Истины и заблуждения

СЕРГЕЙ  НОСОВ

 ИСТИНЫ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ
                Эссе

     Большой любитель всевозможных парадоксальных «вывертов» в сознании, творчестве и в мире мысли Василий Розанов как-то заявил: «на каждый предмет нужно иметь тысячу точек зрения.»
         Если с этим заявлением Розанова согласиться - что же получается? Выходит что ни одна из этой «тысячи» допустимых точек зрения на один предмет не верна? 
          Розанов при этом конечно  заметил и уточнил   со своей неизменной загадочной улыбкой Чеширского Кота -  любая точка зрения на предмет  отнюдь не безупречно справедлива и не является истинной в полной мере.         Только и всего.
          Однако, мы ищем все таки в любом нормальном случае и при любом серьезном интеллектуальном поиске одну единственную верную точку зрения на любой серьезный предмет, а не «тысячу» допустимых воззрений на него.
             Иначе - зачем собственно и весь поиск истины? Если каждый вправе думать о любом занимающем его предмете что ему хочется и выбирать наиболее удобную и приятную для себя точку зрения на этот предмет. Совершенно не считаясь при  этом с тем что  думали, думают и хотят думать об этом же предмете другие люди.
              Собственно Розанов об этом и писал.
              Что же наш столь популярный ныне национальный писатель и мыслитель был таким уж сторонником полного произвола в суждениях, взглядах, оценках и ценностях?   
                Говори мол и считай, думай про себя и утверждай во всеуслышание  все что тебе «взбредет в голову», все что захочется - и будешь и в каком-то смысле прав и в той же мере прав как и все остальные, утверждающие самое разное и порой противоположное тому что утверждал ты …
                Да и это Розанову все таки (при всех оговорках)   было явно по душе… Вольный и порой бескрайний индивидуализм, свобода без границ и в мысли и ценностных ориентирах и в самой реальной жизни.
                В начале ХХ столетия на которое пришелся зрелый период в жизни и творчестве Василия Розанова  - все традиционные ценности и все «прописные истины» зашатались, оказались размыты, потеряли всякую устойчивость… А потом и полетели в пропасть.
                В пропасть забвения. Если называть вещи своими именами.
                Причем не только в России.
                Возьмем хотя бы «проблему пола» которая так влекла Розанова, а потом и Фрейда.
                Ведь все таки развод законных супругов  до первых десятилетий ХХ века в большинстве стран (в том числе конечно и в России) был почти запрещен - если брак однажды заключен полагалось и жить в этом браке «до гроба».
                Разводы супругов дозволялись лишь  в исключительных случаях. И Церковь (Католическая и Православная в частности) их совершенно не приветствовали.
                Всем этим запрещениям в сфере отношений полов сопутствовала конечно же своя утвержденная Государством и Обществом жизненная философия - секс есть зло «терпимое» лишь по необходимости (ради деторождения), семья есть ОБЯЗАННОСТЬ  И  ДОЛГ для человека, а не сфера радости счастья и удовольствий…
                И так далее. Существовала целая система взаимосвязанных убеждений подобного рода в сфере отношений мужчины и женщины… И она - вдруг рассыпалась.  Если не в прах то на мелкие кусочки.

