Величие простора
ВЕЛИЧИЕ ПРОСТОРА
ЭССЕ
Я уже писал в неоднократно опубликованных в России и за рубежом очерках своих воспоминаний что все свое детство и раннюю юность я проводил в летнее время года в маленькой финской деревеньке Лимузи на южном берегу Финского залива и не так далеко от прежнего Ленинграда (Петербурга).
Это был воистину - край вольного простора…
И любовь к простору я впитал в себя с раннего детства.
Деревенька Лимузи (состоявшая всего из четырех домов во времена моего детства) расположилась на высокой и крутой горе выступающей почти отвесным склоном над пологим берегом Финского залива…
Какой восхитительный вид полный колдовства простора открывался с этой горы!
За широкоми и нередко бурными просторами залива возвышался вдали Кронштадт с величественным синим куполом огромного Морского Собора и грозной черной громадой знаменитого форта Александра 1 перед ним…
Справа светились золотом в ясную погоду купол Исакия, шпиль Петропавловки и пониже - шпиль Адмиралтейства… напоминая что Ленинград (Петербург) совсем рядом в сущности… за синей или золотистой дымкой тумана.
А слева посреди вольного Финского залива вспыхивал вечерами Толбухин маяк… Он тоже казался романтическим вдали - древним великаном, зажигающим свой факел посреди моря….
Как завораживал меня этот простор! И как он окрылял меня почему-то… Необъяснимо и властно окрылял. И вливал в меня - веру в жизнь, в ее мощь и великое счастье.
Чувство простора и упоение простором - это вообще русское чувство.
Видимо изначально оно в своих истоках и на уровне подсознания как-то связано с бескрайними просторами самой России - с любовью к этим просторам и затаенным упоением ими.
Но и не только - у простора есть конечно же и «общечеловеческие измерения». С ним всегда ассоциируется свобода, вольность, безграничная чарующая красота и сама беспредельность жизни.
Любой уют и даже любая красота, созданная «в тесноте», на каких-то замкнутых ограниченных пространствах - внутренне подавляет, всегда напоминает об ограниченности всего земного и всего человеческого, часто и мнимой на самом деле.
Не только равнины русские - бескрайни… Размах и особая ширь и «вольница пространства» есть в большинстве русских городов…
В Москве это - Воробьевы горы конечно же… Вид с Воробьевых гор на Москву - восхитителен.
И Кремль Великого Новгорода и псковский Кремль построены на высоких берегах широких вольных рек - там тоже просторы открываются невиданные.
А Санкт-Петербург - это вообще город ошеломляющих вольных пространств и воистину колдовского простора. Таким он и был задуман Петром Великим. Таким он и создавался на протяжений веков.
В прежние (в Х1Х столетии в частности) гигантские пространства на которых раскинулся Санкт-Петербург неизменно поражали европейских путешественников (знаменитого маркиза Де Кюстина и многих других).
Вроде бы Санкт-Петербург изначально строился по «европейским образцам» и часто - приехавшими из Европы зодчими… Но Петербург сразу смотрелся на европейском фоне и в общеевропейском контексте особенным - за счет своих невиданных ошеломляющих воистину вольных пространств…
Таких гигантских свободных пространств конечно нет ни в Амстердаме ни в Венеции, с которыми Санкт-Петербург всегда (и по праву) сравнивали… Нет таких ошеломляющих свободных пространств и в Лондоне и Париже…
Почему? - Мы думаем особое русское чувство простора втайне покоряло и приехавших из стран далеких первых зодчих Санкт-Петербурга и всех его «царственных особ» хотя и было немецкой крови и у них несравнимо больше чем русской - великая страна неизменно тайно покоряет любого своего жителя, даже наделенного огромной властью, граничащей порой с произволом… Покоряет своей бескрайностью, своей мощью, своим простором…
Вообще и душе человека и в известном смысле всему его существу необходим простор - простор во всем… в выборе линий поведения, пристрастий, ценностей и стремлений…
И ведь действительно от гнетущей несвободы своей жизни, навязанной «верхами», власть имущими классами и знатью, русские люди зачастую просто уходили - на свободные земли, на Юг и на Восток, за Урал, в Сибирь и потом и в Приморье, в Амурский и Уссурийский края…
Не случайно великий русский историк Ключевский считал именно постоянную веками длившуюся колонизацию основой исторического процесса в России - и он был безусловно прав.
Борьбу за свои права с насильниками и угнетателями русский человек традиционно превращал в вольный уход на «свободные земли», в свободные казачьи и в раскольничьи края….
Но за вольными поселенцами в эти края приходили через время и посланцы «великого царя», чиновники, наместники и сборщики податей… Угнетение распространялось вширь…
Бегство в бескрайние как казалось некогда просторы России постепенно теряло свой смысл - бегство на «вольные просторы» от угнетения и притеснений власть имущих оказывалось тщетным.
Но все же нельзя недооценивать важ ность простора как созидательного начала в жизни человеческой - простора души и простора окружающей человека жизни, простора как избавления от всевозможной, тайной и явной гнетущей скованности в чем бы то ни было, в любых проявлениях живой и свободной, исполненной света земного существования жизни.
Для человеческого счастья и для подлинного творчества, для ощущения, что жизнь - это великое таинство, а не жалкое «существование смертных индивидов» на узкой площадке убогой реальности… ПРОСТОР ПРОСТО НЕОБХОДИМ. ПРОСТОР ОКРУЖАЮЩИХ ПРОСТРАНСТВ И ВНУТРЕННИЙ ПРОСТОР (СВОБОДА И ВОЛЬНИЦА ) ТВОЕЙ ДУШИ.
Я сам отчетливо помню как во многих случаях и в самых разных жизненных ситуациях угнетало меня отсутствие простора и шири великой и вольной жизни той которой так хотелось всей душой принадлежать…
Казалась тогда окружающая жизнь невыносимо тесной и убогой - никуда из нее не вырваться, не взлететь воспарившей душой, не почувствовать с упоением вкус простора и вольности святой…
А ведь в вольном просторе и в вольности жизни - все лучшее и подлинное, творческое и свободное в человеке и таится.
Во все времена.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «СОВ, «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – -премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 16-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
Свидетельство о публикации №121020803456