Жизнь и время Эссе

 СЕРГЕЙ НОСОВ

          ЖИЗНЬ И ВРЕМЯ
                ЭССЕ

       Вся наша жизнь и вся жизнь вообще - проходит во времени как в главном ее и неуничтожимом измерении. И время неизменно приносит в любую жизнь нескончаемые измерения и превращения.
        Неизменного и вечного в жизни нет вообще.
        Вечность и жизнь фактически - неустранимые противоположности, исключающие (или отрицающие) друг друга.
         Этого не могут и не хотят понять люди религиозные и верующие, верящие в  вечность жизни души после того как она покинет земной мир и во многое другое - в мире, якобы,  вечное и неизменное в нем….
            Чему сама суть жизни и ее быстротекущая и полная превращений природа явно и зримо противоречит.

                -------------------------------------------------


             Свою раннюю юность я провел еще  в период советской власти в одном из неплохих тогдашних новых районов Ленинграда-Петербурга ( в районе Поклонной горы и парка Сосновка) где строилось тогда много новых приличных по всем параметрам домов для сотрудников Академии Наук СССР.
              Я и сейчас живу в Петербурге от тех мест не так уж и далеко (в районе Черной Речки, памятном всем трагической дуэлью Пушкина с Дантесом как раз в этом пригороде Петербурга пушкинских времен).
               И к парку Сосновка нередко приезжаю и ныне купаться в небольшом озере на берегу которого давно уже оборудован приятный песчаный пляж.
                Так вот  ничего в тех местах собственно и не изменилось   с тех пор я как жил там в годы далекой своей юности.
                Прибавилось автомобилей конечно на небольших местных улицах. Но в остальном - все то же самое…
              То же синее неглубокое озерцо к ключевой водой, те же «советского образца» дома в округе и тот же сосновый парк совсем рядом… 
                Кроме одного - выросли деревья всюду в садиках и скверах у домов, по берегам озера-купальни  и в самом парке… Необычно выросли деревья!
                Они уже много выше склоненных вопросительными знаками фонарей вдоль улиц… Они поднимаются уже чуть ли не до пятого и шестого этажей домов…
                Деревья выросли так быстро как растут дети за пару лет если ты  был в отъезде и долго их не видел…
                Конечно прошло не два - три года… Прошло несколько десятилетий со времен моей ранней юности. И нечему казалось бы и удивляться - деревья тоже растут и тоже стареют в этом мире…
                Но живая картина перед глазами все равно заставляет задуматься…. Все то же самое в районе твоей юности - время его не тронуло….
                Хотя столько лет прошло… Только вот деревья выросли.
                Но ведь  - сменилось же все вокруг… Сменились поколения русских людей.
                Умерли мои родители… Ушли из жизни мои школьные учителя и университетские преподаватели… Наверняка многие из тех кто жили в домах у Сосновки в годы моей юности давно уже покоятся на кладбище…
                Да что говорить об отдельных людях…
                Другая власть в стране нашей уже тридцать лет. Совсем другая власть, ненавидящая и презирающая власть прежнюю как это обычно и бывает.
                Я помню напротив песчаного пляжа на нашем озере располагалось известное некогда научно-производственное объединение   «ПОЗИТРОН»…
                И на одном из внушительных его строений маячила «вечная» как казалось тогда агитационная надпись горящими по ночам красными буквами - «ВПЕРЕД К ПОБЕДЕ КОММУНИЗМА!»…
                Нет конечно этой памятной и «знаковой» надписи уже не один десяток лет… А жаль.
                Хорошо было бы все таки и сейчас стремиться к какому-нибудь «коммунизму» или хотя бы к «социализму с человеческим лицом» о котором некогда любили говорить «левые» в Западной Европе.
                А к победе «ДИКОГО КАПИТАЛИЗМА» в России нам всем и стремиться не пришлось …. Этот дикий капитализм победил у нас в стране  сразу уже в самом начале 1990-х годов.
                Это как в живой природе - приведи к волку стадо овец… И он овец этих несчастных сразу и съест… Ну не совсем сразу конечно… В один день все стадо не съест… Но за короткий период времени - съест все стадо запросто…
                И разленится и растолстеет тот волк… разучится гнать и настигать добычу «в поте лица своего»… И возомнит себя «олигархом».
                Это вовсе не подобие некой поучительной басни…
                Так ведь и поступили наши прославленные реформаторы, Гайдар и Чубайс, в начале 1990-х годов - пригнали неисчислимое (как тогда казалось) стадо «советских овец» к хищной волчьей стае местных и международных жуликов и бандитов «на съедение».
                И за несколько лет эти «волки нашей эпохи» все благостояние советского народа (зачастую вместе с самим этим народом) и съели…
                Славные были времена для российской «волчьей стаи»!!!
               Но мы же писали  о Вечности поначалу…
               Так вот я и увидел отблеск этой Вечности (пусть бледный и зыбкий) в том районе моей юности через десятки лет… И в то же время увидел Вечность и  как бы «в кривом зеркале» - ущемленной, покалеченной, неполноценной…
