Стихотворение месяца 94 - обзор Марии Абазинки

Приветствую всех участников Конкурса! В качестве арбитра на этой площадке выступаю впервые, прошу не судить меня строго.
 
1. "Вышивала"

Белой пряжею поле вышито,
Белым кружевом оторочено.
Мотыльки порхают – ярки крылышки,
Васильковые, да с позолотою.

Проведёшь рукой – полюшко гладкое,
Узелочка нет. Ни зацепочки!
Первый в жизни шаг, дорожка ладная.
Новорождена звонка песенка.

Пролетели в небе серы вороны
И накликали судьбу бедовую.
Не ходи, сынок, на поле ровное,
Веют ветры буйные, бредовые.

Поджидают там овраги снежные,
Заметают метели коварные.
Позабудешь ты дорожки прежние,
Горе-горькое станет наградою.

Не дразни судьбу, иди по краешку
Поля манкого. Осторожничай.
Далеко пойдёшь, не потеряешься,
Счастье малое да надёжное.

По мережке, вдоль, стежками верными...
Вышивала день зорька алая.
Вышивала матушка, верила,
Напевала-приговаривала.
**
Техника: дактилическая рифма по всему тексту, это сложно.
Глубокая именно разнородная дактилическая рифма - единична. То есть автор данного текста крайне стеснён в выразительности, ему волей неволей придётся следовать за смыслом, который определяет глубокое созвучие фонем.  При этом видно стремление к разнородности рифмы, на фоне которого более глубокие однородные: "снежные/прежние", "гладкое/ладная", выглядят диссонансом.
Ритмикой здесь заявлен логаэд:
1о1оо 1о1оо
1о1оо оо1оо
(где «1» — ударный слог, а «о» — безударный. Но этот ритм соблюдён не везде. Скорее — это акцентный стих. Ну ладно..
Художественность: я восприняла это стихотворение как наговор на счастье для сына. Народный стиль, довольно образно и метафорично.
4, 5.
***
 
2. "О жизни"

Я живу, как лежу на траве:
всё мерцают на радужке пятна...
Вот пятно, где спускаюсь к Неве,
вот — сижу я за партой опрятный.

Берегов непосильная ширь —
как плечей после выхода силы.
Рассказать бы о жизни... Остынь.
Поносила земля, поносила.

Забывая от прошлого часть,
становлюсь, как растение, целым.
Понимаю, что стоит начать
и закончить душой, а не телом.
**
Техника: разве есть такое слово «плечей»? Прямая грамматическая рифма «траве-Неве» и слабая ассонансная «ширь-остынь» — это минус. Художественных приёмов я не нашла — повествование, рассуждения.
3, 3.
***

3. "Межсезонное"
 
Не смотри назад - пусть уйдёт былое.
Подними глаза в небо грозовое -
чистится июль в запахе соцветий.
Боль, тоску свою смой под ливнем летним.
 
В осень заходи, листьями прикрывшись.
Что там впереди - знает кто-то свыше.
Сам не оплошай, только сердце слушай -
там твоя душа думает о лучшем.
 
Встретив Новый год, обнули все числа,
и рассвет придёт снегопадом чистым -
он засыплет все горестные тропки,
чтобы по весне - радостно и робко
 
горицвет пророс в глубине проталин.
Будет всё всерьёз, будет всё без тайны -
яблонь майский вальс в лепестках закружит...
Много ли сейчас нам для счастья нужно?
**
Техника: шестистопный хорей с постоянной серединной цезурой и внутренней мужской рифмой выдержан. Рифмы разнородные, кроме подпортившей «былое-грозовое» — прямая грамматическая.
Художественность: риторика, рассуждение. «Всё всерьёз» — это хорошо, но «без тайны» - это уже не хорошо, на мой взгляд.
4, 3
***

4. "Не знали"

Был день, как день, да год не тот,      
и мы, гуляя по Дубаи,               
припоминали снег и лёд,               
не зная, что уже идёт
другая жизнь, совсем другая.      

