Крест

Всевышний
На небо с землёю
В творенье Себя разделивший
Христа воплощеньем связал нас с Собою

Женщина
Ночь полнолунная
Деторожденьем отмечена
Воинов павших могильщица юная

Тут пламя сжигает во тьме и не светит
К распаду ведёт перемена
И грешник ответит
Геенна

Здесь сияние солнца над полюсом льда
Отражение скрытых причин
Очевидно всегда
Для мужчин

Всевышний
На небо с землёю
В творенье Себя разделивший
Христа воплощеньем связал нас с Собою



Профессор филологии Екатерина Андреевна Филиппова была моим учителем русского языка, когда мы вместе работали на телевидении. По поводу и без него я дарил ей свои стихи, а она говорила, что они ее усыпляют неизменным стихотворным размером. Екатерина Андреевна — Царствие ей Небесное! — советовала мне писать смесью размеров и стихов с прозой, и на днях я вспомнил этот совет.
Прозаические фрагменты я сразу исключил, потому что поэзия рассчитана на заучивание наизусть, как бы мало людей ни тратили на это время и силы, а прозу заучивают только актеры. Кстати, мужем Екатерины Андреевны был выдающийся советский актер Роман Филиппов. Я остановился на сменном размере и стал думать, как связать этот элемент формы с содержанием.
Мои мысли сосредоточились на трехсложных размерах, которых в русском языке целых три. Троичность намекает на Пресвятую Троицу, поэтому я решил написать нечто о сотворении мира. Тут я вспомнил крест трех измерений, шесть полуосей которого соответствуют в метафизике шести библейским дням творения (только богословы с их упрощенческим подходом могут сказать, что это шесть отрезков времени неизвестной нам длины, хотя время тварно и начинается только после мгновенного акта творения (манифестации)). Крест трех измерений — символ универсального проявления по аналогии с пространством.
В итоге я отказался от идеи, поняв, что «ближе — дальше» по сагиттальной оси несопоставимо с «право — лево», хотя они лежат в одной плоскости и должны быть близкими друг к другу. «Выше — ниже» явно указывает на Небеса и ад, хотя в центре креста трех измерений все же должен быть Творец, а не проявленная земля. К тому же, я до сих пор располагаю метафизическим комментарием только к первому «дню» творения.
Тогда я решил упросить задачу и написать плоский крест. В этом случае отождествить низ с адом мне позволяли кости Адама, часто изображаемые под распятием. В центре я поместил землю, на которой стал человеком Христос, как бы ее центральное положение ни совпадало с даосской символикой. Числовой символ земли — число 4, соответствует четырем сторонам света в реальности и четырем стопам «центральных» строк в четырех четверостишиях. В каждом из четверостиший — 10 стоп по числу пальцев на руках, легшему в основу метрической системы.
Стороны креста вращаются вокруг против часовой стрелки, повторяя годовое вращение солнца с точки зрения наблюдателя, находящегося вблизи Северного полюса, где появились первые люди.

Построчные примечания

1 — Слово «Всевышний» соответствует наивысшему положение в пространственной структуре стихотворения. Трехсложный амфибрахий, размер со вторым ударным слогом, напоминает о триединой сути Абсолюта.
2 — Разделение на небо и землю, т.е. эссенцию и субстанцию, выражено двумя стопами амфибрахия.
3 — Разделение в творении вовсе не означает разделения Творца в себе — Он остается неизменным всегда. Неисчерпаемость — главное свойство Абсолюта. Три стопы еще раз напоминают о триединстве.
4 — «Квадратная» земля из четырех стоп, на которую снизошел Христос.
5 — Четверостишие написано дактилем — размером с первым, т.е. левым ударным слогом. Женщина — антропоморфный символ левой стороны. Символизм основал на относительной слабости левой руки и годовом вращении солнца на полюсе справа налево.
6 — Ночь и луна — еще два «левых» символа — тьма и свечение отраженным солнечным светом.
7 — Упоминание деторождения в трехстопной строке возвращает к источнику жизни на Небесах.
8 — Мотив похорон напрямую связан с проявленной землей. На арктическом палеоконтиненте именно женщины хоронили тела умерших обоих полов. К тому же менструальный цикл не всегда заканчивается началом новой жизни.
9 — Снова четверостишие амфибрахием, напоминающее графической формой воронку, хотя и не девятикружную, как у Данте. В первой строке — библейская характеристика ада.
10 — Вечная смерть — бесконечный распад — ноль в пределе.
11 — Праведников в аду нет.
12 — По одной из версий, название свалки под Иерусалимом. Мусор имеет свойство тлеть без огня и, соответственно, без света.
13 — Четверостишие написано анапестом — размером с третьим, т.е. правым ударным слогом. Солнце и полюс — символы правой стороны. Лед (ice — англ.) смыслообразован от руны Ис, обозначающей летнее солнцестояние в зените, хотя в современном английском слове и нет гласной «и».
14 — Причины также тяготеют к правой стороне.
15 — Намек на умозрение, а не видение глазами.
16 — Мужчина — антропоморфный «правый» символ.
17–21 — Возвращение к Абсолюту по завершении цикла времени. Начало нового цикла. Русские слова «начало» и «конец» — производные от общего санскритского корня.

Инструкция к применению

Читать вслух, представляя вращение против часовой стрелки. Мои комментарии при этом будут сначала дополняться вашими собственными, а потом станут вместе стремиться к нулю.


Рецензии