Гениальный Хулиган

"...Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок..."
        3 октября 2020 г. - 125 лет со дня рождения выдающегося поэта России СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА - самого взбалмошного, противоречивого и, наверное согласитесь, бесшабашно распорядившегося своей жизнью и своим талантом! Господь щедро наградил этого парня и внешностью, и здоровьем, и ярким внутренним миром. Любой другой человек мог бы позавидовать такой концентрации дарований, но Есенин воспринял эти божественные дары по-своему...
        С юных лет Сергей был одержим славолюбием: характерным стихотворением в этом смысле является его стих ""Пушкину", в котором он откровенно признаётся, что мечтает о лаврах главного Поэта России. В этом ключе осмысления личности Есенина становится понятным нюансы таких поступков как "игра" с ролевыми костюмами: то типаж 1) рубахи-парня из русской деревни а-ля "Иванушка", то 2) Иван-царевич, то 3) щеголь-денди, 4) то распутник и гуляка ("как Пушкин"), то 5) сам новый Пушкин.
        Это базовая страсть повлекла за собой череду и других пороков - гордость и соперничество с другими талантливыми поэтами - Вл. Маяковским, Ал. Блоком, А. Б. Мариенгофом и др. имажинистами. Частые взлёты и падения на этом поприще повлекли увлечение алкоголем: надо было отметить успех - он тянулся к спиртному, случались провалы - тем более!... Со временем появилась стойкая зависимость и депрессия от невозможности выйти из этого порочного круга. Хуже всего, что и само поэтическое творчество стало в зависимое положение от "зелёного змия". Апогеем этой линии развития личности стала поэма "Чёрный человек"и стих "Суицид", где Есенин без прикрас живописует свой внутренний мир последних лет жизни. В газетах стали появляться резко критические статьи о Есенине, обвиняющие его в пьянстве, дебошах, драках и прочих антисоциальных поступках: на него было заведено несколько уголовных дел — в основном по обвинению в хулиганстве.
        Невозможность выйти из цикла саморазрушения порождало в Сергее чувство гнева и толкало на поиски виновных: стихотворение "Исповедь хулигана" демонстрирует попытку оправдаться за своё поведение. Ясно было, что такие творческие потуги окажутся бессильны повернуть колесо судьбы и не вызовут у адресата (Августы Миклашевской) желания примирения, соучастия или даже сочувствия...
       Ватага демонов поселившихся в душе бросила бедолагу во вся тяжкая: Есенин здорово увлёкся страстью безудержного блуда: с 1913 года он сожительствует с Анной Романовной Изрядновой, от которой наживает сына. Но в 1917 году венчается с Зинаидой Райх, актрисой, от брака с которой родились дочь Татьяна (1918—1992) и сын Константин (1920—1986). В конце 1919 (или в начале 1920) года Есенин покинул семью, а на руках беременной сыном (Константином) Зинаиды Райх осталась полуторагодовалая дочь Татьяна. 19 февраля 1921 года поэт подал заявление о разводе, в котором обязался материально обеспечивать их (официально развод был оформлен в октябре 1921). Впоследствии Есенин неоднократно навещал своих детей, усыновлённых Мейерхольдом.
       В 1919—1921 годах он встречался с поэтессой Екатериной Эйгес, параллельно крутя роман с Галиной Бениславской (покончила свою жизнь также самоубийством на могиле Есенина через год после смерти поэта 3 декабря в 1926 года), у которой живёт дома - их личные отношения продолжались периодически вплоть до женитьбы на С. А. Толстой осенью 1925 года.
       Тем временем, в 1921 году Есенин знакомится со знаменитой танцовщицей Айседорой Дункан, на которой официально женится 2 мая 1922 года. При этом Есенин не говорил по-английски, а Дункан едва изъяснялась по-русски. Знающие люди утверждают, что Есенин был не очень влюблён в американку, скорее им двигало желание эпатажа публики и возможность свободного выезда за границу с мечтами о добычи всемирной славы и такого же всемирного признания! А Айседоре льстило внимание молодого русского литературного мачо! Короче, они нашли друг друга!!! Сразу после свадьбы Есенин сопровождал Дункан в турах по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и США. Однако, поездив изрядно по "заграницам" и поняв, что славолюбивым его мечтам не сбыться без знания иностранных языков, Есенин остывает к Айседоре, расторгает неравный и легкомысленный их краткий брак и в августе 1923 года, "несолоно хлебавши", возвращается в Москву. Это был сильнейший удар по честолюбию нашего героя! Дальнейшее скатывание Есенина к беде было уже практически неостановимо.
        Громкое имя "Поэта" ещё помогло Есенину в 1923 году завязать знакомство с актрисой Августой Миклашевской, которой он посвятил 7 проникновенных стихотворений из цикла «Любовь хулигана». В одной из строк, очевидно, зашифровано имя актрисы: «Что ж так имя твоё звенит, Словно августовская прохлада?». Примечательно, что осенью 1976 года, когда актрисе было уже 85, в беседе с литературоведами Августа Леонидовна призналась, что роман с Есениным был платоническим и с ним она даже не целовалась!
       12 мая 1924 года у Есенина от романа с поэтессой и переводчицей Надеждой Вольпиной родился сын Александр (незаконнорожденный), а, спустя год, 18 сентября 1925 года он женится в третий (и последний) раз — на Софье Андреевне Толстой (1900—1957), внучке Л. Н. Толстого. Но и этот брак также не принёс поэту счастья и вскоре распался. После смерти поэта С. Толстая посвятила свою жизнь сбору, сохранению, описанию и подготовке в печать произведений Есенина, а также оставила мемуары о нём.
        Неприкаянное одиночество и не желание бороться с раздирающими душу страстями стали причинами трагического конца Есенина.
        О глубине есенинских чувств свидетельствуют, увы, не его любовные стихи, а послужной этот амурный список и свидетельство самого поэта о том, что "у него было около 2000 партнёрш". Когда его же друзья начинали над ним посмеиваться и аргументировано сомневаться, он соглашался на 40-50, что было более достоверным!
        28 декабря 1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер». В момент смерти дверь в номер была наглухо заперта, её пришлось взламывать ломом. Вошедшие увидели страшную картину: вся комната был перевёрнута вверх дном, а на шее лежавшего на диване поэта была подвешена петля, сделанная из разорванной простыни. Последнее стихотворение — «До свиданья, друг мой, до свиданья…» — по свидетельству Вольфа Эрлиха, было передано ему накануне: Есенин жаловался в сопроводительной записке, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать своей кровью!... Тут тоже "без комментариев"!... Диагноз-с!...