     --------------------------------------------------------
               
        Или возьмем совсем другую область убеждений, гипотез и научных и философских представлений -  теоретическую физику…
                И в ней произошла Революция. Господству физики Ньютона пришел конец.
                Оказалось - физика Ньютона есть лишь частный случай в бескрайней Вселенной. Она применима лишь для нашего маленького земного мира.
                И для убеждений образованной части общества - это был шок первоначально.
                Или возьмем сферу искусства.
                Когда-то мир шокировало новаторство художников-импрессионистов, которому  в свое время упрямо противилось едва ли не все так называемое образованное общество - но на фоне новаций в живописи начала ХХ века скромное и благообразное новаторство художников-импрессионистов выглядит совершенно невинно.
                Суровый кубизм Пикассо,  отвергавший все ограничения и во сути «воинствующий» абстракционизм Кандинского, внешне неотличимый порой от беспредметной «мазни» ребенка в самом прямом смысле слова - это ошеломило всех и этого не допустило бы конечно былое строгое в культуре жизни и искусстве Х1Х столетие.
                Но в ХХ столетии открылся стал ясен и проявил свою власть над умами и нам самой жизнью  следующий и судьбоносной для культуры и жизни общества  постулат - ИСТИНА НА САМОМ ДЕЛЕ ВСЕГДА ИНДИВИДУАЛЬНА И ИНДИВИДУАЛЬНО НЕПОВТОРИМА.
                Что является истиной, «что есть Истина» в каждом конкретном случае, для конкретного человека в его конкретной и совершенно реальной жизненной ситуации  - УЖЕ НЕ ПОВТОРЯЕТСЯ НИ В КАКОМ ДРУГОМ СЛУЧАЕ,  НИ С КАКИМ ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ С ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ И ПРИ ДРУГИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ.
                Это трудно порой осмыслить и тем более «официально признать». Но именно об этом говорит давно уже вся современность человеческой жизни…
                ХОТИМ МЫ ЭТОГО ИЛИ НЕ ХОТИМ НО ВСЕМОЗМОЖНАЯ НОРМАТИВНОСТЬ И ВЕРА В НЕКИЕ ОДНОЗНАЧНЫЕ «АБСОЛЮТНЫЕ» ИСТИНЫ УХОДИТ ИЗ НАШЕЙ ЖИЗНИ И ИЗ НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ.
                Чтобы наглядно пояснить этот тезис мы не будем погружаться п показательную в этом плане, но  всегда полную крайностей   (от пуританского запретительства «всего и вся» до безудержной жизнелюбивой распущенности)  сферу интимной жизни человека  оберегаемую  от недозволенного нравственностью.
                Лучше поговорим о Поэзии например…
                Сколько было выработано строгих «правил» в нашей  поэзии - ямб, хорей, строфы, разного рода рифмы (глагольные и безглагольные) и все прочее… 
                А вот в «Слове о Полку Игореве» - никаких этих правил не проявилось… Их ведь тогда и не было. Но как удивительно легко и плавно льется слог в этом древнем шедевре!!!
                Он же волшебный  действительно - слог «Слова и Полку Игореве»… Потому что написан этот шедевр - ПО НАИТИЮ… И значит и БЕЗ ПРАВИЛ.
                Каждый настоящий художник слова сам создает те «правила» и те «истины» в согласии с которыми  написаны его творения.  А для других творцов и в другое время - эти «правила» и «истины» уже просто не существуют.
                ОНИ СУГУБО ИНДИВИДУАЛЬНЫ. И СУЩЕСТВУЮТ ТОЛЬКО ДЛЯ ОДНОГО ЕДИНСТВЕННОГО ХУДОЖНИКА В ОДИН ЕДИНСТВЕННЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ И ТВОРЧЕСТВА,
                То есть как таковых этих общеобязательных ром и правил – просто нет               
                Правила и предписания, нормы и каноны - настоятельно нужны только посредственностям…   Им без этих норм ни с чем в жизни и в элементарном своем творчестве -  просто не справиться… 
                Настоящий же творец - творит «без правил» и слушает в творчестве только себя, свою вдохновенную интуицию и свой свободный внутренний голос.   
                Смешно слышать и до сих пор появляющиеся в нашей печати разглагольствования: «Нынче, особенно в европейской и американской поэзии,  произошел распад формы. Верлибры - так называемые свободные стихи, без рифмы, а порой и без ритма - заполнили книжные магазины. Поэзия как искусство довольно быстро деградирует. Потому-то читатель и теряет к ней интерес.»
                Нормативность в Поэзии - противна самой ее природе. 
                Писать стихи в рифму - это как ходить строем и причем еще и подпрыгивая через каждые пять шагов…
                В ХХ столетии в Большой Поэзии  стран Запада, а скажем в Японии и на века раньше  - это было хорошо понято и замечательно использовано…
                У нас же былая Советская Власть ограничивала любое новаторство - в балете, в литературе, в живописи, в музыке… В чем угодно.
                Вот мы и пожинаем плоды этих советских порядков и советских «традиционных ценностей» и до сих пор…
                В балете с опаской относимся к современному танцу. В поэзии маниакально бережем «святость рифмы», конечно же выдуманную насквозь иллюзорную. И так далее…
                Но все советское и именно советское - в самой первооснове своей иллюзорно.
                ВЕДЬ СССР И БЫЛ  - СТРАНОЙ  ИЛЛЮЗИЙ.
                Есть своя закономерность в его окончательном развале на рубеже 1990-х годов  - ИЛЛЮЗИИ НЕ МОГУТ ЖИТЬ ДОЛГО.
                При этом  СССР при всех его достижениях и поражениях был по исторических масштабам очень краткой хотя и запоминающейся своими свершениями (Победа и Великой Отечественной Войне, первый полет человека в Космос, наращивание военной мощи) и преступлениями (сталинские лагеря где страдали и погибали сотни тысяч невинных людей, жестокая «коллективизациями» в деревне со всей ее бесчеловечностью, трагическое умаление свободы слова и творчества)   страницей в более чем тысячелетней истории России.
                И причем далеко не самой важной страницей.
                Это отчетливо видно уже сейчас. И станет несомненно еще яснее в историческом будущем. 
               