А в этом месяце зимы               
ещё ни капельки тревоги
с тобой не замечали мы
и жадно, будто бы взаймы,
дышали морем, но для многих

таких же, разомлевших от
тепла и песни муэдзина,
был обозначен переход
туда, где обезличен год,
туда, где всё уже едино.

И те, прекрасные, кому
мы так беспечно жали руки,
не знали – будет на кону
лишь вдох, доступный одному,
другому – "ах, как жаль" в Фэйсбуке.

И мы вернёмся в мир, где мор
беду покачивает в зыбке
и напевает "невермор"*.
А ты мне скажешь, нужно, мол,
надеяться светло и зыбко

на то, что в омуте, на дне,
вода живая камень точит,
и свет рождается над ней.
Смотри, смотри, он всё видней
за краем страшной долгой ночи.

Он всех и каждого спасёт.
И в ожидании рассвета
пусть кто-нибудь произнесёт:
"Ты помнишь, проходило всё.
Пройдёт и это".
-------------------------------------------
*невермор (англ. nevermore) – никогда больше, никогда впредь.
**
Техника: четырёхстопный ямб в необычном, редком способе рифмовки составляет строфы в 5 строк, последняя строка укорочена — очень интересная форма, хорошие рифмы. Художественность: довольно образная, глубокая философия с элементами символизма.
5, 5.
***

5. "Она пыталась"

Джульетта ловила на свадьбах букеты,
И лучших не видели в мире ловцов,
Но шли чередою и вёсны и лета,
Сюжеты побед и счастливых концов.
 
И страсти порой до мурашек по коже
Всё чаще несли отпечаток утрат,
Мурлыкала кошка вблизи стройных ножек
И, морщась, вдыхала цветов аромат.
 
Тот запах бледнел, истончался до пыли,
Теряясь в оконной прозрачной дали,
Где мамы в колясках потомство возили
И главы семей твёрдой поступью шли.
 
А время любить становилось дороже.
У строгих мужчин и драчливых котов.
И не волновал равнодушных прохожих
Букетик усталый засохших цветов.
**
Техника: 4х-стопный амфибрахий, катрены в перекрёстной рифмовке — ничего необычного, две пары прямых грамматических рифм «ловцов-концов» и «котов-цветов».
Художественность: повествовательная печаль, лёгкая философия на любовную тему.
4, 4.
***

6. "Окурок"

Я - окурок сигареты, что лежит в гробу стеклянном
В окруженье мёртвых братьев, что, как я, сгорели тлея;
Помню, как в губах прекрасных я в хозяйку их влюблялся
И в дыму своих иллюзий, всё мечты о ней лелеял...
А теперь бычком ненужным я валяюсь в груде пепла,
И другую сигарету обнимают с дрожью пальцы -
Курит будто за сегодня много жести натерпелась,
Но сильней немножко стала, нарастив на сердце панцирь.
Ей плевать на вред куренья и на мнение Минздрава;
Воздух кажется ей пресным, если он без никотина.
Жизнь скатилась по наклонной в яму скучной мелодрамы,
Для здоровья не полезна ежедневная рутина...
Целый год томился в пачке, словно запертый в могиле,
Гнил живьём во тьме унылой без огня и без любви я,
Но потом познал блаженство, вспыхнув от руки богини;
Счастлив был в её объятьях, свет в конце тоннеля видя.
За окном хандрит природа, разъедает землю слякоть,
А в душе тихонько гаснут, обессилев, божьи искры...
Я - окурок сигареты, я лежу в гробу стеклянном
И ни капли не жалею, что истлел ужасно быстро.
**
Техника: восьмистопный хорей с серединной цезурой (с внутренней рифмой было бы изящнее), все рифмы женские в перекрёстной рифмовке. Рифмы не очень..
Художественность: я — окурок — метафора необычна для любовной лирики. Лексика слегка сниженная, и для меня выражение «много жести» — уже перебор этого снижения.
3, 4.
***

7. "Детство..."
 
