Портрет вынесли на мусорку, а кота переехало авто
В последнее время в СМИ и соцсетях все чаще появляются сообщения о выставленных на мусорные площадки портретах, картинах, книгах, которые стали лишними в интерьере современных жилищ. Так, например, в Ростове-на-Дону на мусорку вынесли портрет Александра Сергеевича Пушкина, аккуратно пристроив его рядом с мусорными контейнерами, а в одном из дворов г.Маркса возле мусорных баков оказались картины Владимира Солдатова.
На одну из свалок Долгопрудного (город в Московской области России) были вы-брошены десятки ярких живописных полотен известной советской художницы-монументалиста советской эпохи с ее подписью на полотнах «Светлана Ковальская». Большинство подрамников было сломано через колено, а картины перемешаны со строи-тельным мусором. Ковальская С., кроме плакатной графики, занималась живописью, а также иллюстрировала детские книги. Среди выброшенных картин был и портрет супруга Ковальской, Владимирского Леонида Викторовича, который она выполнила ему в подарок к очередному юбилею.
Зачастую на помойке можно обнаружить книги русской и зарубежной классики, религиозную литературу и произведения современных авторов. Выброшенные книги мо-гут быть как в хорошем состоянии, так и новыми, ни разу не прочитанными, аккуратно связанными в стопки или просто брошенными возле мусорных контейнеров.
Увы, такие случаи не единичны, и некоторые жители нашего родного города также позволяют себе подобное кощунство. В Левобережном районе Воронежа на свалку были выброшены портреты Чехова, Островского, Толстого и Гоголя – классиков, на произведениях которых выросло не одно поколение. Они просто валялись в листве среди мусора. Чуть позднее портреты писателей-классиков русской литературы кто-то расставил у кустов, растущих возле помойки…
25 декабря теперь уже ушедшего 2020 года у мусорного бункера во дворе жилых домов, ограниченного улицами Небольсина и Путилина, был выставлен портрет женщины, написанный в стиле 60-70 годов прошлого века. Оформление портрета носило дело-вой характер. На полотне стояла подпись художника. А через день, 27 декабря, в этом же дворе появился серый кот, вислоухий шотландец. Он растерянно оглядывался по сторонам, не пытался спрятаться в укромные места, доверчиво шел навстречу человеку. С первого взгляда было видно, что кот не на самовыгуле, а брошен на произвол судьбы. К сожалению, шотландец долго не прожил. Даже в этом тихом дворе, который сохранил отдельные черты настоящего советского двора 80-х годов, в течение 2 часов на кота был совершен наезд. Виновник случившегося позорно скрылся с места происшествия. Кот так и остался лежать на узком тротуаре между трехэтажными домами. Водитель не мог не заметить содеянного им. Но он не посчитал нужным оказать помощь животному или хотя бы убрать его с дороги.
Два скверных поступка в канун Нового года в одном и том же месте. Кто-то с удивлением спросит: где связь между ними? Что здесь общего? А ответ прост: эти два случая объединяют бескультурье и безответственность, бездуховность и бездушие, обесценивание духовно-нравственных ценностей и самой Жизни. Со школьной скамьи мы знаем, что русскими синонимами к слову «бескультурье» являются невежество, жлобство, отсталость и т.п.; безответственность - отсутствие ответственного отношения к своим словам и мыслям, поступкам и желаниям, поведению, нежелание отвечать за них и за свои дела в целом; отказ нести ответственность за их последствия; поведение, которое показывает полное пренебрежение к требованиям определенных законов и нормам морали, является формой проявления безнравственности; бездуховность - отсутствие у лица высоких духовных принципов, возвышенных чувств; а отсутствие доброты и жалости, сочувствия к чужой боли – это уже бездушие, и оно означает жить «без души». Как видим: отсутствие, отсутствие, отсутствие – отсутствие желания совершать благие дела и поступки, быть сострадательным к окружающим и стремиться к гармонии с окружающим миром.
