Конкурс - Метаморфозы жанра. Февраль 2021

             Дорогие друзья!

  До начала года мы посвящали наши конкурсы в основном лирическим жанрам, а  с начала 2021 года перешли к эпосу. Напомним себе, что такое эпос:
    ЭПОС  (от греч. "повествование") - это обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события.

  К первому из эпическим жанров мы обратились к ПРИТЧЕ. Главная характерная особенность притчи – наличие назидания при отсутствии излишних подробностей в сюжете. И в этом жанре некоторым показалось трудно работать, не все справились и не все поняли.  Посмотрим, насколько легче будет справиться со знакомым с детства жанром, близком к притчи, но без нравоучения, правда, не исключающего намёк:

                СКАЗКА

– произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.

    Сказки бывают фольклорные и литературные. Давайте разберёмся в этом подробнее.

  СКАЗКА ФОЛЬКЛОРНАЯ - - эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов (ср. предание, легенда), где всегда изображается противостояние добра и зла, герои делятся на положительных (Иван-дурак, Золушка, Спящая Красавица и т. д.), которые в С. являются воплощением народных представлений о высокой морали, добре, справедливости, подлинной красоте, и отрицательных (Кащей Бессмертный, дракон, злая мачеха и т. д.), олицетворяющих темные силы, враждебные человеку.
   Существуют три основных вида народных сказок: волшебные (иногда их называют мифическими, фантастическими, чудесными), бытовые и о животных.

 1)ВОЛШЕБНАЯ сказка, как правило, использует устойчивый набор композиционных приемов и изобразительных средств: начинается произведение зачином ("В некотором царстве, в некотором государстве...", "Жили-были..." и др.), а завершается концовкой ("Стали они жить-поживать и добра наживать"); непреложными для волшебной С. являются закон троичности, троекратного повторения (герой проходит три испытания, три боя с врагом, три сына и т. д.) и набор поэтических формул - так называемых общих мест ("Ни в сказке сказать, ни пером описать", "Конь бежит - земля дрожит" и др.); постоянные эпитеты, присказки.

 2) Среди БЫТОВЫХ сказок, сюжеты которых разворачиваются не в вымышленном мире, а в некоей условной реальности, отражающей повседневный быт народа, различаются анекдотические и новеллистические.
  а) в АНЕКДОТИЧЕСКИХ сказках конфликт построен на одурачивании ловким и умным представителем народа - солдатом, работником, ловким вором и т. п. - глупого и жадного хозяина (попа, купца, судьи и т. п.).
   б) НОВЕЛЛИСТИЧЕСКАЯ сказка, носящая ярко выраженный социально-бытовой характер, изображает повседневную жизнь человека (сюжеты о женитьбе или замужестве, об испытании жены и т. д.), прославляет тружеников (мужика, работника и т. д.) и карает бездельников (царя, барина и т. п.), повествует о противостоянии богатых и бедных, сильных и слабых, жестоких и справедливых, причем первые всегда оказываются победителями, что отражает народные представления о правде и справедливости.

  В XIX веке возник новый жанр – СТИХОТВОРНАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ сказка, поэма-сказка.

  ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА - эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой (см. сказка фольклорная), но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
Следует заметить, что под литературной сказкой принято подразумевать произведения трех типов конструкций: прозаическая сказка, стихотворная сказка, драматическая сказка.

  Сказки в стихах излюбленные произведения в стихотворной форме, не только детей, но и взрослых. Вследствие гармоничности речи и ритмике стиля, увлекательным поворотом содержания и ярким героям, сказочные стихи на долгое время запоминаются.
Важнейшей характеристикой сказки является то, что в ней присутствует обязательная установка на вымысел, что определяет и поэтику сказки.
Литературная сказка как отдельное литературное явление «давно стала полноправным литературным жанром». Она находится на стадии активного развития, однако до сих пор не существует четкого понимания ее жанрового своеобразия.
  Давно известно, что литературная сказка - жанр синтетический, впитавший в себя как черты народного фольклора, так и элементы литературных жанров.
По степени "удаленности" от образца устной словесности литературная сказка, по мнению Л.В. Овчинниковой, проходит следующие этапы:

• запись народных сказок;
• обработка фольклорных записей сказок;
• авторский пересказ;
• авторская сказка (в ней создана своя собственная внутренняя форма, фольклорное используется с иной, художественно-оригинальной семантикой);
• стилизация и пародия (это путь от литературной реальности навстречу фольклорному образцу с разной художественно-педагогической задачей);
• собственно литературная сказка, она не содержит даже намека на известные фольклорные сюжеты, на устойчивые образы, чужда ее интонационно-речевому строю