              И приятно и удивительно было мне думать  - нет прежней страны давным давно, деревья в округе выросли чуть ли не вдвое выше и постарели…
           А я все  живу… И все так же полон сил и жизни… Все так же могу дышать радостью земного существования и жить ею…
                Но в то же время было и грустно - остались одни прежние дома…
                И ведь нет уже большинства живших в них людей на белом свете… И что эти дома, эти улицы и эти деревья «сами по себе»… С ними не будешь дружить… И любить их пылкой любовью уже невозможно.
                Это чувство между прочим нередко посещает и любого давнего жителя старого Петербурга - остались одни старые дома и старые улицы…  А былых  людей и нет больше…Ушедшие эпохи не воротишь…
                Уходит, уходит время… И ничем его не остановить.
                Но нужно ли нам «останавливать время» ?
                Вот «вечное великое искусство»… Оно тоже стареет на самом деле (хотя необычайно медленно стареет)… Но когда-то оно конечно же было ошеломляюще и непривычно новым - и без этого не стало бы и «вечным» почитаемым веками, не стареющим за сотни лет… 
                Вспомним живопись французских импрессионистов… Ее же в начале творчества художников этой замечательной плеяды называли «мазней» и презирали… Не воспринимали всерьез…
                И ведь казалось бы - было же за что… Действительно по канонам старой академической живописи - это и на самом деле мазня и больше ничего…
                Но ведь - гениальная же «мазня» как оказалось впоследствии.. 
                Эта «мазня» всю европейскую живопись разбудила и перевернула «с ног на голову»… И в сравнении с ней потуги старых академистов в живописи -  бездушные живописные безделушки при всем формальном мастерстве их авторов.
                На наш взгляд то же самое произошло и с верлибром и вообще со свободным стихом с России и в  особенности в СССР - свободный стих в годы советской власти не признавали и не пускали в официальную печать.
                А именно в верлибре и в свободном стихе - будущее европейской поэзии… Это давно очевидно.
                И свободные стихи созданные русскими поэтами в наше время - самые реальные претенденты на условную «вечность».
                Причем важно вот что - так называемая «вечное» в литературе и искусстве всегда было изначально ошеломляюще новаторским… Всегда!
                Оно поражало и ошеломляло современников… Против него протестовали многие… Но потом именно оно причислялось к «Вечному». И было окружено почитанием десятилетиями и порой столетиями даже…
                Такова наша жизнь.
              Нет в этой нашей жизни неизменного. Но есть удивительные и есть вечные метаморфозы.
                Как куколка превращается в бабочку…  Так и мы превращаемся из новаторов в метры… Из бедных людей в богатеи… И наоборот.
                В этом жизнь и состоит.
                Любили когда-то  в старой России  как поэта Семена Надсона…Девушки русские в последние десятилетия Х1Х века повально переписывали в свои девичьи потаенные тетрадки его сентиментальные стихи…
                И где он этот Надсон как поэт сегодня? Кому он ныне нужен?
                А с другой стороны еще недавно существовала серьезная поэтическая премия имени Аполлона Григорьева… 
                Не только Александр  Блок когда-то но и многие вслед за ним вспомнили Григорьева, полюбили его и как поэта и как романтика прожившего жизнь без стяжательства и лжи…
                Превращения…, неизменные превращения в общей жизни нашей
без которых эта жизнь просто невозможна… 
                В этих превращениях есть светлое - Григорьева которого хоронили почти как жалкого бездомного нищего… вспомнили спустя сотню лет как замечательную личность, как подлинного Поэта и как своеобычного и  мыслителя…
                И в то же время - ну вот Надсону когда-то поклонялись… Это как «козу» сделать «священной коровой» и ей молиться…
                Потом такое тоже будет в истории нашей русской (и особенно советской) поэзии и литературы - превозносить станут прохвостов Евтушенко и Вознесенского… Почитать будут лживого и услужливого к власти Исаковского…
                Но все это забылось с легкостью.
                Однако что же пришло ныне взамен? - Море сайтов поэзии в России (их уже более 60-ти штук стало в нашей стране) где НЕИСЧИСЛИМОЕ МНОЖЕСТВО ГРАФОМАНОВ ЗАНИМАЮТСЯ СТИХОПЛЕТСТВОМ…
                Тысячи графоманов, десятки тысяч и наверное сотни тысяч  графоманов… И скоро счет перейдет и на миллионы таких самодовольных графоманов.
                Зачем им чья-то настоящая поэзия? Современная и прошлая… В литературных журналах и в каких-то Антологиях… Они и сами - сочинители…
                «Гуляй рванина от рубля и выше»…
                Графоманы сами издают свои книги стихов за собственные деньги, заказывают хвалебные рецензии за свое творчество тоже за свои деньги конечно, вступают в любой из бесчисленных ныне Союзов Писателей (их уже больше 40 штук в России) и платят учредителям таких Союзов взносы и прочий «калым»…
