Магия искусства не часть ли искусства магии?

..и ум себя спросил в стихах с утра:
- Кто знает, сколь до Господа осталось...?
...и - показалось - сердце замолчало...
Не плакал - но пошел какой-то ток
Я помню - одиноким близок Бог ,
Но мне пока никто не отвечал там...

Это я написал на стихи ру в заметках по "Сталкеру" Тарковского, хотя казалось бы, там ничего о боге, какая-то инопланетная чуть ли не чертовщина, но неожиданно получил поддержку и очень хорошие отклики:
Игорь Грей Балацкий:

мы в этом мире
в одиночках наших тел
лишь голос Бога
"Qui habet aures audiendi audiat".

Спутница Дождя:
Иконы мироточили в руках,
Я каялась, сознание теряя ...
Ответа только вот не дождалась.
К себе вернулась. Но уже другая ...
Как страшно быть неизбранной, мой Друг,
В потоке всех напрасно, тщетно званных.
Написанной, но до сих пор неизданной
Я книгою осталась в мирозданьи ...
*** *** ***
Бог, - Он ведь Сам одинок. В окружении толпы к Нему не пробраться ... А может нам ответили, Михаил? Но наше Я так кричит о себе, что мы ничего не слышим?

- Хорошо Вы сказали. Я до сих пор не готов и ответить, даже...

Спутница Дождя: - Просто напишите ещё о грустном ветре и ночных поездах, о закатах, которые живут на Востоке, о волнах, которые умеют смывать боль ...

- Напишу.

Феано: - Не страшно быть "не избранной или неизданной", или невидимой для масс, страшно не найти себя и не стать тем, кто ты есть на самом деле! Думаю, Спутница Дождя тоже придёт к такому пониманию.

- Здесь я с Вами не согласен, мне быть не читанным, то есть издать даже один номер не читаемой газеты, которую не изберут на прилавке книжном - это более чем профессиональный провал. Спектакль без зрителей - это не более чем репетиция. Это очень здорово, очень интересно для самих участников спектакля. Но когда от зала идёт мощная волна (а я пробовал читать стихи со сцены), когда в небольшом зале библиотеки ты беседуешь с читателями - их, немного, не более 20, активно вопросы задают человек 5-7 - но есть ощущение единого порыва этого малого зала, волна но столь мощная, как на сцене, но более целенаправленное взаимодействие. О, это огромная сила! Потому, может быть, отшельники Тибета, а равно и наши славянские подвижники, в ряде случаев оставляют уютную жизнь для себя и возвращаются к людям. Люди очень нужны писателю и поэту.

Феано: - Согласна, и отмечу, тот факт, что в то время вам было некогда писать самому, свидетельствует не об отступлении от процесса сотворчества, или исчерпании сил писательских. Пришло время изобретения новых мыслей, образов не с помощью текстов или стихов, а совершенно ином качестве сотворчества - речь идёт о молчаливом, но именно творческом управлении ниточками всех связей сотворяемого существа - газеты.

- Да, для редактора уровень сотворчества с редакцией сравним, пожалуй, с сотворчеством режиссера и труппы. При этом очень важно действительно оставаться незаметным при правке статей, кадрировании фотографий, монтаже газетной полосы. Журналист должен воображать, что он пишет сам и абсолютно свободен, так же и актер на сцене или в киностудии должен воображать, что это именно он решает, как поступить Гамлету, и ни причём ни режиссёр Петров, ни этот древний старик Шекспир. Иначе Гамлет будет марионеткой, ему будут мешать нитки, которыми его направляют Петров и Шекспир. И ниток-то на самом деле нет. Актер их оборвал и втянул в себя. Образ Гамлета отделился от своего создателя и стал отчасти тем самым терафимом-тулку, который создают тибетские маги. Иногда этот процесс необратим.

Наиболее яркий из таких примеров для меня - именно Кайдановский в роли Сталкера и после фильма. В 1979-м Александр сыграл главную роль в фильме Андрея Тарковского, Сталкер стал вершиной его творчества. И финалом. У него была слава, титул "самый загадочный актер". А он жаловался близким: «Я никем не могу быть после Сталкера. Это все равно что, сыграв Христа, взяться за роль бухгалтера». Он перестал сниматься, продал машину, квартиру, развелся с Симоновой и подался в режиссеры."

Кадр из "Сталкера". Собака - не участник съёмок. Она сама пришла и легла рядом с Алексанром. Это явление как раз из той магии, которую притягивал Тарковский в своё искусство.

