Памяти поэта-ленинградца Роальда Мандельштама
Писал стихи, -
Родившийся
В 1933-ом году
И умерший
В 1961-ом, -
Однофамилец
Неосторожного
Опального поэта,
Убитого Гулагом
Осипа Мандельштама, -
Роальд Манднльштам.
Он не успел пожить,
Но пережить
Успел блокаду
И, - слабый телом
И хронически больной.
Как замыкающий
В когорте малой
Поэтов
Аръегарда
Серебрянного века
Поэзии российской, -
Покуда жив был, -
Высоко держал
В своих стихах
Традиции её.
В его стихах
Дыхание её.
Он был,
Жил, донимаемый
Недугами
В глубокой нищете,
Но он успел
Наперекор всему
Создать
Прекрасные стихи...
* -См. нижеприведенное Приложение.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
ПЕЧАЛЬНАЯ СУДЬБА ПОСЛЕДНЕГО
РОССИЙСКОГО ПОЭТА
СЕРЕБРЯННОГО ВЕКА.
Красные листья
Перед рассветом
Дворники смыли со стен.
Спите спокойно – в смерти поэта
Нет никаких перемен.
В 50-ые годы по петербургскому андеграунду ходила легенда о одиноком
поэте - обитателе ночного города, читавшем фантастически красивые
стихи нескольким друзьям-художникам, таким же отверженным, как он сам.
По странной иронии судьбы он был однофамильцем одного из крупнейших
русских поэтов ХХ века.
Мало кто знает, что кроме гениального Осипа Мандельштама был в Россие еще один поэт с такой же фамилией,-- Роальд Мандельштам.
Судьба его печальна — тяжелейшие болезни, арест отца, война, блокада,
эвакуация, удушающая атмосфера сталинизма. Морфий — чтобы снять
мучительные боли. Нищета, изоляция, обреченность и в то же время —
немыслимая для тех лет творческая свобода.
Запах камней и металла,
Острый, как волчьи клыки,
Помнишь -в изгибе канала
Призрак забытой руки?
Видишь - Деревья на крыши
Позднее золото льют.
В Новой Голландии, слышишь,
Карлики листья куют ?
И, листопад принимая
В чаши своих площадей,
Город лежит, как Даная,
В золотоносном дожде.
Роальд жил очень бедно и время ему досталось тяжелое, но его душевный
мир был замечательно богат и в нем не было места для убогой
действительности.
Просто он существовал в другом измерении.
Егопоэзия была устремлена в Серебряный век.
Роальд любил Блока, боготворил Николая Гумилева и
нашел понимание среди таких же чуждых тогдашнему Реалу, как и он.
Розами громадными увяло
Неба неостывшее литьё:
Вечер,
Догорая у канала,
Медленно впадает в забытьё.
Ни звезды,
Ни облака,
Ни звука —
В бледном, как страдание, окне.
Вытянув тоскующие руки,
Колокольни бредят о луне.
Бронхиальная астма у мальчика проявилась впервые в 1936 году - и уже
не отступала до конца жизни.
А в 1948 году, вскоре после окончания
школы, Роальду поставили более страшный диагноз – костный и лёгочный
туберкулёз.
Он пытался что-то делать. Сначала Роальд поступил на востоковедческий факультет Ленинградского университета (учил китайский язык) – но бросил через год, поскольку болезнь не позволяла много двигаться.
Потом он учился в политехническом институте, но тоже бросил.
Он почти не выходил из дома, лежал на кровати – и писал. -
Наброски, варианты, попытки создать крупные произведения. 400 стихотворений, по большей части коротких – вот и всё, что он оставил после себя.
...Роальд жил в узкой и длинной комнате на Канонерке, недалеко от
Калинкина моста, в квартире под самой крышей.
Но Ленинград – это не теплый Париж, и с туберкулезом и астмой так жить было совсем не весело...
Мебели у него почти не было, зато были книги.
Читая стихи своим друзьям Роальд с трудом вставал, но он не любил и не хотел читать стихи лёжа.
Я не знал, отчего проснулся;
Но печаль о тебе легка,
Как над миром стеклянных улиц
Розоватые облака.
Мысли кружатся, тают, тонут,
Так прозрачны и так умны,
Как узорная тень балкона
От, летящей в окне, луны.
И не надо мне лучшей жизни,
Лучшейсказки не надо мне:
В переулке моем - булыжник, -
Будто маки в полях Монэ!
Он не умел тратить деньги, вспоминал Александр Арефьев.
Роальд мог пойти и потратить последние гроши на шляпу или на пирожные – когда ему было нечем даже платить за комнату.
Его друзьями были члены нонконформистской художественной организации
«Арефьевский круг».
Судьбы всех участников этой группы непросты, трагичны.
Александр Арефьев, русский художник, был исключён в 1949 году из
художественной школы, отчислен в 1953 году из медицинского
тнститута, провёл три года в лагерях, умер в 47 лет в эмиграции, во
Франции, в 1978 году.
Вадим Преловский повесился в 1954 году.
Владимир Шагин, чьи работы сейчас в Третьяковке, на протяжении 7 лет, - (1961-19668) , - находился на принудительном лечении в психбольнице.
Рихард Васми был отчислен из архитектурного техникума, работал колористом на картонажной фабрике, разрисовщиком косынок, клееваром, лаборантом в Ботаническом институте, кочегаром, маляром.
Шолом Шварц более или менее работал и зарабатывал (маляром, реставратором), позже его картины выставлялись на выставках в Париже, Берлине.
Родион Гудзенко отсидел 10 лет в лагере за то, что пытался бежать во Францию в 50-х.
