Каркнул ворон Nevermore
Почему ворон не принес Ною вести о спасении и даже не вернулся обратно в ковчег (Быт. 8:6-7)
21 ноября 2020
В середине своей жизни десятый (и последний) допотопный патриарх Ной (сын Ламеха) получил от Бога повеление построить ковчег (огромный трехпалубный корабль). Этот ковчег предназначался для спасения семьи Ноя (жены патриарха, его трех сыновей, их жен и самого Ноя), а также животных (как чистых, так и нечистых) от Всемирного потопа, который, по замыслу Бога, должен был уничтожить развращенное человечество.
Ной, как человек, который всегда "ходил пред Богом" (Быт.6:9) послушно принялся за строительство и окончил ковчег в шестисотый год своей жизни (Быт.7:6). Как только "проповедник правды" (2Пет.2:5) укрыл в ковчеге членов своей семьи, животных и птиц, пошел сильный дождь. Вода поднялась настолько, что "покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом" (Быт.7:19). А в потопе погибло все живое на земле...
"Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге" (Быт.7:23).
Вода усиливалась 150 дней. После этого "источники бездны" и "окна небесные" закрылись, а ковчег пристал к вершине горы Арарат (Быт.8:4). Вот тут-то (по прошествии сорока дней с того момента, как обнажились верхушки гор Араратских) патриарх Ной и решил выпустить ворона.
"По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды" (Быт.8:6-7).
Для опыта с вороном у капитана ковчега была очень веская причина. Она заключалась в устроении самого ковчега. Он не был похож на круизный лайнер (хотя по размерам не уступал ему), ибо имел в качестве иллюминатора только одно узкое отверстие (которое, по А. П. Лопухину, находилось вверху). Обзор из отверстия был очень ограничен. Патриарх не мог также выйти из ковчега через дверь, ибо был риск либо утонуть (если вода еще не сошла), либо упасть в пропасть (если вода уже сошла).
Потому Ной и решил выпустить в отверстие (Быт.6:6-7) ворона - самую умную птицу из всех, сотворенных Богом. Ворон, по мысли Ноя и переводчиков Септуагинты (текст, помещенный в синодальном переводе Библии в квадратные скобки, передает дополнения, сделанные переводчиками Септуагинты), должен был сыграть роль разведчика: высмотреть ушла ли вода с земли или нет. А затем, естественно, вернуться и информировать "центр" (то есть Ноя) о том, что происходит на белом свете (как это, например, сделал голубь, который был выпущен позже, но зато вернулся к Ною с артефактом-доказательством схода воды). Только ворон, по сути дела, провалил миссию... Он не только ничего не принес Ною, но даже не соизволил вернуться в ковчег. Не захотел...
Но... Почему? Что произошло с птицей? Давайте разбираться... Чтобы понять в чем суть, нам потребуются разные методы экзегезы (толкования) Священного Писания: 1) буквальный (исторический), 2) аллегорический (иносказательный, символический), 3) нравственный (этический), 4) духовный (мистический или анагогический).
Весьма вразумительное объяснение необычного поведения ворона в рамках исторического (или буквального) метода предлагает свт. Иоанн Златоуст. У свт. Иоанна, все дело заключается...
"Быть может, нечистая эта птица осталась (вне ковчега) потому, что, за сбытием воды, усмотрела трупы людей и животных, и в них нашла сродную себе пищу, – а это самое служило для праведника немаловажным основанием к надежде на благоприятную перемену. Если бы не так было, если бы ворон не нашел себе никакой пищи, то он возвратился бы в ковчег" (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. Беседа 26.).
Почти точно так же думает епископ Виссарион (Нечаев). По мысли епископа Виссариона, ворон не возвратился к Ною, потому что, во-первых, больше не нуждался в пище. Он "находил ее с избытком в плавающих трупах, которых еще не успели истребить рыбы" (Виссарион (Нечаев), епископ. Толкование на паремии из Книги Бытия).
Получается так, что, покинув ковчег, ворон сразу же зажил своей собственной, самостоятельной, вороньей жизнью. Сладко ел, сладко спал. Когда хотел, гулял по кровле ковчега, как по смотровой площадке (в то время, как Ной и его семья сходили с ума от неизвестности). Из твари, подчиненной человеку (как это было во время пребывания в ковчеге), ворон превратился в автономное, непослушное господину существо...