Но какой из Сталкера режиссёр? Из его фильмов мне известна только «Простая смерть» – дипломная работа Александра Кайдановского на высших режиссерских курсах. По мнению критики эта работа не уступает работам современников (не знаю, считать ли это похвалой). Он выбрал для экранизации повесть Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». В повести очень сильно показан страх смерти. Не как в Голиивудских боевиках. Проще, страшнее. Главный герой умирает от неизвестного заболевания. (Не актуально ли для нас, в год пандемии?) Это доставляет ему сильные физические страдания, и он понимает, что скоро умрет. Он переоценивает всю свою жизнь. Меняет все мировоззрение. И при смерти он достигает состояние, похожее на буддийское просветление. Пишу по материалам кинокритики, там так и сказано "буддийское просветление", как будто специально в тему нашего с вами небольшого экскурса в тибетский буддизм-ламаизм. Но опасаюсь продолжать, что слишком в другую сторону уведёт.

Хотя есть ведь буддийский храм и в Санкт-Петербурге. Хорошо знакомые мне ламы работали и в Москве, в частности - их пригласили спасать Актера Абдулова после шестого сеанса химиотерапии. Они посмотрели и согласились. Шансы были, хоть и не великие, как сказал мне лама "очень много было грубо выжжено химикатами", но были шансы. Однако был таки проведен ещё и седьмой сеанс химиотерапии. Его Абдулов не выдержал. Такой вот неожиданный пример вспомнился из того же артистического круга, вопрос-то свой об Абдулове я задал ламам как-то случайно, в разговоре - слыхал от московских знакомых, что лечили Александра и ламы, да ничего не вышло. Вот и решил уточнить. И оказалось - мой собеседник был именно из тех, кто там был. А обычно ламы не отвечают конкретно на вопросы о своих больных, только в случае, если в вопросе содержится 80% ответа. На самом-то деле об их работе в Москве я ничего не знал, спрашивал о тайной поездке Абдулова на Тибет, о его исцелении в тибетском монастыре в 2007 году. Об этом узнал в новостях, писали о том, что Абдулов возвращается на съёмочную площадку фильма "Выкрест".

Ламы услыхав название фильма только покачали головами. Переходы из веру в веру весьма опасны. Впрочем, и Леонид Ярмольник, когда ему предложили доснять роковой для Абдулова "Выкрест", тоже только покачал головой.

Феано; - Понимаю, что для вас и многих авторов, творцов, режиссёров... актуальны именно отзывы или реакция зрителя, читателя... но этот этап, видимо, миновал меня... Что касается актёров кино, это для меня вообще непостижимое искусство, не понимаю, как можно оставаться самим собой, перевоплощаясь по замыслу каждого сценария... Вот и теряют они иногда себя в своих ролях, но и такая судьба им нужна, ценна! Каждый человек - Тайна неразгаданная...

- Актеры не то, чтоб теряют себя в своих ролях, они как бы одевают на себя некую оболочку, которая на время спектакля или киносъёмки материализуется в реальном мире. Ведь у настоящего актера во взгляде бывает столько написано, что и слова автора пьесы уже фоном служат, не более того.

В общем-то, это уже как раз соприкасается напрямую с тем, с чего я начинал свою тему, с грани между реальным миром и нами. Я хотел посмотреть место, где искал спасения Мастер, где он встретился с Иваном Поныревым (бывшим поэтом Бездомным). И в Алексеевской больнице, бывшей "Кащенко," не зря ведь есть и газета, и радио, возможно и иные средства арт-терапии. Предполагаю, что не только актерам, но и писателям сюжетов порою не просто освободиться от созданных ими фантомов. Не завидую людям, которые пишут сюжеты типа "Кошмар на улице Вязов" (не читал, не смог, знаю только по названию, возможно по сравнению с нынешним ТВ это детский лепет).

Да, но давайте вернёмся к технике, или к искусству магии.

Так вот при создании тулку (магического фантома, образа) происходит, по описанию в читаемой нами книге "Магия Тибета", следующее:

"По словам тибетских оккультистов, призрак, получив достаточно устойчивую форму, стремится освободиться из-под опеки мага. Иллюзия превращается в непокорное детище, и между колдуном и его творением завязывается борьба. Исход этой борьбы порой бывает трагическим для мага. Приводят также примеры, когда посланный с поручением призрак совсем не возвращается и продолжает скитаться в форме пол у бездумной, полусознательной марионетки. В других случаях трагедии бывают следствием процесса ликвидации материализованного призрака. Маг старается уничтожить свое создание, но последнее не желает расставаться с дарованной ему жизнью и защищается. Являются ли все эти страшные истории о бунтующих материализованных призраках только вымыслом, игрой воображения? Возможно. Я ни за что не ручаюсь. Я просто пересказываю то, что слышала от людей, при других обстоятельствах, казавшихся мне достойными доверия; но и сами они могли заблуждаться.

