1. Мог ли Лермонтов написать Тихий Дон?
ч. 2 Пушкину нельзя, а Шолохову можно?
http://stihi.ru/2021/03/21/4391
Ч. 3 В Шолохове ли суть тайны?
Продолжение уже написано, сл. части, для удобства чтения.
Это мой изрядно растянувшийся ответ автору на проза ру, защищавшго авторство Шолохова.
Так залпами много часов кряду нельзя писать, крайне утомляет автора, и утомит и читателя, посему буду выкладывать небольшими частями. Лучше меньше, да лучше! - из "ленинских принципов" сейчас я поставлю этот на первое место. Меньше не в смысле скудости, а в смысле разумной размерности труда и отдыха. Мы привычно не щадим себя.
Вышло целое расследование, и не только вопрос авторства романа, но подняты и другие вопросы лит. творчества.
По Шолохову у меня сформировалась некая личная концепция, с коей и поделюсь с читателем. Без гнева и пристрастия...Шолохова я считаю интересным писателем, но тайна его биографии не менее интригует публику и я предлагаю свой литературоведческий детектив в этом, уже признанном вечным, вопросе об авторстве романа и личности или личностях авторов. Кстати, мне нужно заново прочесть "Поднятую целину" для сравнения с "Тихим Доном", как и этот последний, а также другие книги, и отличные экранизации, по ним сделанные! А также "Судьба человека". И по возможности выкроить время пересмотреть или впервые посмотреть экранизации, по этим поизведериям — фильмы эти, наверное, все смотрели. Рекомендую. Это хороший выбор для отдыха от суеты и тревоги наших дней...
9 февраля 2021г
---------------------
Ч.1
Мог ли Лермонтов написать Тихий Дон?
Так парадоксально-но оправдано контекстом сформулирую название певой части своего литературоведческого исследования на вечную тему шолоховского наследия.
1. Немного мистики...
"Пошлый аргумент насчет Лермонтова":))
Ведь Лермонтов же написал до 27 летнего возраста так много, включая "Героя нашего времени"! Этот аргумент обычно стоит первым в списке аргументов на авторство Шолоховым "Тихого Дона". 24-летний М.Шолохов мог ли быть автором такого произведения, как "Тихий Дон"?
Мы тут все немножко каждый вед-(ает) каким-нибудь писателем, или несколькими; определенными темами. Это не делает нас спецами, конечно, в большинстве своем. Но себя считаю немножко лермонтоведом, поскольку в свое время писала кое-что и, соответственно, кое-что читала, смотрела и т.д.
Даже небольшое, но увлеченное погружение в тему или творчество чье-то — значительно ощущается разница в восприятии, причем не только фактологически, но как-то даже на уровне ощущения себя в роли другой личности, ты уже как бы проживаешь чужую судьбу и его строй мыслей и чувствований. Не знаю, как объяснить. Это немного мистические вещи.
Но, те, кто давно и плотно занимаются, например, Пушкиным, или Булгаковым, или Гёте, у каждого свои излюбленные авторы - должны понять меня.
Судя по тому, что можно прочесть в статьях в сети, Шолохов для авторов публикаций - не тот автор, чью жизнь вот так изнутри проживают большинство авторов, и могут на уровне мистическом, тайно-непостижимом, того, что мы не умеем точно обозначить - ответить на заданный вопрос. Аргументы, какие приводятся обычно, не отвечают на поставленный вопрос, не разрешают сомнений.
2. Лермонтов и зрелый Шолохов и "Тихий Дон".
Я, как мне кажется, могу ответить на вопрос, почему Михаил Юрьевич к 27 годам успел написать четыре тома того, что потом собирали по листочку у многочисленных знакомых. И хотя не шолоховед, понимаю принципиальное отличие "Героя нашего времени" — от "Тихого Дона". И даже "Поднятой целины", прекрасного произведения, глубокого, исторического, юмористического и т.д.— от "Тихого Дона"! И уж тем более "Донских рассказов" или программных школьных вещей Михаила Александровича, такиех как "Нахалёнок" и рассказа на все времена "Судьба человека", экранизированного С.Бондарчуком уже ставшего классическим фильма — от "Тихого Дона"!
Это НЕ ОЗНАЧАЕТ, что "Тихий Дон" не может быть поставлен ни в какое сравнение с указанными произведениями Лермонтова и другими произведениями Шолохова.