В рамках аллегорического (или символического) метода ворон означает порочность человеческой натуры, ее "ветхого человека". Эта порочность и греховность, по мысли западного богослова и экзегета Беды Достопочтенного, подчеркивается цветом птицы. Беда говорит:
"Ворон означает тех, которые хотя и омылись водами крещения, однако не пожелали снять с себя чернейшие одежды ветхого человека и исправить свою жизнь, но, едва удостоившись обновления через помазание Святого Духа, тотчас отпали от внутреннего единства вселенского мира и покоя, обратившись к внешнему, то есть к желаниям века сего" (Беда Достопочтенный. Гомилии на Евангелия).
Ту же линию проводит свт. Киприан Карфагенский. В его понимании библейский ворон - это символ грешника, прельщенного пристрастием к миру. Ибо как ворон не возвращается в ковчег, так и грешник не возвращается в Церковь. Как ворон клюет одну мертвечину, так и грешник ублажает одни только собственные страсти. По мысли свт. Киприана Карфагенского, страсти подобного грешника - "это кумиры, которым он всего себя приносит в жертву" (цит. по книге свт. Филарета Московского "Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями"). В сухом остатке человек теряет вечное спасение, ибо разменивает его на гибельное удовлетворение своих нечистых (трупных, как у ворона) желаний.
В рамках нравственного (этического) метода ворон интерпретируется блаженным Августином Иппонским. В одной из своих проповедей архипастырь сравнивает с библейским вороном человека-грешника, который откладывает покаяние на "потом". По мысли блаженного Августина человек превращается в ворона из Книги Бытия на основе звукоподражания (в латинском языке слово "завтра" (то есть"cras") похоже по произношению на воронье карканье). Святой отец говорит:
"Неизвестно, когда придет самый последний час, а ты говоришь: я исправляюсь. Когда ты исправишься, когда переменишься? Завтра, отвечаешь ты. И всякий раз говоришь: завтра, завтра. Ты превратился в ворона. А я говорю тебе: когда ты каркаешь по-вороньи, ждет тебя погибель. Ведь тот ворон, голосу которого ты подражаешь, вылетел из ковчега - и не вернулся. Ты же, брат, вернись в Церковь, которую означал тот ковчег" (Агустин, блаженный. Проповеди(на день Пасхи)).
По мысли блаженного Августина, человек превращается в ворона, когда, подобно ворону, говорит: "Cras! Cras!" (завтра, завтра). Это завтра (то есть"cras"), отлучает его от Церкви и ввергает в геенну огненную. Ибо в слове "завтра" проходит целая жизнь, согласно латинской пословице: "Cras, cras, semper cras, sic evadit aetas" ("завтра, завтра всегда завтра, так проходит жизнь"). Отсюда вывод: нужно делать что-то уже сегодня...
Таким образом, черный ворон в истории Ноя приобретает сразу несколько смыслов. В историческом контексте ворон обозначает самую обыкновенную ошибку патриарха Ноя при выборе птицы-разведчика. Ибо ворон питается мертвечиной, а ее можно найти и возле ковчега. Ворон не полетит за тридевять земель искать землю и пищу на ней. В аллегорическом ключе ворон - это темная сторона человеческой души (мистер Хайд Р. Стивенсона) или же грешник, прельщенный мирскими удовольствиями. В рамках нравственного метода ворон - воплощение отложенного (по сути дела навсегда) покаяния, образ нераскаянности.
Остается еще духовный, мистический смысл истории с вороном... Как вы думаете, дорогие читатели, что ворон означает в духовном ключе?
__________________
От меня: (Тут каждому из нас бы призадуматься: как он понимает случай описанный в Старом Завете - что это за Птица Ворон?)
продолжение (мой ответ) следуют
Свидетельство о публикации №121021102557
Я наблюдал и дивные танцы воронов, и очень сложные их игры,
и часто встречал их стремление к контакту с человеком.
Большаков Алексей 11.02.2021 20:28 Заявить о нарушении
Точнее я встречала разных.
Говорят что все из Мира Мертвых.
Но я так не думаю.
я встречала тех, что шли под девизный "Вечно Живые".
Я даже удивилась.
