Мемуары кормового стрелка. Часть 4 я
Я был у неё одиннадцатым ребёнком, поэтому папа в шутку иногда говорил, что я у них поскрёбыш. А мама говорила, что не хотела моего появления и пыталась разными травами и средствами приостановить беременность. Но мой организм, видимо, уже тогда имел достаточный иммунитет, чтобы сопротивляться враждебным мне планам.
Так получилось, когда маме было 16 лет ( её звали Александрой), а папе исполнилось 26 лет( его звали Матвеем), он пришёл к её родителям и просил у них разрешения жениться на Шурочке. Получив добро, родители в течение трёх лет оставались бездетными. Врачи и бабки - знахари помочь ничем не могли. Тогда Шурочка пригласила свою молодую подругу, такую же бездетную, отправиться из Курска эа 550 километров пешком по шпалам в Киевско –Печерскую лавру, чтобы просить Боженьку помочь им стать матерями. На следующий год у Шурочки родился
сын – первенец Иван, который в 1941г. в возрасте 32лет работал на Горьковском автозаводе водителем - испытателем, добровольно пошёл на фронт, прошёл с боями от Воронежа до Будапешта, освобождая Украину, в том числе Киевско – Печерскую лавру. Возвращаясь победителем домой, он погиб в автокатастрофе 23 июля 1945 года в Болгарии и похоронен в городе Стара Загора.
Дома неожиданного гостя приняли в объятия. Мне, конечно, не без хвастовства приятно было рассказывать родным все подробности своей учёбы и её итоги. Вечерами я ходил к пединституту встречал свою девушку – студентку и мы с ней весело проводили время. Однажды, я как – то обратился к ней словами «любимая моя», она возразила: « Какая я твоя?» Больше такими словами я к ней не обращался. Она, видимо, хотела, чтобы я сделал ей предложение… О каком предложении могла идти речь, если впереди меня ждали три года срочной службы…
Мой отпуск закончился в день моего рождения 29 декабря, а тридцатого по
предписанию я должен был прибыть к новому месту службы в город Житомир. Друзья просили остаться и отметить это событие, но мне, начинающему серьёзную боевую службу, не хотелось в первый день своего прибытия, объяснять причину опоздания.
В части меня приняли добродушно, зачислили в первую эскадрилью первого боевого полка и, чтоб я был при деле, пригласили меня наряжать новогоднюю ёлку.
А на другой день в казарме у ёлки состоялся незабываемый вечер – концерт, посвящённый Новому 1952 Году. Организатор этого вечера был штурман старший лейтенант Гольдберг. Он так умело проводил соревнования на приз по исполнению песен, пляски, стихотворений лучших поэтов, прозы. Смех и веселье продолжалось до часу ночи. Утром от соседей по койке мне стало известно, что вчера ребята
сообразили налить в питьевой бачок разведённого спирта и это значительно прибавило весёлого настроения коллективу.
После праздника начались обычные будни боевой подготовки личного состава. На тренажёрах отрабатывали слаженность и согласованность действий на каждом рабочем месте, повторяли работу и взаимодействие частей оружия, изучали тактико – технические данные самолётов вероятного противника.
Для нового молодого пополнения лётного состава была проведена медкомиссия. Состояние моего здоровья по всем показателям соответствовало требованиям Минздрава. И опять у меня возникли сомнения в правильности определения диагноза: гипертония, которым забраковали меня при поступлении в Чугуевское военное авиационное училище лётчиков истребителей.
Первые полёты на бомбометание в новом году по плану были намечены в ночь с 30 на 31 января. В соответствии с планом полк был построен на плацу и начальник штаба доложил командиру полка о полной готовности экипажей к выполнению задания. Командир напомнил об умелом действии экипажей при выполнении бомбометания и соблюдении всех мер безопасности в полёте. На построении также выступили: полковой врач, прослушали информацию по метеосводке, начальник штаба зачитал номер каждого самолёта и пофамильно членов экипажей на нём.
Меня зачитали в составе экипажа самолёта № 18 и этот самолёт должен взлететь первым в 21 час на разведку погоды в районе полигона. Личный состав развели по эскадрильям и сказали находиться в режиме ожидания команды. Самолёт - разведчик стоял рядом. Его работающие двигатели заглушали какую – либо речь. Экипаж его был готов в любую минуту выполнить команду: «По самолётам».
Погода была близко к нулевой, чувствовалось изобилие влажности в воздухе и дул пронзительный северный ветер. Несмотря на нашу тёплую меховую одежду, ветер продувал насквозь. Чтобы не окоченеть, экипажи разогревались, играя в чехарду, в слона…
Я стоял какое – то время, ожидая команды. Вдруг со спины кто – то ударил меня в бок. Я оглянулся, чтобы ответить, но мой обидчик, а это был Сашка Медведев, побежал за рядом стоящий технический домик. Мне ничего не стоило догнать его и мы начали боксировать. Согрелись,затем стали вспоминать интересные моменты жизни на гражданке… Мы отвлеклись, может
быть, минут на десять. Когда вышли из – за домика, самолёта № 18, уже не было на стоянке. Личный состав продолжал играть, греться. Около двадцати трёх часов поступила информация от самолёта – разведчика о том, что в районе полигона началась снежная буря и, что он возвращается на аэродром.
Нам поступила команда двигаться на ужин в столовую. Мы шли по снежному аэродрому гуськом. Нас обогнал старшина Стахурский, ответственный за подготовку молодых стрелков, и на ходу серьёзно спросил: - Ты где был? Мы тебя так искали… У тебя же мало ночных полётов… А я подумал, о чём он говорит, я же вообще ещё ночью не летал. Потом мы слышали шум двигателей возвращающегося самолёта. Он сделал заход на посадку , но ему не разрешили и отправили на второй круг. Когда мы уже выходили с аэродрома, то был слышен хлопок со стороны склада ГСМ. Кто – то сказал: - Опять на складе бочка взорвалась.
Мы спокойно поужинали, пришли в казарму, некоторые уже успели лечь в постель. В это время в казарму вошёл офицер и объявил, что самолёт № 18 разбился… Спать уже никто не мог.Заправленные постели погибших стрелков: старших сержантов Дулова, Нилова, Шилова, Яксузяна, командира огневых установок старшины Мухина, длительное время напоминали всем о случившейся трагедии. Этой ночью тела погибших были собраны и отправлены к местам их опознания.
Московская комиссия изучила причину ЧП. Пришли к выводу, что это был человеческий фактор. Командир корабля капитан Черновецкий при заходе на посадку, на четвёртом развороте не дал добавочного газу, в результате самолёт свалился на крыло и разбился. Все члены экипажа, тринадцать человек, погибли.
На следующий день меня назначили в состав караула по охране обломков самолёта, который разлетелся по пахотному полю на расстояние более километра. Я нашел остатки от кормовой установки. Они были так спрессованы, что тело моё, увидев это, содрогнулось. Здесь планировалась моя смерть, но мой Ангел – хранитель спас меня и разрешил продолжить движение.
Свидетельство о публикации №121020708067