На закате опустилось солнце,
унося дневную суету,
дым костра рисует в небе кольца,
искры-звёзды следом — в высоту.
 
Да трещат смолистые поленья,
на костре еду готовит мать -
это детства моего мгновенья,
сладко их и горько вспоминать.
 
А еда нехитрая, простая,
разве станешь на ночь печку греть,
в чугунке картошка отварная -
вот и вся семье на ужин снедь.
 
Да к картошке лук, кусочек сала,
огурец солёный, молоко,
за день мама всё таки устала:
дети, дом, хозяйство — нелегко.
 
Кажется, она не отдыхает,
хлопотам, заботам нет конца,
чуть глаза сомкнёт - уже светает,
и всегда - работа у отца.
 
Летом есть дела и у детишек:
куры, гуси, сено, огород,
тут совсем не до программных книжек,
и своих желаний - полный рот.
 
Хочется поплавать, искупаться,
в классики сыграть, футбол, лапту,
на качелях просто покататься,
покоряя страх и высоту.
 
Пусть порой несытно, босоного,
без теле-компьютерных чудес,
знали все тропинки и дороги,
звали нас луг, поле, речка, лес.
 
И весёлой дружною ватагой
мчалась, страх не зная, детвора
за небесной семицветной радугой...
Убегало детство со двора.
**
Техника: пятистопный хорей в перекрёстной рифмовке, слишком много однородных рифм, «всё-таки» пишется через дефис.
Художественность: слегка затянутое, описательное повествование.
3, 3. 
***

8. "Богини"
 
Ты по пояс в воде голубой, как Русалка стояла.
Запах мокрых волос до меня доносил лёгкий бриз.
Я напротив сидел в ресторане морского причала,
И хотелось похитить тебя, как Елену Парис.

В глубину твоих глаз голубых без оглядки ныряя,
Прикоснуться ко дну, погружаясь в любви водоём.
Пить нектар сладких губ ароматных, Богиня Морская.
Афродита с Афиной невзрачны в сравненье с тобой.

Вдруг на тоненьком пальце блеснуло кольцо золотое.
Охлаждая мой огненный пыл, нагнетая тоску.
Хоть вино не пьянит, а душа не находит покоя,
Видя, как ты кошачьей походкой скользишь по песку.

Я смотрю на тебя, вспоминая другую богиню.
Ту, что бросил когда-то в слезах и с младенцем одну.
Я был молод и глуп, подчиняясь нелепой гордыне,
А теперь с вожделеньем смотрю на чужую жену.

Забывая, что локти свои укусить невозможно,
Мы не ценим того, что Господь нам однажды послал.
А сейчас на столе недопитый, разбитый, порожний
Среди слёз и вина перевёрнутый мною бокал.
**
Техника: пятистопный анапест в перекрёстной рифмовке. Русалка же не имя собственное, должно быть с маленькой буквы. Слабые рифмы «водоём-тобой», есть однородные рифмы.
Художественность меня не впечатлила.
3, 3.
***

9. "Вечер сто пятнадцатого дня"
 
Мы гуляем по тропкам парка,
Снег на солнце сверкает ярко,
Удивляюсь - мороз, но жарко.
Ты смеёшься, и мир красив.
 
Бойкой стайкой играют дети,
Птичий щебет разносит ветер,
И не нужно мечтать о лете,
Чист и звонок зимы мотив!
 
Я так рад твоему веселью!
Отбелённый ночной метелью,
Мир лежит под волшебной елью -
Нам в подарок на Новый Год!
 
Встретим праздник заветный вместе,
А потом проживём - лет двести!
Кто не верит в любовь - не лезьте,
Захотим, так и все пятьсот!
 
Рёв сирены - и сон мой прерван,
Звук, привычный уставшим нервам.
Как, встречая год сорок первый,
Я очнулся - в сорок втором?
 