Помните у нас была у Розова пьеса "Вечно Живые" - я думаю - это тогда тоже они)))
А вот почему ВОРОН не вернулся? (по-вашему)
Татьяна Ульянина-Васта 11.02.2021 20:34 Заявить о нарушении
в сравнении с воздухом свободы
не набирает ни одного очка.
У моего брата всегда есть охотничьи собаки,
и никогда он не надевает на них ошейник -
свободная собака гораздо умнее привязанной.
А совсем умные собаки уходят от людей на свои хлеба.
Большаков Алексей 11.02.2021 20:39 Заявить о нарушении
Ворона оправили с заданием. Для этого Ворон должен был понимать(!) человеческую речь! ЛИБО! Ной должен был понимать по-птичьи!
Это же азбука мозга!
И Ветхий Завет утверждает - что это было НОРМАЛЬНО!
Это было Нормой!
Это же на сказка!
Это же Богодуховное писание!
И Ворон - отправленный в разведку не возвращается!
Иоанн Златоуст находи объяснение - ворон-падальщик позарился на трупы и забыл кто и куда его послал!
С этим Иоанном для меня давно непонятки.
Но что далее?
Далее, не дождавшись Ворона, Ной отправляет Голубя!
И Голубь приносит листок! УРА! Все спасены!
Можно, конечно, предположить, что птицы посылались наудачу. То есть, не в формате "послылать", а в предположении, что она вернется, если не найдет себе пропитания. Типа голубь не нашел и вернулся. А листок прихватил случайно.
Но тогда к Ворону и претензий быть не должно. Птица могла не понимать, что она обязана вренуться.
Но все богословы уверены(!) - ВОРОН все понял!
И не вернулся!
Татьяна Ульянина-Васта 11.02.2021 20:48 Заявить о нарушении
где его решили умертвить как переносчика ковида.
Голубь возвращается в свою клетку, стремится попасть в нею вновь.
Так реально строили мосты в горах: брали голубя из селения с одной стороны ущелья и перевозили на другую сторону, привязывали крепкую нитку и выпускали,
он разматывал клубок в перелёте через ущелье. Потом уже к нитке привязывали
верёвочку, и так до стальных тросов доходило.
А ворон птица свободы, он даже гнездо ставит там, где никого рядом нет.
Большаков Алексей 11.02.2021 20:55 Заявить о нарушении
ПОЧЕМУ ВОРОН НЕ СООБЩИЛ, что ВОДА ОТСТУПИЛА!
Ну, будь ты трижды свободным, как и прочие звери и птицы в ковчеге, которые, ведь, не стали мене свободными оттого что высадились на Арарате.
Прилети, вернись, доложи - "шеф, все в порядке" и строй свое гнездо вдали ото всех!
Ну, так нет же!
Куда он делся?
Татьяна Ульянина-Васта 11.02.2021 21:06 Заявить о нарушении
Вы вернётесь в троллейбус, чтоб сказать об этом?
Большаков Алексей 11.02.2021 21:14 Заявить о нарушении
Татьяна Ульянина-Васта 11.02.2021 21:17 Заявить о нарушении
увлекаюсь, вижу логика - а, нет, дама.
Большаков Алексей 11.02.2021 21:24 Заявить о нарушении
по ровной поверхности опыта, и ещё лучше - по рельсам на ровной поверхности.
Большаков Алексей 11.02.2021 21:27 Заявить о нарушении
Троллейбус!
Накрапывал дождик!
Это про Ветхих Завет, где только что чудом спаслась горсточка людей, животных и птиц? В деревянном саркофаге! Без света! 150 дней и ночей! И лампу не зажечь - это же дерево! И дышать надо - а все засмолено от воды!
И вот Ной проделал окошко - только прощемиться ворону (мало ли, вдруг еще будет дождь) и посла ВЕСНИКА. Ну, типа Вас, Алексей, в разведку с заданием узанть и доложить - как там, на том берегу!
А Вы шасть - и гнездо строить!
Кому он этот Ноу теперь нужен! Не нанимался - Я - ВОРОН - птица свободная!
Татьяна Ульянина-Васта 11.02.2021 21:41 Заявить о нарушении
если нормальной вентиляции не было, они пару часов всего плавали, -
не знает библия точного устройства ковчега.
Большаков Алексей 11.02.2021 22:52 Заявить о нарушении