Где кончаются игры Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ

ГДЕ КОНЧАЮТСЯ ИГРЫ?
ЭССЕ


   Когда маленький мальчик возит в своей детской комнате по полу паровозик с высокой трубой или ярко раскрашенную игрушечную машинку и увлеченно кричит во весь голос «би би»… Или подражая паровозному гудку который слышал в детском приключенческом фильме завывает протяжно на всю квартиру «туу-у- у…ту» …
       Мы понимаем что он никуда не едет на своем паровозике или машинке, а просто играет.
       Но когда футболисты играют в футбол на огромном переполненном стадионе под умопомрачительную какафонию криков и скандирований разного рода многих тясяч их  болельщиков и при этом порой отдают в игре свои последние силы без остатка - мы уже далеко не всегда понимаем что они «просто играют»…. Вот как мальчик в комнате на полу со своим паровозиком и машинкой.
          Нам кажется что эти футболисты делают какое-то очень серьезное и важное дело…  Ведь оно вызывает такие неподдельные эмоции, такие волнения и переживания у многих и многих тысяч людей и на стадионе и во время просмотра матча на видеоэкране дома в кафе или где бы то ни было.
          Игра превращается в некое сакральное действо…  И обретает едва ли не магические черты.
          И любое священнодействие на самом деле - в той или иной мере игра…
           Даже и богослужение в церкви.
           Вот это хождение священника вокруг алтаря, пение хора… Все это - имитация чего-то  иного и происходящего не «здесь и сейчас»  а в потустороннем и недоступном земной жизни мире…
            Священнослужители играют что они в этот потусторонний и высший невидимый мир проникают, что они с этим миром общаются…
              Хотя на самом деле они остаются в храме среди верующих все время службы и в их организме продолжают идти те же процессы что и у всех обычных земных людей.
               Налицо лишь имитация чудесного и игра в чудесное возвышенное и неземное если называть вещи своими именами.
               Игра - это всегда имитация, подражание тому что «по настоящему» происходит или происходило когда-то.
               Я помню как один патриотически настроенный российский публицист приглашенный в эфир оппозиционного радио «Эхо Москвы» для интервью удивлялся - ну вот выиграл московский «Спартак» или петербургский «Зенит» какой-то там матч… И повсюду ликование… Люди выходят на улицы танцевать и обнимают друг друга пребывая в диком восторге… А отчего собственно? Что произошло? Ну закатили мяч или два мяча в какие-то ворота обтянутые сеткой… И что с того? Можно подумать что всенародную войну выиграли или спасли моряков с тонущего корабля… Или космический корабль с космонавтами на борту вернулся с Марса…
           Комично было это недоумение нашего «коренного» российского патриота футбольным страстям и восторгам. Но ведь - и не беспочвенно.
            Действительно все эти игры подобные футболу - это развлечение, никак не заслуживающее особенно серьезного отношения.
       Но оно используется в обществе чтобы дать выход «страстям человеческим» - выход по возможности безобидный и для всего общества и особенно для правящих элит.
              Не будь футбола и хоккея многие молодые люди из числа «фанатов» запросто вышли бы например на политические демонстрации - нынешнюю  власть, любую власть причем, в значительной мере продажную повсюду, и богатеев прижившихся «при власти» эта молодежь конечно не любят…
                Но футбол хоккей и другие  спортивные развлечения подобного рода отвлекают их от недовольства властью и своим положением в обществе…       
          Потому кстати в немалой мере тот же футбол любые  власти повсюду в мире и поддерживают даже с большим энтузиазмом чем они поддерживают официальную церковь - это отвлекающие «злобу масс» институты и затеи, которые власть имущим выгодны. И помогают им жить и богатеть спокойно и вне конкуренции «со стороны  голытьбы».
                Игры вообще выполняют в человеческой жизни самые разные функции. Ребенку игра помогает научиться быть взрослым и понять взрослую жизнь, приготовиться в ней к той или иной роли.
               Это давно известно психологам и философам. И они об этом немало писали в разные времена.
      Девочка играя в куклы и в «дочки-матери» конечно учится быть матерью - в чем состоит одна из ее важнейших будущих функции на этой земле…
      Мальчик играя «в войнушку» к сожалению уже с детства учится и привыкает воевать…  Как будто заранее зная что его рано или поздно на войну отправят и может быть на ней и убьют.