Это означает лишь, что по моему восприятию, и, вероятно по восприятию еще многих людей, коли вопрос авторства романа не сходит с повестки, — "Тихий Дон" воспринимается как произведение, принципиально отличное от всего другого написанного Шолоховым. И произведение, которое не написал бы, добавлю, и Лермонтов.
3. "Герой нашего времени". Многописание наших пращуров.
"Герой нашего времени" — это даже не совсем роман. Это собрание новелл, связанных общностью героя, Печорина, офицера русской армии на Кавказе. Лермонтов следует романтической традиции, и по примеру своего любимого Байрона, написавшего "Путешествия Чайльд-Гарольда", и романтической традиции своего времени:увлечения "Востоком", — помещает своего героя в близкие и понятные ему, поручику Лермантову, обстоятельства времени и места, на Северный Кавказ, в действующую армию царской России. И во многом, "Герой" произведение автобиографическое. Такое произведение могло быть написано очень молодым человеком! И не только Лермонтовым, но и иными из его товарищей по службе. Во времена А.Пушкина и М.Лермонтова("золотой век")и во времена Льва Толстого и А.Блока, а также уже многочисленных поэтесс и писательниц "серебряного века" - многие даровитые, и не очень, писали стихи и прозу. Многие люди, никогда не бравшие до выхода в отставку пера, на покое, взявшись за мемуары, оставляли нередко добротные Записки, их очень много, и между ними есть превосходные образчики, по лит. достоинствам не уступающие широко известным произведениям хрестоматий, а иные и превосходящие.
Есть же и поэзия и проза декабристов, современников Пушкина. В России писали всегда и много вплоть до революции, пожалуй, пока существовал класс обеспеченных и образованных людей, для которых литература была естественным занятием. То, что Лермонтова выдвинули на первый план, мощно осветили прожекторами официального признания — отчасти случай, как всегда выдвижение на передний план каких-то фигур — дело случая("И случай, Бог изобретатель") и определенных запросов(конъюнктура, или иначе, соцзаказ).
4. Стиль жизни и писательство.
Несомненно, что Лермонтов был очень талантлив. Умён. Образован. и пр. Но в то же время изрядно занят, так как учился, служил...Да и любил поволочиться, чего греха скрывать, за девчонками и дамами своего круга, вследствие чего имел неприятности, дуэли, гауптвахту. А балы, рауты, приемы? Михаил Юрьевич Лермонтов с самого рождения в аристократической среде был погружен в занятия своего времени и общественого слоя, которые ему, при всей его талантливости, не были чужды, ибо не был, что называется, анахоретом, а время не резиновое, в сутках те же 24 часа. Так когда же успеешь так ускоренно сверх-развиться в младые лета, чтобы, не откладывая в дальний ящик, сесть и разом отгрохать "Войну и мир" и "Тихий Дон"? Это с иронией, но, как понимаете, в каждой шутке только доля шутки, а другая половина - реальность.
Причем отправляем на Кавказ поручик Лермантов(так, через а в служебных бумагах, Лермонтов через о это он сам так подписывался, и так и осталось в истории) был регулярно царским правительством, главным образом по причине своей строптивости и нарушения циркуляров об офицерском поведении, то есть вёл нормальный образ жизни светского человека, еще и изрядного смутьяна. Времени на объёмистые романы типа исторической хроники "Тихого Дона", с тщательным выписыванием не только персонажей и сюжета, но и массы исторических материалов, для которых нужны военные архивы, изучение большого объема специальной литературы - у Лермонтова не было в его обстоятельствах. Да и жизнь по распорядку солдатских и офицерских казарм как-то не предполагает углубленно подобных занятий. Хорошо, если на стихи удавалось выкроить минутки между армейскими бивуаками...А у соб.корра газет Шолохова, вёдшего еще и комсомольскую работу, согласно официальной биографии, этого времени на капитальные романы было поболее?
Продолжение следует
http://stihi.ru/2021/02/10/9152
ч. 2 Пушкину нельзя, а Шолохову можно?
См. также:
http://stihi.ru/2021/02/09/8818
О лит. стиле Солженицына, чем он кажется трудным
09.02.2021 14:57
https://zera-cherkesov.livejournal.com/82486.html
Свидетельство о публикации №121020909016