А где ум там и толк...

     До появления комбайнов обмолот осуществлялся вручную с помощью цепов. В 80-х годах я ещё был свидетелем такого способа молотьбы на Брянщине. Молотьба - одна из основных сельскохозяйственных операций, при которой происходит отделение зёрен от колосьев и плевел... Способ молотьбы с помощью цепов может выступать как символ битвы, драки, войны, что находит отражение в языке (измолотить 'избить'), в фольклорном мотиве «мУки хлеба» и пр. В «Слове о полку» - на току головы летят под цепами харалужными (Автор повести о событиях на Немиге). У восточных и южных славян известен обычай жертвы петуха или курицы в начале или в конце молотьбы, чтобы обеспечить удачу в работе или отметить успешное её окончание (у русских, болгар, македонцев, сербов, украинцев). Чтобы на будущий год был хороший урожай, снопы на току расстилала многодетная или кормящая мать, беременная женщина. В северо-западной Болгарии молотьба должна была быть закончена к празднику св. Богородицы. У русских и белорусов день начала молотьбы назывался замолотки: в этот день в Гомельской губернии хозяин угощал молотильщиков крутой кашей из разных круп ради хорошего урожая будущего года; в Орловской губернии резали кур «под овином»; в Витебской губернии считалось, что, если при первой молотьбе цепы свищут в воздухе, то предстоящее лето будет «пустое на хлеб», то есть неурожайное... Не свисти - денег не будет! Кто сеет мир, пожинает счастье. Первый сноп — Богу, первый ток — полю.

     Подборка русских народных пословиц поможет ученикам и родителям в выполнении домашних заданий, связанных с поиском пословиц на тему «Школа, учеба, знания, учитель, учение». Главным источником информации для написания стали сборники пословиц «Энциклопедия народной мудрости».
      
     Учиться одно, научиться другое.
     Не выучит школа, а выучит нужда.
     Учитель в школе, что посев в поле.
     А где ум там и толк.
     Нет ума и толку нету (моё)
     ***

Передумал я нимало.
На току по телу ток.
Голова - всему начало!
В чём их ум, вот там и толк?

Нет ума и нету толку,
зёрнам по ветру лететь.
Отыскать в стогу иголку,
её тут же просвистеть...

Машут девушки цепами.
Ну, а чем же им махать?
И стоят, как на татами,
меж хлебами не унять.
С колосками и снопами,
в поле битва, молотьба.
Катит по полю цунами,
так свела меня с ума.

За понюх, не за копейку
так и рыщет уцепить,
и судьбу мою злодейку,
чашу змием окропить.
Скирдовать привычно телу,
стоговать и молотить.
И кому какое дело,
что цепами колотить…

Не возьму я в толк, ребята:
А где ум у них и толк?
Бестолково, за себя-то…
В голове как будто щёлк.
Просветление как будто,
думу думая, умолк.
Мысли плавно и прилюдно
потекли себе как шёлк.

Там, где ум? Фигура речи,
и мычание коров…
Загорелые их плечи…
Оттрубил и будь здоров!
Всё смешалось, ум и вера,
запах - сену, пыль - цветам…
В мире хаос и химера.
Ну и дура! Если там.

Если там, уже не мало,
дрожь по телу на току:
Голова - всему начало!
Растолкуйте, где же ум?

Цепы свищут за горою.
Зёрна чище - сто причин
«Муки хлеба» - символ боя,
резать куру «под овин»...

Фото: Б. Кустодиев, «Молотьба» 1908.

07.02.2021, СПб


Рецензии