Приятная и обаятельная женщина на портрете. Можно лишь догадываться, что она уже покинула наш земной мир, родственников у нее не было или именем ее родственники не дорожили, либо переехали на новое место, а портрет выкинули уже новые хозяева квартиры. Пусть так. Но где уважение и к этой женщине, и к работе художника? Портрет – это один из самых сложных видов изобразительного искусства. Не каждый художник, даже окончивший высшее учебное заведение по классу живописи, может рисовать хороший портрет. Портретистов ценили всегда. Эту работу следовало бы передать в школьную библиотеку, в художественную студию или в школу искусств как образец портретной живописи, но только не выносить на помойку! Мы не можем оценить и понять художественную ценность портрета. Однако несомненно лишь одно, как пишет Ю.З. Тимашев:
Как посмотрю на лица -
Простые, ясные, такой во взглядах свет,
И сразу тянется рука к тряпице-
Портреты ветеранов протереть.
Какая свалка? Место им в музее:
Их поколенье подняло страну.
Как могло случиться такое варварство с работой живописца?!
Мы ежедневно сталкиваемся с ситуациями нравственного выбора, когда наши поступки основаны на внутренних ценностях и убеждениях.
Наезд на животное происходит в процессе движения транспортного средства по дороге, и каждый автомобилист знает, что такой наезд является дорожно-транспортным происшествием, а также об ответственности, которая грозит водителю за сбитое животное. Но как поступить в таком случае как с вислоухим шотландцем, на которого был совершен наезд в вечернее время 27 декабря? Надо полагать, свидетелей рядом не оказалось, а у водителя не было совести, сострадания, жалости. Кот несколько дней лежал на обочине дороги как призыв к покаянию и владельца кота, и водителя. Однако все было напрасно. Видимо, и хозяин кота, и водитель готовились к встрече Нового годы, чтобы пожелать себе счастья и благополучия в 2021 году. Люди, которые делали генеральную уборку своего жилища к новогодним праздникам и выбросили портрет женщины на свалку, тоже готовились к новогодним праздникам и желали себе исполнения желаний, добрых встреч, материального достатка и исполнения всего того, что можно загадать в новогоднюю ночь.
Вывод напрашивается сам собой: и водитель, сбивший кота, и тот, кто вынес портрет женщины на мусорку, стоят на одном уровне духовно-нравственного развития. Для каждого из них два указанных случая равнозначны. Однако безответственные и циничные люди не осознают себя таковыми, им не свойственно исправлять по собственной инициативе отрицательные последствия, которые вызваны их словами и действиями. Наш мир многогранен, и понятие добра и зла условно. Наказание и осуждение не являются действенными методами нравственного воспитания. Сформировать в человеке духовно-нравственные ценности можно только личным примером, примерами из фильмов и мультфильмов, книг. Какой пример подан в данном случае детям и внукам? Не потому ли так часто мы становимся очевидцами происшествий, когда характерной реакцией большей части нашей молодежи на страдающего или гибнущего рядом человека является смех? Следует признать, идет процесс стирания нравственных границ между понятиями «хорошо» и плохо», а подобное воспринимается как привычное, как норма современности.
Женщина с портрета, по всей видимости, долгие годы жила в этом дворе. Многие знали ее, и портрет простоял на мусорке недолго. Тело кота было захоронено после того, как он три дня пролежал на обочине тротуара.
Люди свободны в своих действиях и поступках, но как существа разумные они способны осознавать свои деяния и исходить из концепции пользы для себя и окружаю-щих. Апостол Павел кратко, но понятно изложил суть духовного пути каждого человека: «Все мне позволительно, но не все полезно...»
Свидетельство о публикации №121021109017
Баженов Александр Сергеевич 06.08.2021 15:55 Заявить о нарушении
Татьяна Квач 12.08.2021 17:29 Заявить о нарушении