                России и ее народам и ее культуре и литературе пришлось «всего хлебнуть» в своей нелегкой исторической Судьбе.
                Но и Россия  и ее Культура выстояли во множестве самых страшных войн нашествий и   катастрофических исторических катаклизмов - нашествие монголов., нашествие Наполеона, нашествие Гитлера а в конце концов - и нашествие фантасмагорической власти так называемого Мирового Коммунизма…
               В этой национальной жизнестойкости залог нашей удивительной способности побеждать и в безвыходной казалось бы исторической ситуации.
              В этом же  и залог нашей действительно неугасимой веры в жизнь.


СВЕДЕНИЯ   ОБ  АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1961-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства В. В. Киреевского. СПБ. 2009.
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «СЕМЬ ИСКУССТВ», «Российский Колокол» , «КАМЕРТОН»,  «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР», «МОСТЫ» (ГЕРМАНИЯ), «КЛАУЗУРА», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США,  «АРГАМАК»,  «КУБАНЬ»,  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА),   « ДЕТИ РА»,  «ЮНОСТЬ»,  «ЗОЛОТОЕ РУНО», «ЛИТЕРА   НОВА», «МЕТАМОРФОЗЫ» ,  «СЛОВО/WORD» (НЬЮ-ЙОРК),    «НОВЫЙ БЕРЕГ» (КОПЕНГАГЕН), «ГРАФИТ»,  «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИ» (ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ),  «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЦВЕТ НАСТРОЕНИЯ», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),  «ЮЖНАЯ ЗВЕЗДА»,  «LiteraruS» (ФИНЛЯНДИЯ), «МУЗА»,   «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ,  «СТУДИЯ» (БЕРЛИН), «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!»,  «ГРАФИТ»,  «ПОСЛЕ 12»,  «БЕРЕГА», «ДЕНЬ И НОЧЬ»,  «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ»,  «ДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕ»,  «ФОРМА СЛОВА»,   «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР»,   «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО» (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», «ОГНИ НАД БИЙЕЙ»,  « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ) ,  «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «СЕВЕРО-МУЙСКИЕ ОГНИ», «КОВЧЕГ»,  «ПРОАРТИНФО», «МЕГАЛИТ»,  «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ),  «ЗОЛОТОЕ РУНО»,  в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ (К 125-летию  М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и рассказов о Любви. «Перископ»-Волгоград.  2019)  и   в целом ряде  других   литературных  изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
Является автором более 15-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   





 
               
            
               
               
               
               
               
               

               
               
               


Рецензии