Литература и Религия Эссе
ЛИТЕРАТУРА И РЕЛИГИЯ
ЭССЕ
«Вначале было Слово» - это утверждает Библия.
И это знаменитое утверждение несомненно исполнено великого смысла для человека и человечества.
В Слове, в высоком Слове особенно, изначально ощущалось нечто сакральное и священное.
И владение Словом по сути дела и превратило человека в Человека (а вовсе не овладение некими «орудиями труда» и трудовыми навыками, как часто заявляют ученые специалисты-историки).
И естественно Словом настоящая художественная Литература исторически владела и до сих пор владеет не менее искусно чем Религия, для которой высокое Слово обретенное пророками и духовными учителями - всегда было священно.
Можно утверждать и большее - Искусство в своих вершинных творениях имеет религиозное содержание и значение и по сути дела выполняет для человека роль Религии. Особенно - в современном обществе, где религия постепенно угасает и теряет былое значение.
Ведь и Религия и Искусство всегда утверждали в жизни чудесное. И стремились чудесное постичь и отобразить.
На вере в чудеса и чудесное мировые религии и строились изначально - «из камня хлеб», «пройти по воде», «непорочное зачатие», «воскрешение Лазаря из мертвых» и многое, очень многое другое…. Это все - чудеса.
И чудеса так или иначе, в тех или иных формах, культивируются во всех религиях мира.
Но ведь культ чудесного есть и в Искусстве. На этом культе Искусство собственно и созидается в своем великом значении для человека.
Вот та же Любовь - ее волшебная и чудесная символика, ее идеальный образ сокрыт для человека не в религии вовсе, а именно в Искусстве.
Ромео и Джульетта - величайший символ Любви в Искусстве всех времен.
И до сих пор на так называемую «могилу Джульетты» в Вероне туристы и паломники приносят букеты цветов…
Причем ныне те чудеса которые традиционно культивирует религия все в большей степени подвергаются сомнению… Это неизбежно.
Наука развивается и многое из так называемых «чудес» становится доступным критическому научному анализу. Например «чудеса» с так называемыми «мироточивыми» иконами - очевидно что дерево со временем способно выделять влагу, которая и выступает из под слоя краски на деревянных иконах, объявлявшихся потом «мироточивыми».
И так многие «былые чудеса» которые религия некогда превозносила
ныне вызывают все большие сомнения (по меньшей мере).
Для современного образованного человека сомнительно и так называемое «непорочное зачатие», сомнительно и «воскресение Лазаря» через три дня после его смерти когда от его тела пошел уже «дух тления»… И многое другое в «священных текстах», культивируемых традиционными религиями мира - тоже очень сомнительно.
А вот чудесное в искусстве - сомнений не вызывает. Волшебство великого Искусства - вне всяких сомнений.
«Мадонна» Рафаэля - это ли не волшебство Искусства…
И просто не представить в нашей современности и при нашей жизни какими надо быть «людьми далекого будущего» чтобы чудесного в Мадонне Рафаэля уже не найти…
Да стареют религии… Стареет однако и искусство.
В трагедиях Еврипида нам ныне трудно найти то очарование и ту духовную власть, которые прежние поколения людей в них находили…
Многое и в настоящем большом искусстве уходит в прошлое и оказывается в забвении.
Но вот с религией это в современном обществе происходит гораздо быстрее - одни лишь официальные правительственные структуры рьяно поддерживают ныне во многих странах традиционные старые религии «во имя сохранения общественного порядка.»
«Заодно с религией» и опираясь на религию проще управлять людьми и обществом, держать их в своей власти и под контролем. Это вполне понятно.
Искусство же - слишком свободно и непредсказуемо чтобы, чтобы опираться на него в государственной политике и общем жизнеустройстве. Хотя… и такие эксперименты в истории были.
Так совсем недавно еще по историческим меркам былая власть с СССР стремилась идеологически опираться именно на Литературу и Искусство в своей политике и в утверждении коммунистических идеалов в советской стране и в мире в целом. Причем, небезуспешно.
Я например, помню характерный факт для советских времен - в начале брежневского периода в истории СССР (во второй половине 1960-х годов) активно строились по типовым проектам школы (в былом Ленинграде - нынешнем Петербурге в частности) с изображением на стенах здания школ профилей «духовных вождей» молодого поколения советских людей - на одной стороне здания новой школы обычно были изваяны профили Маркса, Энгельса и Ленина.