  АВТОРСКАЯ сказка. Ее не всегда отличают от сказки литературной (порой оба слова выступают в качестве синонимов), что неверно. Для авторской сказки характерна повышенная степень психологизма, превращение персонажей из «знаков» в полнокровные «образы», и зачастую подчеркнутая игра со сказочными клише (последнее особенно важно для литературы 20 в.).
Авторскую сказку отличает также «двойное бытование». За редким исключением (в тех случаях, когда сочинение предназначается исключительно детской аудитории), авторская сказка имеет несколько уровней прочтения, а потому может по-разному восприниматься взрослыми и детьми. Причем не важно, какому читателю сказка адресована, о чем свидетельствуют два равноценных процесса: превращение «взрослых» книг в «детские» (Ш. Перро, Р.Р. Толкиен) и обратное движение - от «детской» книги к «взрослой» (Л. Кэрролл).
   Надо отметить, что граница между сказкой ЛИТЕРАТУРНОЙ и сказкой АВТОРСКОЙ подвижна. Часто обработка народных сказок превращает их в полной мере в сказки авторские.
   Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) стал одним из родоначальников русской АВТОРСКОЙ сказки. Любопытно, что, сочиняя в 1831 сказки о Спящей царевне и Царе Берендее, он вступил в творческое соревнование с А.С. Пушкиным, разрабатывавшим сходные сюжеты.
В пушкинских сказках отразилось знакомство с разнообразными текстами, от народных сказок из собрания братьев Гримм до высокой литературы. Несомненное влияние на пушкинские сказки оказало и знакомство автора с русским фольклором - сюжет Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях (1833) пользовался популярностью в крестьянской среде, так же как тема Сказки о царе Салтане (1831), в последней заметно и влияние лубочной литературы.
Заметную роль в становлении русской литературной и авторской сказки сыграл и Петр Павлович Ершов (1815-1869), автор стихотворной сказки Конек-Горбунок (1834).
В том, что советская авторская сказка состоялась как жанр, огромная заслуга Корнея Ивановича Чуковского (настоящие имя и фамилия - Николай Васильевич Корнейчуков, 1882-1969). жанр авторской сказки может вместить любое структурное образование, от утопии до памфлета.
____________
Как видим, определение жанровой принадлежности сказки весьма запутано и иногда противоречиво, границы размыты, однако, нам, как поэтам, интереснее будет остановиться на следующей жанровой разновидности:

     СТИХОТВОРНАЯ СКАЗКА

 В стихотворной сказке наиболее отчетливо проявляются жанровые свойства литературной сказки в отличие от обработок фольклорного сказочного материала. Прозаическая форма литературной сказки, адекватная сказке фольклорной, допускает более или менее точную стилизацию, тогда как в стихотворной сказке уже сама форма становится проявлением активной творческой воли поэта, знаком установки на самостоятельное авторское произведение.
    В России жанр стихотворной сказки развился довольно поздно. Европейская сказка восходит к стихотворному фабльо, но несомненно, что некоторые ее элементы трансформировались из ПРИТЧИ (басни).
      Стихотворная сказка не имела строго оговоренной формы, или, по выражению В. Измайлова, «род сказок имел более хороших образцов, нежели определенных правил». И, тем не менее, эмпирически можно провести разграничение между басней и стихотворной сказкой, несмотря на совпадение тем, сюжетов и путаницу жанровых определений. Основная черта сказки - неясность моральной оценки. Автор сказки, как правило, избегает нравоучения. Даже если в основу ее положено историческое предание или песенный сюжет, сказка «рассказывается» как анекдот в новейшем смысле этого слова. Сказка может быть описательна, сатирична, но НЕ НАЗИДАТЕЛЬНА.

  СТИХОТВОРНАЯ СКАЗКА ДЕТЯМ

    Стихотворная сказка, адресованная маленьким читателям, опирается не только на традиции народной сказки, но и на малые фольклорные жанры (считалки, дразнилки), и на детское устное творчество («страшные истории», былички). В основе такой стихотворной сказки - ИГРОВОЕ начало, близкое маленькому читателю. Для сюжета такой сказки характерна БЫСТРАЯ СМЕНА СОБЫТИЙ, насыщенность действием. Кроме главных героев в сказке может быть множество второстепенных персонажей, их образы сменяют друг друга, и это также создаёт атмосферу ИГРЫ:

   На велосипеде.
    А за ними кот
     Задом наперёд.
       А за ним комарики
   На воздушном шарике.
    Ехали медведи...

Кроме того, в сюжете стихотворной сказки нередко переплетается смешное и страшное, усиливая динамическое напряжение: пугающая ситуация неожиданно разрешается комическим эпизодом, как в финале сказки К.И. Чуковского «Тараканище»:

Взял и клюнул таракана,
Вот и нету великана!
Поделом таракану досталось -
И усов от него не осталось!

