Гений местности Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ

             ГЕНИЙ  МЕСТНОСТИ
                ЭССЕ

     Если  бы мы жили во времена древних языческих племен с их стихийной в сущности жизнью и стихийными же представлениями о мире вокруг мы были бы наверняка убеждены что у каждой местности есть свой «дух» -  свой хозяин,  покровитель и защитник и одновременно своя «господствующая стихия», которой вся округа в этом крае и подчиняется.
         И тогда петербургский край конечно казался бы нам краем - «болот и воды» со своими водяными и русалками, со своими страшными тайнами, жуткими топями и безбрежными водными просторами.
           Так ведь и было на самом деле когда Петр Великий осматривал эти места, мечтая о построении здесь новой и европейской столицы  России.
           Столица эта, блистательный Санкт-Петербург, была за счет титанических усилий государства, огромной энергии самого царя-преобразователя   и тяжелейшего  труда простого  народа как по волшебству построена всего за несколько замечательных первых десятилетий ХУ111 столетия.
            Но город Санкт-Петербург все таки так и остался несбыточной сказкой в России - волшебным Градом-Китежем находящимся во власти темных и светлых стихий попеременно и способным исчезнуть «в пучине морской» в любое загадочное и колдовское мгновение.
             Слишком непохож Санкт-Петербург на другие русские города - на любой другой город в бескрайней России.
              Как будто весь без остатка огромный заряд творчества нового и кипящих жизненных сил был израсходован в России только на Петербург, на создание его неповторимой и исполненной необычайного размаха, широты и величия гармонической и воистину сказочной красоты.
              В Москве тоже немало строилось в императорской России и в ХУ111 и в Х1Х столетиях и в начале ХХ века.
              Но ничего подобного Петербургу по красоте и гармонии и во внутреннему удивительному гармоническому единству в Москве тогда создано не было.
               «Гений местности»  как будто диктовал и размах строительства в Петербурге и его гармоническое величие и его неповторимость.
                Ведь Петербург, старый Петербург и классический Петербург  - это город на воде в прямом смысле слова.
                Не просто приморский город (каких много в мире конечно) и не просто город на Неве (городов на крупных реках тоже немало в мире), а именно город на воде - на водных просторах где есть только «островки суши», на которых и держится чудо-город с его дворцами и садами сказочной красоты.
                В старые времена  дельта Невы была заполнена сотнями островов и островков, больших и малых, часто заливаемых водой и тех что повыше и позначительнее - земля вокруг не просто соперничала с водной гладью, но была с ней в удивительном  единстве.
                Это тайно внушало гармоническое представление о  чудесном сказочном  городе любому его крупному строителю, архитектору и планировщику.
                И под диктовку «гения местности» на пространстве будущего Санкт-Петербурга один за другим как из  рога изобилия создавались шедевры мирового зодчества вообще и городской архитектуры в частности.
                Ничего подобного в России ранее и потом никогда не было. И видимо и не будет… История не повторяется. И истинные чудеса в жизни стран, городов и народов не повторяются тоже. 
                Сам я связан с Петербургом что называется кровно всеми нитями своей судьбы и своего духовного существования.
                Не просто потому что я родился в Петербурге (на 6-ой линии Васильевского острова в доме №5 между Средним и Малым проспектом где и прожил первые свои годы жизни) и впоследствии прожил в Петербурге всю свою жизнь.
                Я чувствовал чутьем будущего поэта еще в детстве что живу в необыкновенном городе каких мало на земле…  Дело не просто в красоте дворцов старого Петербурга, его набережных и множества его старых зданий.
                Я чувствовал особую «надмирную» поэтическую гармонию в этом городе… Во всем его расположении на островах дельты широкой и властной Невы…
                И это было сказочное чувство личной причастности к великому и прекрасному!
                Причем я ничего не преувеличиваю - я испытывал с детства своего рода экстаз своей личной интимной и «сокровенной» причастности Санкт-Петербургу…. Как будто сам сказочный город родил меня на свет, а не моя родная мать…
                Теперь Петербург  стал во многом другим теперь, чем он был когда-
то… Не только в далекие царские времена, но и при советской власти.
                Город наконец по настоящему приблизился к морю… к берегу Финского залива - а это все таки морские просторы хотя и не «великий и безбрежный океан».
                Прежде всего это касается петербургских коммуникаций - дамба соединившая Кронштадт и оба берега Финского залива, сделала приморское пространство вокруг Петербурга обжитым и легко досягаемым (ведь по дамбе идет автомобильная магистраль)…
                И в самом Петербурге западный скоростной диаметр протянулся в значительной мере над просторами Финского залива… Он проходит над водной гладью залива рядом с Крестовским и Васильевским островом и высоко над Канонерским островом…
                Петербург украшают эти магистрали…. «Город на воде» не должен расставаться с водными просторами.
                Кстати и высотный Лахта Центр на берегу Финского залива  - замечательно вписан теперь в приморский Санкт-Петербург…
                Город как будто выполняет свою историческую миссию - постоянно движется к «открытому морю» и сейчас… В совершенно новом и во всем далеком от былого прошлого ХХ1 веке…
                И ведь характерно что в советскую эпоху, когда Ленинград был постоянным источником патологических политических подозрений и просто глухой  ненависти «кремлевского горца» Сталина  город на Неве разрешено было застраивать новыми зданиями -  только в сторону Москвы и в сторону безводной суши…
                Это может быть было и бессознательное решение когда оно принималось на конкретном и частном градостроительном уровне. Но объективно это решение доказывало - подчиненность Москве во всем и лишение городом своего петербургского облика, своей неповторимости, «своего лица.»
                Как казалось тогдашним коммунистическим начальникам здорово будет - застроить весь  советский Ленинград  примитивными и провинциальными «сталинскими домами» (вот как в самой Москве только поменьше и еще примитивнее).
                Но мало что из этого вышло к счастью для исторической судьбы Ленинграда-Петербурга… Хотя помпезный и примитивный одновременно советский Московский проспект Ленинграда все таки был застроен тогда именно сталинскими домами в подражание московским сталинским застройкам…
                Есть что-то такое что выше «отдельного человека» и его решений в судьбе великих городов… Что это? - Гений местности? Или какое-то предопределение свыше?   
                Как бы то ни было - судьба Санкт-Петербурга в России остается уникальной.
                И такому городу как Санкт-Петербург не может не быть предназначено и в современной России великое  и замечательное будущее.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1960-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009. 
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «Семь  искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ»,  «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» ,  «ЛИТЕРА  НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!»,  «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),   «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»,  «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ»,  «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА»,    «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»  и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»,  «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» ,  «АВТОГРАФ»,  «Форма слова»  и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,  «КОВЧЕГ»,  «СОВ, «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой),  «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград.  2019),  «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
    В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – -премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
     Является автором более 16-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
     Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   




               
               
               
               
               
               
      
            
          


Рецензии