Ну, а теперь о самом творчестве: из писем Есенина 1911—1913 годов вырисовывается его любовь ко всему живому, к жизни, к Родине. На такой лад поэта особенно настраивает окружающая природа русской равнины («Выткался на озере алый свет зари…», «Дымом половодье…», «Берёза», «Весенний вечер», «Ночь», «Восход солнца», «Поёт зима — аукает…», «Звёзды», «Темна ноченька, не спится…», "Черёмуха" и др.).
. . . . С 1914 года стихи Есенина появляются в печати («Берёза», «Кузнец» и др.). «В декабре он бросает работу и отдаётся весь стихам, пишет целыми днями», — вспоминает Анна Изряднова. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нём начинают занимать библейские образы и христианские мотивы. В 1913 году в письме Панфилову он пишет: «Гриша, в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового». Позже поэт отмечал: «Рано посетили меня религиозные сомнения. В детстве у меня очень резкие переходы: то полоса молитвенная, то необычайного озорства, вплоть до богохульства. И потом и в творчестве моём были такие полосы».
       Есенин быстро становится знаменитым в особенности после публикации его первого сборника стихов "Радуница" (1916 г.). Надо отдать должное: Сергей включает в свой первый сборник только те произведения, что отвечали вкусам и настроению потенциальных читателей. Его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны. М. Горький писал Р. Роллану: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники».
       Уже к 20 годам творчество Есенина предстаёт во всей своей противоречивости («Микола», «Егорий», «Русь», «Марфа Посадница», «Ус», «Иисус-младенец», «Голубень» ). В этих произведениях представлена его поэтическая концепция мира и человека. Основой Есенинского мироздания является крестьянская изба со всеми её атрибутами. В книге «Ключи Марии» (1918) поэт писал: «Изба простолюдина — это символ понятий и отношений к миру, выработанных ещё до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далёкий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов». Избы, окружённые дворами, огороженные плетнями и «связанные» друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей — это и есть Есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами, «затерялась… в Мордве и Чуди».
        Позднее Есенин говорил: «Я просил бы читателей относиться ко всем моим Иисусам, Божьим матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии». Герой лирики молится «дымящейся земле», «на алы зори», «на копны и стога»... «Моя лирика, — говорил Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины — основное в моём творчестве». В дореволюционном поэтическом мире Русь Есенина многолика: «задумчивая и нежная», смиренная и буйная, нищая и весёлая, справляющая «праздники победные». В стихотворении «Не в моего ты бога верила…» (1916) поэт зовёт Русь — «царевну сонную», находящуюся «на туманном берегу», к «весёлой вере», которой теперь привержен он сам.
Нотки пророческого озарения прослеживаются в стихотворении "Преображение" (1916), где автор словно бы предвосхищает фабулу революции — «преображение» России через «муки и крест», и гражданскую войну.
        Примечательно, что и на земле, и на небе Есенин противопоставляет лишь добрых и злых, «чистых» и «нечистых». Наряду с Богом и его слугами, небесными и земными, в 1914—1918 годах у него действует всевозможная «нечисть»: лесная, водяная и домашняя. Злая судьба, как думал поэт, коснулась и его Родины, наложила свою печать на её образ:
«Не в моего ты Бога верила,
Россия, родина моя!
Ты, как колдунья, дали мерила,
И был, как пасынок твой, я".
        Поздний Есенин со всею прямотою декларирует свой атеизм одновременно перемешанный с ностальгией по своей детской религиозности (" Мне осталась одна забава"):
"…
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать".
и однозначно разочаровывается в плодах Революции ("Послание евангелисту Демьяну", "Страна негодяев"), хотя в начале было поддавался льстивым речам пламенных революционеров ("Небесный барабанщик", "Инония", "Преображение", "Исповедь хулигана" и др.).
       История знает многих выдающихся людей сгоревших от алкоголя и самораспущенности, но пример Есенина удивляет тем как быстро они довели его до психушки и суицида: меньше чем за 10 лет! Ещё до госпитализации Есенин признаётся, что он опустошён жизнью и, как ему казалось, "исписался весь"! Разлом в обществе вызванный Революцией полностью отразился в разломе личности великого сына России и талант поэта не нашёл что этому противопоставить...


Рецензии