Собственно, они познакомились на квартире у Рихарда Васми, точнее, в
его единственной комнате, в 1948 году.
Шестнадцатилетний Роальд читал свои стихи таким же юным художникам.
Эти люди и сохранили для нас его поэзию.
Вечерний воздух чист и гулок,
Весь город — камень и стекло:
Сквозь синий-синий переулок
На площадь небо утекло.
Бездомный кот, сухой и быстрый,
Как самый поздний звездопад,
Свернув с панели каменистой,
На мой “кис-кис” влетает в сад.
Старинным золотом сверкая,
Здесь каждый лист — луны кусок:
Трубит октябрь, не умолкая,
В свой лунный рог…
<1954—1955>
Гораздо позже, в 1958 году, он познакомился со скульптором Михаилом
Шемякиным.
Впоследствии, - уже после смерти Роальда, - Шемякин был одним
из инициаторов издания его стихов: именно в его руках оказалась
большая часть сохранившихся рукописей.
Вспоминает композитор Исаак Шварц:
"Отличительная черта его жизни – внутреннее колоссальное богатство и
жуткий контраст с внешней оболочкой его жизни.
Я не видел такой убогости внешней оболочки и такого богатейшего внутреннего мира, вот такого контраста я, действительно, не встречал в жизни.
Этим для меня Роальд Мандельштам и очень дорог.
В этом тщедушном человеке было столько внутренней силы духа.
Очень сильный был характер, несмотря на такую кажущуюся внешнюю слабость мышечную, сила духа была мощная...
(из беседы на Радио Свобода).
В противоречии тусклой реальности и ярчайшей духовной жизни – он
напоминал другого страдальца, подарившего читателям свой прекрасный мир – Александра Грина.
Только Зурбаганом и Лиссом Роальда Мандельштама был Серебряный век русской поэзии, а его волшебный город-сказка был очень похож на его родной
Ленинград.
Вечерами в застывших улицах
От наскучивших мыслей вдали,
Я люблю, как навстречу щурятся
Близорукие фонари.
По деревьям садов заснеженных,
По сугробам сырых дворов
Бродят тени, такие нежные,
Так похожие на воров.
Я уйду в переулки синие,
Чтобы ветер приник к виску,
В синий вечер, на крыши синие,
Я заброшу свою тоску.
Если умерло умерло все бескрайнее
На обломках забытых слов,
Право, лучше звонки трамвайные
Измельчавших колоколов.
Февраль 1954-го.
В 1956 году Роальд попал в больницу в таком тяжёлом состоянии, что врачи заранее подготовили и оформили свидетельство о смерти.
Но он выжил тогда.Е- его вытянули друзья и стихи.
Он часто откровенно и вслух высказывал своё нелицеприятное мнение о советской власти, но в то время как его друзья-художники регулярно вызывались на допросы, Роальда никто не трогал.
Формулировка, которую услышал как-то Гудзенко: «Мы даже его не вызываем, он сдохнет, это дерьмо! Мы даже его не вызываем по вашему делу, Родион Степанович, он и так сдохнет, = его вызывать нечего! Он труп!» .
Это говорил майор КГБ.
«Он нигде в жизни не комплексовал о своем маленьком росте, настолько
он был великий человек. И так возвышался над всеми своим остроумием и
своими репликами и никогда и нигде не уронил своего поэтического
достоинства», - писал о Мандельштаме Арефьев.
Весь квартал проветрен и простужен,
Мокрый город бредит о заре,
Уронив в лазоревые лужи
Золотые цепи фонарей.
Ни звезды, ни облака, ни звука,
Из-за крыш, похожих на стога,
Вознеслись тоскующие руки. -
Колокольни молят о богах.
Я встречаю древними стихами
Солнца ослепительный восход -
Утро с боевыми петухами
Медленно проходит у ворот.
Роальд Мандельштам умер в 1961 году в возрасте 28 лет, так и не увидев
опубликованной не единой своей строчки.
«Высох совершенно, два огромных глаза, тонкие руки с большими
ладонями, от холода укрыт черным пальто, а вокруг пара книг и много
листочков с зачеркнутыми стихами, потом опять переписанными» - так
писал Анри Волохонский (автор небезызвестного стихотворения «Под небом
голубым») о последних месяцах Роальда, свидетелем которых был.
За гробом Ровльда Мандельштами шли всего два человека. -
с санями и две фигуры в валенках.
Да, был ещё Арефьев. Кто-то из родни, кому достались бумаги
Роальда, на всякий случай сжёг немалую часть. Но стихи – сохранились.
Вместе с Роальдом Мандельштамом покоятся его друзья, художники
питерского андеграунда - Александр Арефьев и Рихард Васми.
Могила троих из 2Ордена Нищенствующих Живописцев" не забыта.
Сюда приходят люди чтобы отдохнуть от суеты и помянуть трёх друзей - двух художников и одного поэта.
Не может быть,
Чтоб ничего не значив,
В земле цветы
Рождались и цвели:
«Я здесь стою.
Я не могу иначе», —
Я — колокольчик
Ветреной земли.
Я был цветком
у гроба Галилея
И в жутком одиночестве царя.
Я помню всё.
знаю всё.
Я всё умею,
Чтоб гнуть своё,
Смертельный страх боря.
Мой слабый звон
приветствует и плачет.
Меня хранят степные ковыли.
— Я здесь стою!
Я не могу иначе.
Я — колокольчик
ветреной земли.
Первая книга Роальда Мандельштама – «Избранное» – вышла в Иерусалиме в
1982 году, спустя 30 лет после смерти поэта.
Но все-таки он был, и успел написать стихи...
7 февраля 2021-го года.
Свидетельство о публикации №121020710447