Рвутся в город чужие птицы,
В дымном небе горят зарницы,
Вижу Невский сквозь лёд в ресницах,
От Фонтанки иду с ведром.
 
Здесь людей не пугают взрывы.
Обещанья и речи - лживы,
Но пока я с тобой - мы живы,
Значит вместе нам быть - всегда!
 
Канонада в ушах, как молот.
Навалился на плечи холод.
Ты дождись меня, буду скоро,
Воля к жизни сильнее льда!
 
Заметает следы злой ветер,
Смерть упавших без счёта метит.
Нет, не время мечтать о лете,
Должен груз донести Сизиф.
 
Не свернуть бы на тропку парка,
Что сверкает опять так ярко.
...Удивляюсь - мороз, но жарко.
Ты смеешься, и мир красив.
**
Техника: строфный логаэд, необычная форма достигается редким способом рифмовки. Рифмы даже если встречаются однородные, всё же они глубокие. Сложность работы в том, что нужно было подобрать не пары, а тройки рифм в катренах.
Художественность: на важную тему написано оригинально, нестандартно, легко. Яркие образы украшают.
5, 4.
***

10. "Осенний сон"

И снова город в осень погружён.
И снова осень – гостья сновидений,
В которых по вечернему свежо
И годы не отбрасывают теней.
 
Там улицы, как сумерки, длинны,
Там адреса настолько выше смыслов,
Насколько вы бездонно влюблены
Во всё, что днём представится как числа.
 
Впиваться в рассыпающийся след,
И в самый бег, в котором задыхалась,
Чтоб, наконец, в окне увидев свет,
Проснуться в наступающую старость...
**
Техника: пятистопный ямб в простой форме катренов с перекрёстной рифмовкой. «по-вечернему» пишется через дефис, в слове «теней» неверное ударение. Много однородных рифм.
Художественность: лирика настроения, довольно образно.
3, 4.
***

11. "Всё не так"
 
              И ни церковь, ни кабак
              ничего не свято!
              Нет, ребята, всё не так…
                Владимир Высоцкий
 
И мотив не тот, и не те слова,
и голос не так звучит,
не мною смята в лугах трава,
и мять её нет причин.
И нет причин мотыльком порхать –
давно уже не весна.
Не арфа звенит у меня в стихах,
но лютня или зурна,
и те настроены на минор,
затёртый твердя мотив,
и та любовь, что всегда со мной,
сегодня тоже грустит.
Ходил я в церковь, ходил в кабак, –
куда ещё занесёт?!
Поёт Высоцкий, что всё не так,
и правда: не так – и всё!
К судьбе, ушедшей в листки анкет,
претензий не может быть.
Люблю утверждение "всё о`кэй!",
не люблю неизбежный быт.
...Но толку нет с ритмичных словес –
игра "напиши – забудь"...
посев монетки в Поле чудес:
вдруг вырастет...
что-нибудь.
**
Техника: четырёх-иктовый в чётных и трёх-иктовый в нечётных строках Дольник. За это ставлю плюс. Хорошие рифмы, кроме прямой грамматической «весна-зурна».
Художественность: необычная, очень образная философская лирика, музыкальная тема украшает, хороший финал. Особенно понравилась волнующая меня мысль:
«Но толку нет с ритмичных словес –
игра "напиши – забудь"»
 
Однако, некоторая безысходность поэту вредит.
5, 5.
***

12. "Вот так"

Вот так проходят дни за днями -
Унылой, серой чередой,
И лень уже сверкать огнями,
И небеса зовут: Домой!
 
Но вдруг случается осечка.
Вот знать бы, кто даёт добро.
Один лишь взгляд, одно словечко -
И бес уже стучит в ребро.
 