                Наша эпоха - эпоха торжества графоманов. Теперь они благодаря Интернету наконец отыгрались за то что их не уважали в былые времена.
                Литературный бизнес ориентируется ныне именно на графоманов - с них ведь удобнее всего стричь деньги на публикации и похвалы им как авторам в печати и за все прочие услуги.
                А кроме денег Бизнес ничего как известно и не признает.
                Но где же настоящая Поэзия и где настоящая высокая Литература? - Она самоуничтожилась в нашу эпоху.
                Нет больше у нас в стране ни подлинной Большой Поэзии ни подлинной Большой Литературы.
                Есть сотни тысяч графоманов которые заполнили «до краев» все сайты поэзии и прозы и восхваляют друг друга а в сущности - сами себя.
            Это как вместо профессионального спорта все бы начали повально заниматься простой примитивной физкультурой.
                И хвалили бы не выдающегося фигуриста или футболиста, а дворового «деятеля» фигурного катания и лихого футболиста  из соседнего двора.
                Но простая физкультура при этом - имеет свой смысл.
                Она полезна для здоровья.   
                А простое стихоплетство и графоманство - для здоровья ума и души вовсе не полезно.
                Человек, им поглощенный теряет литературные высокие ценности и ориентиры - перестает читать литературные журналы, отыскивает на литературных сайтах стихоплетов и сочинителей подобных ему самому, их только и хвалит… Его литературные идеалы выветриваются… И становится он законченным духовным ничтожеством. Самодовольным и нелепым.
                В отличие от физкультурника… Который все таки и здоров и полон здоровой силы жит.
                --------------------------------------------
                Ну а жизнь вообще … И Вечное и Преходящее в ней как таковые…
                Хочется верить что можно  Преодолеть Время…
               Но если это мистически и возможно то - за счет чудесных превращений…. Ты можешь даже не осознавать что эти превращения - чудесные… Но они чудесные по своей сути…
            Как то что я приезжал купаться «на свое озеро» через многие десятилетия….. И видел это озеро точно таким же как в юности…
              Это по своему чудо.
              И если бы я пришел в любой храм и молился в возвращении юности - ничего бы я такого не пережил и не почувствовал.
                Время возвращается для нас. Но тайно и мистически возвращается.
                И только в том случае если мы сами что-то таинственно значим в этой жизни.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1960-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009. 
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «Семь  искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «КОЛЬЦО А», «МОСТЫ» (ГЕРМАНИЯ), «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «СЛОВО/ WORD» (НЬЮ-ЙОРК), «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),   «МУЗА», «НОВЫЙ БЕРЕГ» (КОПЕНГАГЕН), «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ,  «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12»,  «БЕРЕГА»,  «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» ,  «АВТОГРАФ»,  «Форма слова»  и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,  «КОВЧЕГ»,   «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ),  «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ»  в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой),  «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и рассказов о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019)  и   в целом ряде  других   литературных  изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
Является автором более 15-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   





СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1960-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009. 
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «Семь  искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ»,  «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» ,  «ЛИТЕРА  НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!»,  «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),   «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»,  «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ»,  «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА»,    «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»  и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»,  «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» ,  «АВТОГРАФ»,  «Форма слова»  и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,  «КОВЧЕГ»,  «СОВ, «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой),  «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград.  2019) и   в целом ряде  других   литературных  изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – -премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
Является автором более 15-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-



         
               
               
               
               

          
 
               
            
               
      
               
               
               


Рецензии