А на другой стороне того же здания школы - профили Пушкина, Льва Толстого и Ивана Тургенева (Достоевский как автор антиреволюционных «Бесов» советской властью в качестве «учителя молодежи» не использовался).
Это очень характерная и символическая история… Из великих русских писателей делали тогда действительно «святых»… На них молились советские люди… И верили эти простые советские люди что писатели наши великие - истинно святые и есть.
И я тоже помню как в Пушкинских горах советских времен на день рождения Пушкина съезжались автобусы наполненные колхозниками и сельскими в основном обывателями из близлежащих селений и городков…
И они все «праздновали» день рождения Пушкина на «свой манер» - пили немеряно, пироги ели всласть, в свистульки свистели глиняные с восторгом…
И радовались жизни.
И ничего плохого в этом народном гулянье по случаю «дня рождения Пушкина» на самом деле и не было.
Хотя именно к Пушкину это народное веселье не имело собственно никакого отношения.
Но пили и гуляли - как бы от имени Пушкина… И ведь это славно!
И от имени нашей православной Церкви нынешней - не загуляешь…
Церковь наша ныне стремится предупредить все желания правительства и власти - выслуживается перед властью до полного бесстыдства.
Великие русские писатели и те писатели советских уже времен которых религиозный культ художественного слова в СССР коснулся - они так себя не вели.
Не вели так себя ни Ахматова, ни Пастернак например.
Они ощущали себя - вождями духовности советской страны и ее совестью. И это их возвышало и поведенчески над всей нашей страной. Как святых в былые далекие времена.
Новая же российская власть никакой особой «ауры» над литературой нашей не признала. Советские литературные журналы приватизировали во время бессовестных реформ Гайдара как и все остальное в нашей стране в 1992-ом году.
Писателей легко и просто отправили «на свалку истории», как прогрессивных российских писателей, так и консервативных….
Когда есть Интернет - как можно продать книги любых писателей например… Все тексты в Интернете читаются бесплатно.
И ни один думающий читатель никаких книг уже и не купит. Ни на сто рублей ни на двести или тысячу рублей тем более.
Современный писатель - наивный человек, который слепо верит в сакральное значение творчества…
На смену культу великой русской литературы в советское время пришел в нашу эпоху официозный культ Православия - но ведь это еще хуже чем возводить весьма фривольного по поведению женолюба Пушкина (в молодые годы) в святые и чем рьяно отрицать (как делают нынешние пушкинисты) что после гибели Пушкина его «женушка» Наталья Гончарова спала с императором Николаем 1 и в итоге и была выдана замуж этим императором всероссийским за верного и услужливого генерала Ланского.
Пушкин сам как реальный и вполне обычный человек не владел своим уникальным художественным даром в известном мере… Как и Гоголь…
Мы писали уже об этом в других наших очерках.
И Пушкин и Гоголь как люди в своих обыденных помыслах и желаниях ЗАУРЯДНЫ - почитайте их переписку, почитайте непредвзято их незатейливые личные признания и вы это ясно увидите…
Но все таки человек наделенный выдающимся творческим даром всегда имеет прикосновение к чему-то волшебному и чудесному.
Это просто факт нашей жизни.
И тут не нужно чтобы это доказывать никаких «непорочных зачатий», никакого «хождения по воде».
Многие писатели и поэты имели возможность реально видеть иные миры.
И чем меньше по естественным и здравым причинам верующих например в священный «благодатный огонь» тем больше верящих в великое искусство и великую литературу.
Хотя, хотя… комедии во имя денег разыгрываются в литературе и сейчас… Существуют ныне например во множестве платные для авторов литературные издания цель которых одна - обогащение издателей.
Какие-то платные конкурсы литературные проводятся (тоже обычно на деньги их участников), какие-то липовые литературные премии без конца присуждаются …
Это знак нашей меркантильной эпохи - любыми способам СОБРАТЬ ДЕНЬГИ С АВТОРОВ.
Все остальное деловых хозяев большинства нынешних «литературных площадок» (сайтов поэзии и прозы и тому подобного) совсем не интересует.
Но Большая Литература - остается.
Ее непреходящее духовное значение для человека и общества ничем умалить невозможно.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1960-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «СОВ, «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – -премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 16-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
Свидетельство о публикации №121021201272