Вий
А, может, еще и скучно,
В мире с виду хорошем,
С виду благополучном,
И Гоголь придумал Вия -
Демона темного царства,
С железным лицом, без выи,
Слепого в своем коварстве,
Из самой земли он вышел -
Загробных сует посланник,
Здесь он казался лишним -
В чужие забравшимся сани,
Но когда ему подняли веки,
Он увидел, как низко пали
В мире земном человеки -
Что лишь пили, ели, да крали.
И так его затошнило
От вида людского свинства,
Что со всей языческой силой
Он плюнул на проходимцев.
Наверно, таким и увидел
Гоголь, запомнив навеки,
Того, кто рядышком сидя,
Просил поднять ему веки...
Свидетельство о публикации №121021004655
У Вия - веки закрывают глаза, ибо никто из смертных не в состоянии выдержать его взгляд.
У Абадонны - тёмные очки.
Оба появляются в некий НУЖНЫЙ (прежде всего авторам) момент времени.
Оба сеют смерть (Хома Брут, барон Майгель).
Оба приводят в исполнение сатанинский смертный приговор.
Правда, Булгаков пишет, что Абадонна - беспристрастен, А стало быть - не более, чем исполнитель воли верховного Прокурора(?!).
Абадонна сам снимает очки, поражая смертью приговорённого свыше.
Вий просит об этом свиту нечистой силы.
В чём я с вами, Галя , безоговорочно соглашусь, так это в том, что Гоголь гениален и непостижим в извивах своих замыслов и воплощений.
Олег Стоеросов 29.04.2024 19:25 Заявить о нарушении
Галина Гольд 30.04.2024 00:39 Заявить о нарушении
Булгаков унаследовал и развил мистические мотивы в творчестве Гоголя, придав им новые, осовремененные и дерзкие краски.
Вообще, я думаю, что мистификационная тематика даёт автору гораздо больше степеней творческой свободы при сочинительстве, нежели разработка характеров и поступков персонажей в реалистическом ключе, где требуется держаться в рамках заданных и достаточно жёстко детерминированнеых коллизий.
Особенно это заметно в таких дуализмах, как к примеру, в создании образа Маргариты у Булгакова.
Широкая вольная дорога булкаковских фантазий при создании трансформированного образа ведьмя (с момента натирания кремом Азазелло, кстати, очень похожим на...сперму, и далее : бесчинства в квартире Латунского, полёты к реке, бал Сатаны) и какая-то гораздо более робкая и гораздо менее внятная и отчётливая линия поведения Маргариты Николаевны - женщины, любовницы Мастера.
Олег Стоеросов 30.04.2024 06:59 Заявить о нарушении
Галина Гольд 30.04.2024 10:50 Заявить о нарушении
В 22 года, прочитав за одну ночь(!) журнальный вариант (на более длительное время мне не дали) я...потерял свою читательскую "девственность".
Уже позже, в 29 лет, я уже насладился книжным текстом неспеша и более-менее осознано (как мне казалось).
Очень долгое время текст "Мастера" мне казался совершенно идеальным (с точки зрения АБСОЛЮТНОЙ ЦЕЛЬНОСТИ всех смыслов и подтекстов романа.
Но позже, переосмыслив "Бовари" Флобера, "Улисса" Джойса, "Дом на набережной" Трифонова", "Андерграунд" Маканина и "Голубое сало" Сорокина, я пришёл к выводу, что вся , так называемая любовная линия в "Мастере" , как-то выпадает по эмоциональному накалу, слитности смыслов, взлётов фантазий иных его романных пластов и даже не дотягивает до элементьарно тривиальных атрибутов плотских, чувственных моментов, ну хотя бы на примерах текстов Бунина, Набокова, Стефана Цвейга.
Такое впечатление, что Булгаков "забуксовал", угодив в плотсую колею взаимоотноршений мужчины и женщины.
И это сильно диссонирует в романе!
Олег Стоеросов 30.04.2024 11:23 Заявить о нарушении
Галина Гольд 30.04.2024 11:37 Заявить о нарушении
(Ещё бы устоять перед монстром Азазелло, который шпарит текстом из романа Мастера?!), но любовь её к Мастеру какая-то корявая, странная, неумелая и неубедительная (по Станиславскому - "не верю!"), впрочем, как и Мастера - к ней.
Теперь, что касается Воланда.
Как известно, до начала сотворения Мира богом, Земля была безвидна и пуста.
То есть, тьма царила над бездной хаоса, тьма же - прерогатива Сатаны, т.е. Воланда.
Возникает мысль о том, что уж не первичен ли Дьявол?
Но нет, всё объясняет сам Воланд в диалоге с Левием Матвеем, чуть запальчиво риторически вопрошая: "Что бы делало твоё Добро, если бы не было Зла?" и "Что бы представлял из себя мир, если бы исчезли тени и воцарился бы голый свет?".
Стало быть Дьявол необходимый атрибут , как антипод и зеркальный изомер Бога.
Однако Дьявол Булкакова практически безобиден и это странно!
Кроме Берлиоза и Майгеля, он всех щадит, всем даёт шанс.
Он больше экспериментирует, нежели карает, он пытается постигнуть природу людей , сотворённых богом и при этом порой впадает в некоторое замешательство.