И, распушив хвоста остатки,
О скалы бьёшься, как волна...
Потом запишется в тетрадке:
Бывали в жизни времена!
**
Техника: четырёхстопный ямб катренами в перекрёстной рифмовке — подходящая простая форма для одной простой мысли. Рифмы «днями-огнями», «осечка-словечко», «добро-ребро»  хоть и глубокие, всё же — прямые грамматические.
Художественность: Самоиронично, с тонким юмором — нравится такое.
4, 4. 
***

13. "Шоколадка"

Мне почему-то запомнился этот день,
Самый простой, ни капли не судьбоносный.
Я говорила дочке: "Платок надень,
Видишь – метель, а то потечёт из носа".

Скоро весна, но пока у руля февраль.
Дочку за ручку вела в магазин у дома
За шоколадкой или (боюсь соврать),
За газировкой и за горячей сдобой.

Где-то в начале "стабильности нулевых"
Много случилось хорошего и плохого.
Ну почему не выходит из головы
Именно этот день? Ничего такого,

Чтобы из ряда вон. Чтобы страсть и пыл!
Небо в оргазмах от гормональной бури!
Видно, обычный день очень сладким был
Как шоколадка, купленная дочуре.
**
Техника: основной размер — пятииктовый дольник в перекрёстной рифмовке, для меня это плюс. Рифмы хорошие.
Художественность: неожиданные образы, сосредоточенность на деталях в начале повествования и взрыв эмоций в последнем катрене. И всё же такая художественность и выбор темы — на любителя.
5, 4.
***

14. "Этюд. Девичья бессонница"

По жизни мчится счастья баловница;
в своём загадочном мирке – царица:

там грёзы треплют сон, и благороден он,   
скользит прошедшим днём очарование
и сладостнее сна – истом воспоминание.

Потеряна любовь, и думы гложут ночью;
прожитый жизни миг, не радует воочию:

там хлипкая надежд заря – метанья  зря
и половинчата судьба... порывов нагота
и где черта; бессонница – из ада духота.
**
Техника: форма стихотворения не имеет системы, небрежна: ритм ямб, стопность — от 5 до 7. Рифмы по большей части прямые грамматические.
Художественность: затрудняюсь оценить.
2, 2.
***

15. "Разжать кулак и показать ладонь"

Разжать кулак и показать ладонь,
незащищенную, без кожи кактусиной.
И сдаться солнцу, и налиться силой,
за одуванчиком лететь вдогон,
и не догнать...
Плашмя упасть в траву,
и клевер ушибить,
и напугать огнёвку,
за чудным мотыльком вспорхнуть неловко,
откликнуться на детское "ау"...
Лес насмешить, блуждая в трёх соснах,
просыпать ягоды в ядрёную крапиву,
за бабочкой бежать на всех парах,
и мишку напугать, что ел малину.

За тучку солнышко, – и всё не так:
где бабочки?! – попрятались куда-то,
кузнечик превращается в солдата,
разбойником на горке свищет рак,
голодным дачником рычит медведь,
и грозен лес, и сосны в изготовке...
Бегу. Сучки цепляют за обновки.
Обидно! Страшно! Хочется реветь!
– Ау! Я здесь! Забыли?! Как же так?..
Бесстыжие! Ведь мы друзьями были!

Совсем не разжимается кулак...

А в синеве чудные "звери" плыли:
щенки, овечки... – Было им смешно
над глупою растрёпанной простушкой.
И брызнул дождь. И солнышко взошло
обглоданной улитками волнушкой.

Разжать кулак. Пусть видят все! все! все!
коровку божию во всей красе.
**
Техника: в пятистопном ямбе с охватным способом рифмовки строки 2, 6 (разбитая на две) 9 строки имеют по 6 стоп. К вольному ямбу данный текст отнести не могу, даже при наличии авторской разбивке двух строк на две незарифмованные половинки (догнать-ушибить) и нарушающим систему способом рифмовки.  Правильное ударение в слове «соснах» — на букву О. Рифмы «вдогон-ладонь, крапиву-малину», прямая грамматическая «простушкой-волнушкой» и глагольная «были-плыли» не айс.
Художественность: эмоциональное, довольно образное детское воспоминание.
3, 4. 
***

16. "Оттенки"

Все оттенки радости — это детство,
искренний, доверчивый, удивлённый взгляд,
все оттенки сладости — это кексы,
мамины свежайшие, сдобы аромат.

