Обременение временностью... Философические заметки
В "бегущем такелаже" преходящего
Есть, недвижИма, истина одна:
Натура, "здесь", любая - уходящая,
И лишь в урочный срок она годнА.
/АК/
________________________________
Нет ничего навек определенного и навсегда застывшего; предметности, что окончательно упакована и исчерпывающе неизменна. Это касается повседневной действительности и нашего рассудочного с ней взаимодействия, понимания, если угодно. Все, абсолютно все, интеллектуальные схемы и теоретические методологемы грешат некоторой (большей, меньшей) "неполноценностью", ссуженной исключительностью и методической "зашоренностью". Это касается любых концепций, теорий и гипотез, даже тех, что предлагают самую широкую палитру подоплекающих принципов и провидческих предвосхищений (Маркс; Тойнби; Шпенглер; Гумилев; Данилевский; и т.д.). Как правило, каждая из них ставит во главу угла какой нибудь моно фактор, кой и становится определяющим, как в характеристике насущного движения, так и в целеполагании существования описываемого предмета (Как правило, это вне волевые, не зависящие от человека и личности, внешние по отношению к нему атрибуты и свойства окружающей среды и их перипетии; Да и сама воля человека сведена к простой реагирующей, реакционной механике). Но таковая "ущербность" неизбежна и предрешена самой возможностью и эксклюзивностью познавать мир только в словах и понятиях. Определяю - значит исключаю (Спинозовский принцип).
Лейбниц как то заметил:"Всякое учение истинно в том, что оно утверждает, и ложно в том или тем, что оно исключает или отрицает".
Иными словами и в практическое развитие тезиса, - всякая интеллектуальная метода может быть лишь вспомогательной дисциплинарной поддержкой для ориентации человека в окружающем мире, не более. А их, часто, слепое (одержимое), в лучшем случае, "близорукое" приложение к политико-социальным и культурно-экономическим "территориям" общественных процессов чревато, а тому, история служит красноречивым доказательством, множественными катастрофами, катаклизмами, революциями, мятежами, междоусобными войнами и т.д и т.п.
Только живое, тонко чувствующее, любящее и разумеющее сердце в мире преходящей текучести, из раза в раз способно и, избирает меру, цену и ценность, нарекает это идеей, идеалом, а действием назначает "место службы" этому явлению, предмету, существу, мысли, значению. Каждое новое поколение имеет эту важнейшую задачу, коя довлеет над ним, всякий век по особенному и неожиданному, но неизбывно. Не иначе.
/АК/
Свидетельство о публикации №121020505226