Любопытен фрагмент, в котором Воланд обращаясь к Азазелло говорит о Третьем Риме (о Москве): "Не правдали любопытный город?", на что Азазелло ПОЧТИТЕЛЬНО отвечает ему: "Мессир, мне больше нравится Рим!"
Гоголю тоже больше нравился Рим и к католицизму он пришёл через православие.
Тут, мне видится явная аллюзия на Гоголя и Булгаков на некотором расстоянии ПОЧТИТЕЛЬНО сопровождает того по волнам своих фантазий.
И ещё, в отличие от Чудаковой, Быкова и Кураева, я вообще не вижу в Воланде ... Сталина.
Воланд - некая самодостаточная и самосовершенствующаяся кантовская "вещь в себе", а Сталин примитивный диктатор, гораздо более близкий к Понтию Пилату.
Олег Стоеросов 30.04.2024 14:28 Заявить о нарушении
(конечно, выбрав музой Елену Сергеевну, Булгаков все знал о ней, все ее темные стороны).
Что касается Воланда и Сталина, тут я с Вами согласна. Не мог такой большой писатель, как Булгаков поставить их рядом. Хотя, несомненно, Сталин действовал на него магнетически. Сила Воланда чувствуется в самом конце романа. Помните это описание? Возникает вопрос - не слишком ли мелкие все эти людишки, которых он так по-детски, шутя, наказывает?
Галина Гольд 30.04.2024 16:38 Заявить о нарушении
Воланд её несколько раз испытывает (для чего - мне это не вполне понятно).
Казалось бы: она поддаётся на уговоры Азазелло, превращается в ведьму, очень хорошо зарекомендовывает себя на балу у Сатаны, достойно ведёт себя за ужином с нечистой силой после бала и даже после извлечения Мастера, на его реплику ог том, что мол де негоже гололй сидеть публично, она отмахивается и говорит, что плевать она хотела на все эти условности.
Словом, тестирование проходит успешно и всё таки Воланд ещё не вполне уверен в том, что следует оставить её ведьмой и снова очеловечивает , поселив в подвальчике на Арбате с Мастером.
И вот , видимо после разговора с Левием Матвеем, он всё таки снова решает превратить её (а заодно и Мастера) в мистифицированные ипостаси загробного мира и подсылает снова Азазелло.
И вот тут, сперва с помощью ТОГО САМОГО фалернского вина, которое пил Прокуратор в начале нашей эры, он сперва убивает любовников, и тут же воскрешает, но уже в ином качестве.
Но и это ещё не всё, видимо какие-то остатки сомнения не покидают Воланда, ибо в то самое время, когда любовники умирают в подвальчике, Азазелло, летит на квартиру Маргариты Николаевны, в которой она проживает с мужем и домпаботницей Наташей и убеждается в том, что М аргарита, схватившись за сердце, замертво падает на пол.
Не правда ли во всём этом есть какая-то странность?
Я думаю,что для Воланда ЛЮБОЙ человеческий материал - не более, чем "сырьё" для удовлетворения любопытства экспериментатора.
Это же он в задумчивости сказал во время сеанса в Варьете: "Люди, как люди, похожие на ПРЕЖНИХ, любят деньги и милосердие иногда стучится в их сердца".
Навестив Москву он убедился в том, что человеческая природа нисколько не претерпела метаморфоз за последние 2000 лет.
А кроме того, понимаете , Галя, какая штука.
Я почти девять лет проработал в Иерусалиме, из них три года - я там постоянно проживал.
Недалеко от места моего жительства, располагалась смотровая площадка с видом на Храмовую гору, на Гефсиманский сад, где по намёку Прокуратора, людьми Афрания, был зарезан Иуда из Кириафа.
Я был во дворце Пилата в Кейсарии , я видел могилу, в которой был погребён умерший, воскресший и снова через время умерший Лазарь...
Именя не отпускала мысль о том, что ВСЕ ОНИ реально были, существовали, жили, суетились, страдали, подличали, влюблялись, рожали детей и проч., проч., проч.
Вот вам и ЛЮДИШКИ...
Олег Стоеросов 30.04.2024 18:23 Заявить о нарушении
Как интересно Вы написали про все эти Святые места... Сразу захотелось испытать те же чувства.
Галина Гольд 30.04.2024 19:23 Заявить о нарушении
Галина Гольд 30.04.2024 19:26 Заявить о нарушении
Был заносчив, обуян гордыней, достаточно жёстко обошёлся со своей второй женой, а с первой - так просто по-свински!
Но это уже иная история и география.
Олег Стоеросов 30.04.2024 19:31 Заявить о нарушении
Олег Стоеросов 30.04.2024 19:34 Заявить о нарушении
Галина Гольд 30.04.2024 19:37 Заявить о нарушении
Я вам больше скажу, что среди менее талантливых было гораздо больше порядочных (Вересаев, Короленко, Фраерман, Лидия Чуковская), однако среди бездарей - преобладали сущие мерзавцы.
Олег Стоеросов 30.04.2024 19:52 Заявить о нарушении
Галина Гольд 30.04.2024 20:01 Заявить о нарушении
Олег Стоеросов 30.04.2024 20:13 Заявить о нарушении
Доброй ночи!
Галина Гольд 30.04.2024 21:09 Заявить о нарушении