       Но все таки игры - играми… А что-то в жизни должно же происходить (и происходит действительно) всерьез.
       Любой популярный современный политик пафосно говорит во всеуслышанье что он заботится о благе и процветании народа и жизнь готов за это отдать - такова его роль в политической игре.
     А на самом деле же он обычно выполняет требования всевластного крупного бизнеса и капитала… И плевать ему на народ и на простых людей…
      Второе - правда жизни. А первое - игра.
      И так во всем. Какую бы сферу нашего существования мы ни взяли.
       Русский писатель и философ Василий Розанов как-то признался что боится заходить в гримерную артиста… Боится увидеть там «пустое место».
       Это гипербола конечно. И Розанов такие шокирующие публику гиперболы любил.
        Но ведь и правда в этом признании Розанова - тоже есть…
        Когда я изучал воспоминания Федора Шаляпина я обратил внимание на его признание, что мол мы мол артисты легко приняли советскую власть - мы привыкли играть.. Ну стали играть комиссаров и коммунистов…  Как могли бы играть Египетских фараонов или вождей племени Мумбо-Юмбо…
          И Шаляпин был правдивым  русским человеком и человеком умным конечно. Ему можно верить.    
          Игра -  то что может быть полезным, может приносить радость.. Но то что не на самом деле… То что принадлежит к миру вымысла , имитаций и подделок.
          Если мужчина понимает что девушка играет (и притворяется) когда говорит что она его любит и что она мол от него без ума - ему же всегда больно и обидно…
          Он понимает тогда что значит девушка лишь разыгрывает свою мнимую влюбленность  и на самом деле ей нужны не его ласки а что-то другое - его деньги,  его наследство или возможность за его счет прославиться… А вовсе не его любовь.
           И так во всем когда в действие вступает ИГРА.
            Девочка, нежно играющая в куклы, может вдруг из озорства оборвать им не только платье но и уши.. Глазки куклам  выколет и выбросит их на помойку… Будущая мама.      
            Мальчик из игрушечного ружья «убьет» приятеля и будет гневно кричать ему - падай гад, ты убит… Я  больше с тобой не играю. Будущий воин.
            Только когда ты понимаешь что перед тобой маленькая девочка а не пластмассовая кукла и перед тобой твой добрый приятель во дворе а не «фашист» времен великой войны с ними ты перестаешь  играть и становишься по настоящему человеком - ты чувствуешь неподдельную нежность к этой маленькой девочке и ты хочешь помочь своего доброму приятелю во дворе, а не орать на него чтобы он умер поскольку ты уже давно его убил…
         И известный профессиональный футболист когда поймет хотя бы только для себя наконец что ему важно не забить мяч в чужие ворота а много денег заработать и прославиться… Тоже будет вести себя сдержаннее в жизни на самом деле. Хотя от любви к большим деньгам и шумной  славе его уже не отучить.
          И все бы были другими - если бы в жизни не было ИГРЫ.
          Мы конечно знаем знаменитую книгу Хейзинги «Человек играющий» - но эта книга и величайший философский обман и величайший самообман автора.
              Хейзинге кажется что вся жизнь человеческая состоит из игры.
            Ну так что же тогда - когда человек умирает например… Он тоже играет в смерть?
            Вот на сцене он  играет что едва дышит, что задыхается… Потом играет в то что неподвижными стеклянными становятся его глаза.. Открывается бессильно его рот..  И что он наконец умер.
                И слышатся тогда бурные аплодисменты из зрительного зала и крики «браво»… Дамы бросают ему букеты цветов…
                Великий актер встает с кровати посреди сцены и кланяется зрителям..
                Такова что ли жизнь на самом деле?
                Нет господа … жизнь совсем другая. Жизнь - это когда ты умер и тебя больше не стало. Навсегда.
                Жизнь - это когда ты перестал наконец врать и притворяться, играть и кривляться. А вспомнил что врать стыдно и грешно.
                Настоящая жизнь -  это когда  ты стал самим собой и выбросил ложь и притворство из своего поведения навсегда.


                Если ты этого не сделал и не сделаешь - ты родился    клоуном и обманщиком. И таким и умрешь.
                И вот в этом и состоит  - подлинная ПРАВДА ЖИЗНИ,


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 20-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге
            
      
 


               
          
         


Рецензии