Что же касается возможности создать и оживить призрак – в ней я не могу сомневаться, она вполне реальна.

По привычке ничего не принимать на веру, я решила тоже попытаться произвести опыт материализации. Чтобы не подпасть под влияние внушительных образов ламаистских божеств, всегда бывших у меня на глазах, так как их живописными и скульптурными изображениями я обычно себя окружала, я выбрала для материализации незначительную личность – приземистого дородного ламу бесхитростного и веселого нрава. Через несколько месяцев добряк был создан. Мало-помалу он "закрепился" и превратился в нечто вроде незваного гостя. Он совсем не ждал моего мысленного приглашения и являлся, когда мне было совсем не до него. В основном, иллюзия была зрительной, но как-то я почувствовала задевший меня мимоходом рукав платья и ощутила тяжесть его руки на своем плече. В это время я не жила в затворничестве, каждый день ездила верхом и, по обыкновению, пользовалась отличным здоровьем. Постепенно я стала замечать в моем ламе какую-то перемену. Черты лица, которыми я его наделила, изменились. Его толстощекая физиономия похудела и приняла хитроватое и злое выражение. Он становился все назойливее. Одним словом, лама ускользал из-под моей власти. В один прекрасный день пастух, приносивший нам масло, увидел мой призрак и принял его за самого настоящего ламу во плоти. Может быть, мне следовало бы представить это явление его естественному развитию, но мой необычный компаньон начинал действовать мне на нервы. Его присутствие превратилось для меня в настоящий кошмар. Я уже начинала терять контроль над ним и решила рассеять иллюзию. Мне удалось это только после полугода отчаянных усилий. Моему ламе жилось в это время не очень-то весело.

Нет ничего необычного в умении вызвать галлюцинацию произвольно. Самое интересное в этих случаях "материализации" то, что и другие видят созданный вашим воображением образ. Тибетцы объясняют это явление по-разному. Одни верят в реальность созданной материальной формы, другие видят в этом явлении только акт внушения – мысль создателя призрака непроизвольно воздействует на окружающих, заставляя их видеть то, что он видит сам. Несмотря на изобретательность тибетцев в их стараниях найти всем "чудесам" разумное объяснение, некоторые из них все же остаются необъясненными или потому, что являются выдумками, или по каким-нибудь другим причинам."

(ЛитМир - Электронная Библиотека > Давид-Ниэль Александра > Мистики и маги Тибета > Стр.88)

Да уж, мы говорим слова "Магия искусства" совсем не задумываясь об их истинном значении. Но ведь борьба актера с сформированным им образом - это так похоже на описанное выше противостояние мага и его рукотворного фантома. В том, видимо и искусство магии, в умении противостоять созданному образу. Сталкер всегда стоит перед пропастью Сократа, так видится.

Магия искусства не часть ли искусства магии?

Или дошли до цели паломничества на Восток?
Жить ни к чему ворошить записки из прошлого.
Мир мой стал ясен и честен. Точнее - жесток.
Сталкер на круглой арене на логике-лошади.


Лошадь в повязке для глаз, всадник Майн Рид.
Шоры для головы, к кроссовкам не носят шпоры.
Клара меня разучила кораллы дарить:
Невидаль может легко спровоцировать вора.


Вор в новом мире не мальчик, не цель, а цепь для битья.
Битва за власть идет открыто и с фотографией в твиттер.
Блики эмали на аверсе желтой медали двоят.
Камбуз. Оккам сыплет соль на рану от бритвы.


Эго в эпоху эпиляции, то есть бритый головоног
Лысым красиво. Но мраморно, холодновато
...а должен ли стихотоварный блог быть настолько глубок
как настоящая пропасть Сократа?


Или дошли до цели, где закрутили ковыль янь и инь,
Где рассыпает горсти серебряной пыли звезда Полынь?


Рецензии
Многа букоф...

Оракул Дианы   09.02.2021 02:49     Заявить о нарушении
Это для Дзен
Спасибо за замечание, буду дклить на более мелкие части
Но там требования к изложению есть, хотя - Вы правы - требования читателя превыше всего

Михаил Просперо   09.02.2021 05:44   Заявить о нарушении
Да, вы совершенно правы, О.Д. Посмотрел в Ворде статистику. Знаков с пробелами 12 тысяч 591, это в два с половиной раза больше, чем требуется для сетевой публикации, там, по-моему, норматив 5 тысяч.

Михаил Просперо   09.02.2021 06:06   Заявить о нарушении