Есенин и Шукшин сравнительные жизнеописания
Очень интересно для меня сравнить их обоих. Есть поговорка - гляди в оба. Поэт - писатель, есть глаз страны, нации. Если кто нибудь усовершенствует эту тему и защитит докторскую, не жалко, дарю свою идею , пользуйтесь. Мне важно, чтобы в России двигалась литература и история, двигались гуманитарные науки, слишком уж страна гопстопная, надо образовываться, развиваться. В этом смысле наше будущее - наша молодежь, что она выберет.
Итак Сергей Александрович Есенин - он вышел родом из народа, как говорится парень свой.
Вот именно вышел из народа, это и поныне так из Рязани на Казанский вокзал в Москву, аж в 16 лет. И именно покорять Москву. Уловил, что Питер литературнее там нерв, едет туда. Потом вернется в Москву, ибо Москва станет определяющей для страны, умрет в Питере. То есть эти два города в его литературном становлении одинаковы важны.
У Есенина ранняя слава. Трудился на полевых работах, но только в детстве, то есть эпизодически, но не в тяжелом , постоянном физическом, крестьянском количестве. В таком количестве, что уже не развивает ум, а отупляет его, делая из человека что то общее с рабочей лошадью. Родители мечтали, что он будет сельским учителем, вполне себе теплое место и уважение среди людей. Так сказать средний класс в своем роде.
Итак у Есенина ранняя слава, какая то избалованность. Может это причина, что он станет обитателем кабака. Его не сформировал труд. Он не крестьянин. Он пыжится, что он крестьянский сын, но он не в трезвом крестьянском труде, где не до водки, а до квасу, горло промочить в жаркую страду.
И стержень трезвого трудового человека не сформировался. Нагляделся поэтической богемы , так называемого серебренного века, а там жизнь развращенная- педерастия, лейсбиянство, прелюбодейство, кокоин.
Что то трезвое деревенское осталось- не стал наркоманом.
Но деревня на праздники пила тоже самогон.
И Сережа тоже будет в поэтическом кафе в Москве, то ли какая то лошадь, то ли какая то собака, будет там часто обитать. Будет там обитать еще и потому, что жилья своего нет, угла своего нет, кабинета своего нет с рабочим столом и пишущей машинкой.
И по сути с Есениным рядом нет трезвых правильных устремленных людей. Наверное такие были и что то вливали в Есенина, но липнет всякая грязь, полу проходимцы, потом один из них Мариенгоф напишет о нем книгу , вернее об их общей без квартирной жизни и большую часть есенинских денег присвоит и откроет свой ресторан уже в эпоху НЭПа. Мариенгоф сделается лавочником, устроит свою жизнь материально.
Да ведь и Есенин прав, он сам написал какое то четверостишие, что Россия корабль, что революция - качка и шторм и что его мутило и блевало и он спустился в трюм , чтобы выпить. Так сказать - кого же не качало - такие времена, а он эти времена, подхватил очень молодым, чуть ли не двадцатилетним.
Вот к примеру кто то молодым подхватил девяностые двадцатого века в стлице Москве или в Питере- что там было? Сами помните. Вот, что то такое подхватил и Есенин. Он сын своей эпохи, революционные перемены.
Если резюмировать Сергей Есенин горел ярко , как свеча, весь выплеснулся, успел выплеснутся даже в короткие тридцать лет. Своего дома , своего кабинета у Есенина не было. А у Александра Сергеевича Пушкина всё это было. Пушкин имел шикарную квартиру на Мойке в Питере и усадьбу в Михайловском. У Пушкина жильё с кабинетом рабочим было, а у Есенина не было.
Есенину приходилось на коленке своей писать. Вот почему он уличный, он кабацкий. У него , как у мужчины своего кабинета не было, чтобы в Шекспира развиваться, чтобы последовательно работать и развиваться, чтобы дальше жить. Вот в итоге и короткая жизнь. Имея кабинет, Есенин мог бы и дальше развиваться на литературном поприще
а не писать стихи типа
У тебя глаза синие брызги
тебя всю измызгали
что ты на меня сука крашенная смотришь
может в морду хошь?
которые безусловно написаны в кабаке и в пьяном виде.
И все таки Есенин создал свои поэмы и создал цикл стихов о России и народ его принял , как своего поэта и в нем в его стихах находит свое поэтическое удовлетворение. Короткая, в чем то трагическая жизнь - только тридцать лет.
Поэма Пугачев. совершенно меняет представление о Есенине как о кабацком. как о достаточно так сказать простецком поэте. Это настолько мощное произведение в литературном плане и смысле, что с этой поэмой Сергнй Александрович Есенин сразу и безоговорочно даже перепрыгивает и Фета и Тютчева и становится совершенно оправданно русским классиком во первых по языку русскому, по богатству текста.
Работать Есенин в целом научился. Его труд - это литературный труд. Без этого труда и Есенина поэта бы не было, он ведь выбился в русскую литературу. Он вышел родом из народа, как говорится парень свой.
