на гармонию и восприятие произведения.
2) Выбор оригинальных рифм. Редкое употребление имеет значение.
3) Звучание рифмы. Аллитерация и ассонансы (созвучия гласных и согласных) в строке, поддерживающих рифму
4)Насколько оригинально и хорошо звучат сами рифмы между собой в пределах одной строфы.
5)Насколько интересно раскрывается контекст произведения, благодаря выбранному типу рифм – мужских, женских, дактилических, что производит впечатление нужного настроения: лирического или наводящего на размышления, или производит впечатление философской афористичности, ёмкости и глубины, а может быть, большее значение имеет напевность, согласно контексту. Игровая составляющая не должна обесценивать литературное произведение!
6) Лёгкость и органичность выполнения самого задания. Насколько стихотворение может быть самостоятельным, а не просто является упражнением по выполнению задания. Читая произведение, начинаешь вчитываться и перестаёшь обращать внимание на сами рифмы.
7) Стилистика произведения не нарушается в угоду заданным рифмам. Слова рифмообразования вплетаются в текст естественно, каждое слово на своём месте, включая интонационные акценты.
8) Отсутствие неоправданных инверсий, особенно в угоду рифме.
9) Личные впечатления – достойная фабула представленного произведения
10) Дополнительные достоинства, подмеченные читателем
ЗАЯВКА оформляется отдельной и должна включать в себя:
- ИМЯ автора;
- НАЗВАНИЕ стихотворения, в кавычках, с большой буквы;
- ССЫЛКА на публикацию на авторской странице.
СТИХОТВОРЕНИЯ ПРИНИМАЮТСЯ ДО 24-00 22 ФЕВРАЛЯ 2021 года или до набора 20 стихов!
Затем будет объявлено голосование.
Призовой фонд:
за 1 место – 400 с\б
за 2 место – 300 с\б
за 3 место – 200 с\б
...(в зависимости от количества поступивших стихов)
Приглашаются все попробовать свои силы и умение!
Всем вдохновения и лёгкой строки!
Если что-нибудь получилось не так - не спешите удалять рецензию, вы лишаете себя участия в нашем конкурсе! Всегда можно исправить заявку! Не спешите.
ПРИНИМАЕМ ТОЛЬКО НОВЫЕ СТИХИ, ОДНО от каждого участника.
Иллюстрация: И.К. Айвазовский
Ведущая конкурса и автор проекта Татьяна Игнатова.
Свидетельство о публикации №121021200326