Наряду с таким композиционным приёмом, как неожиданные повороты событий, может использоваться и характерная для фольклорных сказок ЦЕПНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, как в «Сказке о глупом мышонке» С.Я. Маршака: друг друга последовательно сменяют похожие эпизоды - разные животные пытаются уложить мышонка спать. Такое построение облегчает восприятие и запоминание сказки, не случайно даже маленькие дети цитируют её наизусть.

   В стихотворной сказке мы не найдём подробных описаний героев, главным средством их характеристики становятся поступки, отсюда преобладание ГЛАГОЛЬНЫХ форм. При этом возможно использование нескольких постоянных ЭПИТЕТОВ: «глупый маленький мышонок», «милая девочка Лялечка», «муха-цокотуха позолоченное брюхо» и т.д. Игровое начало проявляется даже на уровне имён персонажей: Мойдодыр, Айболит и другие. Зачастую героями стихотворных сказок становятся фантастические существа или животные, наделённые человеческими свойствами. В целом, стихотворная сказка в игровой форме знакомит своего читателя с окружающим миром и даёт ему первый опыт серьёзных переживаний.
______

 ИТАК, ПОДЫТОЖИМ, со временем разрушались каноны традиционной фольклорной сказки, трансформируясь в новые жанровые формы литературной сказки. Недаром сегодня бытуют уже разнообразные формы последней: сказки, предназначенные специально для детей, сказки, аккумулирующие информацию об обрядовых и фольклорных традициях прошлого, сказки универсальные для детей и взрослых и т.д.  Литературная сказка всегда сказка своего времени, и даже у одного и того же автора ее структура может значительно различаться. Для нее характерно, что относится и к ПОЭТИЧЕСКОЙ СКАЗКЕ:

• использование типичных для народной сказки образов, особенностей поэтики и языка;
• свободное сочетание элементов действительности и вымысла;
• наличие гротескного мира;
• наличие игрового начала в той или иной мере; динамика развития сюжета
• по-разному осуществляемое стремление к психологизации образов;
• явно выраженная позиция автора, рассказчика (иногда - в одном лице);
• сохранение - как и в народной сказке - социальной оценки изображаемого;   
понятия о добре и зле чётко разделены

==============================

   Предлагаем всем попробовать написать свою собственную СКАЗКУ ИЛИ ФРАГМЕНТ СКАЗКИ, но имеющие признаки жанра стихотворной литературной сказки. А также, возможно, кому-то придётся по душе вернуться к фольклорному жанру, к приближению полной стилизации под народный эпос. А кому-то возможно будет интересно попробовать порадовать детское воображение! Тогда глагольным рифмам - открытая дорога, так как динамика развития сюжета будет ярко доминировать. Дерзайте, поэты! Вам предоставляется полная свобода в плане развития этого богатейшего многогранного жанра!!! Удачи и вдохновения!
               
******************************************************

Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в ФЕВРАЛЕ 2021-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к РАЗДЕЛАМ СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, БАСНИ, ПОЭМЫ  и другие по вашему разумению, но СТИХИ, которые можно будет отнести к эпическому жанру - СКАЗКА, при всей свободе по отношению к форме и тематической направленности.
Другие стихи приниматься не будут. Объём произведения - без ограничений!

 Наш конкурс, по определению, лучшего стихотворения эпического жанра - СКАЗКА в текущем месяце, а не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях. СКАЗКА в прозе не принимается!

Автор может предложить только ОДНО своё лучшее произведение в этом жанре, опубликованное в ФЕВРАЛЕ 2021 года. Будем внимательны!

Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.

Принимаются стихи, написанные только на РУССКОМ языке. Разрешаются переводы.

Ненормативная и бранная лексика запрещена. Чёрный юмор - не наш стиль. Стихи призывающие к разжиганию межнациональной и религиозной розни, а также откровенной критики политического содержания будут отклонены. Соблюдайте тактичность в рамках жанра!  Не забываем, что наш проект Метаморфозы жанра, поэтому возможны новые открытия и неожиданные ракурсы! Дерзайте, поэты! Время позволяет!

Порядок заявки:
      
Имя  автора - название стихотворения - ссылка.

Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.

Приём стихов будет осуществляться до конца месяца. Затем 1 МАРТА будет объявлено голосование. Авторы, которые уклонятся от  участия в голосовании,  к следующему конкурсу не будут допущены.

Премиальный фонд конкурса:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов...
(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников)

Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!

БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.

  **
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова


Рецензии
Всех с приходом весны! Любви и радости!

Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   01.03.2021 00:37     Заявить о нарушении
Голосование открыто http://stihi.ru/2021/03/01/423

Маллар Ме   01.03.2021 00:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.