Шукшин, тоже как Есенин прибывает в Москву на Казанский вокзал из Алтайского края. Как и Есенин, Шукшин прибывает в столицу из восточной стоны. Страна огромная. Алтайский край за Уралом. Село Константиново , Рязанской области, есененские родные места, ближе к Москве и тоже восточнее ее, вот почему прибывают с Востока на Казанский вокзал, - эта рязанская земля когда то принимала нашествие Восточной Орды.
Итак о Шукшине. Шукшин тоже вышел родом из народа, как говорится парень свой.
Шукшин- человек своей эпохи и он усвоил некоторые уроки своей эпохи -это дисциплина и упорный труд. Шукшин, когда уже женится и будет жить в Москве, тоже будет ходить в соседнюю многолюдную московскую пивнушку- поговорить с народом, набратся тем, даже оставит без присмотра коляску, с малолетними дочками, на улице. По этому поводу потом в виде исправления себя- бросит пить. Шукшин , по сравнению с Есениным, безусловно более ответственный отец, более отец семейства, ибо и угол свой имел, где голову подклонить.
Вот это его отличительная черта- ответственность.
Шукшин более грамотный, более идеологически подкованный человек. Видно на примере Шукшина, страна в целом сделала подъем в своем развитии, обустроилась, выстроила себе угол, себе кабинет. Василий Макарович Шукшин едет в Москву поступать на режиссерский Вуз. Все очень по крупному, он в статусе директора сельской школы едет в Москву на режиссерский курс. Поступает не ординарно, объясняет приемной комиссии, что ему не до книжек Льва Николаевича Толстого было , ему дрова для школы готовить было надо и он с этим справлялся.
Его приняли. Страна изменилась. Не зря страна развивалась с 1917-го по эти пятидесятые, шестидесятые, семидесятые прошлого века.
Страна имела сотни вузов, в которые приходили люди из народа и выходили образованными людьми инженерами различных профилей человеческой деятельности.
Шукшин Василий Макарович показательный пример. На его примере можно понять, что такое было СССР.
Шукшин попал к выдающемуся мастеру, к интеллигенту высочайшей пробы, к советскому еврею к Михаилу Рому.
Ромм выковал его, научил думать, ставить сценки, ставить фильмы. Шукшин одаренный человек, получил вполне наглядное понятийное понятие, как писать сценарий, как ставить фабулу- тему, как сделать, чтобы живо, чтобы пахло правдой, чтобы это было куском жизни, переложенным на язык искусств. И Шукшин на этом режиссерском вузе по сути закончил свой литературный институт и стал грамотным человеком в литературе.
По сути это одна лужа или сказать высоким слогом одно море и литература и кино и театр, там трутся одни общие, развитые в этой теме люди.
Вот почему явление Шукшина, как мастера короткого рассказа, совсем не случайное. Шукшина научили писать рассказ, а страна была на столько большая , живая, огромная, воистину кипучая- могучая, это времена преодоления . Пришла Победа и долгожданный мир и все отстроили заново и все довоенные мощности вернули и превзошли. Так что темы для рассказов у Шукшина были.
Шукшин в Москве тоже пережил босяцкий период, не было своего угла, где голову приткнуть, ночевал на вокзалах. Но днем шел в просторный шикарный московский ВУЗ, который он в итоге закончит, тоже отличительная черта Шукшина - закончить дело, сделать дело, его трудовая черта, ведь он вышел из трудового народа. Народа победителя, привыкшего преодолевать трудности, а не ныть и жаловаться на свою судьбу. Не жаловаться надо, а сделать эту судьбу.
И вот в итоге он все таки получил свою квартиру, свой рабочий кабинет. И что мы в итоге видим - стол, рабочая лампа, пишущая машинка, много кофе, а за окном кипучая Москва, писатель состоялся.
Шукшин берет магнитофон и едет в древни. Магнитофон может быть подспорьем. Разговаривает с людьми, записывает живую людскую разговорную речь. Он хочет понять этот народ, его мысли, его чаяния.
Эти живые записи можно вставлять в рассказы, можно оттачивать прямую речь.
Работа умственная, работа человека-ученого , выражаясь фигурально по советски работа писателя - инженера человеческих душ, работа над словом, всё это в купе безусловно даст результат. Шукшин состоялся, как писатель, как отражатель той действительности, которую он видел и понимал, как отражатель живых людей, окружавших его. А задачи себе Шукшин ставил вполне на уровне Льва Толстого. Его рассказы это вкупе та же общая картина, что и роман Толстого Война и Мир , но в другую эпоху страны.
Страна СССР умела готовить инженеров и изготовляла их в огромном количестве и я думаю у России еще есть большое будущее, именно в этом скрытом потенциале, он скрыт среди людей. Кадры решают всё. Шукшин- обоснование и оправдание России, её 20-го века, ее советского периода. Люди остаются людьми и находятся в духовном поиске.
Шукшин что то сделал над собой, чтобы подняться, чтобы состоятся и писателем в том числе. Каждому человеку надо состоятся. Надо приподнять себя, приложить труд и способности на своё развитие.
Свидетельство о публикации №121020704315