Все оттенки жёлтого — знойность лета,
конопушки, солнышко и песок речной,
лютики, подсолнухи, много света,
все оттенки серого — грязь на мостовой,

день осенний пасмурный, депрессивный,
дождь с утра до вечера непрерывно льёт.
Все оттенки белого — холод зимний,
призрачно-загадочный снежный хоровод.
 
Все оттенки синего — это море,
волны своевольные лижут небосвод,
все оттенки чёрного — значит горе,
обойду молчанием — не накликать чтоб.
 
Все оттенки грустного — это зрелость,
краски потускнели, но способна кисть
рассказать о том, что когда-то грело,
все оттенки прошлого собирая в жизнь.
**
Техника: акцентный стих по 4-5 иктов в строках, с постоянной красивой цезурой в середине строк и дактиллической цезурной клаузулой — интересный ритм. В 18-19 строках эта клаузула сокращена, что нарушает общее ритмическое благозвучие. Я бы подумала над этими строками, например:
 
Все оттенки грустного — это зрелость,
краски потускнелые, но способна кисть
лишь о том рассказывать, что когда-то грело,
все оттенки прошлого собирая в жизнь.
 
Рифмы, на мой вкус, не очень: много прямых грамматических (5 пар), «небосвод-чтоб» слабая.
Художественность: приём Анафора украшает («Все оттенки»), задумка хороша. Присутствует лёгкая философия, довольно образно.
3, 4.
***

17. "Слушать"

Поэзия медленно умирала
От нагромождения образов
и скрытых смыслов,
сталкиваясь с пустотой созданного дерьма.
Капельки радости на бесконечно алом
появлялись и исчезали быстро.
Поэзия была больна.

Тысячи сайтов, конкурсов, написанных книг
окружали верящих слову.
Поэзия кряхтела словно поживший старик,
материлась, глядела сурово.

Тридцатилетние мальчики и девочки,
пятидесятилетние бабушки и дедушки,
и прочие, прочие, прочие
писали о чём-то своём.
Поэзия ставила многоточия,
плевала в оконный проём.

Время молчало, собирало камни,
складывала в мешок,
а поэзия в бездну с причала
сбрасывала очередной стишок.

В детской кроватке лежал новорождённый Пушкин,
или Бродский, или Есенин,
не всё ли равно.
Поэзия не умерла,
она умела слушать,
а не только плевать в окно.
**
Техника: акцентный стих в авторской разбивке строк и бессистемном способе рифмовки. В такой свободной форме — единственное, что скрепляет поэтический текст — это рифма, которая в таком случае должна быть качественной. Но здесь плохие рифмы «смыслов-быстро, дерьма-больная, камни-причала, Пушкин-слушать».
Художественность: Тема актуальна, работа выполнена метафорично, в свободной манере и ярких образах.
3, 4. 
***
 


Рецензии
От 11.

Спасибо, Мария! Наконец-то понятно,
почему мне не нравится это стихотворение. "Некоторая безысходность", вот в чём дело!
Я-то по жизни оптимист)))

Андрей Данкеев   12.02.2021 11:48     Заявить о нарушении
А мне наоборот - нравится. И финал эффектный, только далеко не оптимистичный:
"...Но толку нет с ритмичных словес –
игра "напиши – забудь"...
посев монетки в Поле чудес:
вдруг вырастет...
что-нибудь."

Цепляет - слово на Стихире затёрто до неприличия. Но ведь Вы действительно зацепили такую больную (для меня и многих) тему. Однако, этот финал сделал Ваш текст грустным.

Мария Абазинка   12.02.2021 17:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.