Лем - Тарковский - 2
(продолжение)
Психологу Кельвину Тарковского самому, пожалуй, нужна помощь коллеги. Хотя нужна она и Снауту, и Сарториусу… Нужна и бесполезна. Земные врачевания не действуют на Солярисе. И всё же… когда обозреваешь разом весь фильм, то прежде всего всплывает в памяти развороченный, рефлексирующий, потрясённый Кельвин. Он как-то с трудом выпрямляется в зрительской моей памяти: или «валяется» на кровати, в шахте ракеты, или сидит безвольно, расслабленно, или ступает по станции нетвёрдо. Это общее. И в финале падает на колени перед… кем? чем! Отцом, фантомом? Кажется, труднее всего нам и двум ученым понять именно Криса с его внешним бездельем, «бредом, поэзией и мраком».
И всё же Крис Кельвин мне глубоко симпатичен. Он один тянет за собой всё земное, дорогое и близкое сердцу. Крепь человеческих отношений, любовь, прекрасную Землю, покинутую им (ими), отцовство и материнство, вспыхивающие картинки детства, мир природы, тихих и поэтичных ей уголков, огни больших городов, тоску и радость (мнится иногда – тщету!) искусства… Всё это – беспрестанно тянущийся за ним шлейф, заслоняющий Океан. Много ли вы помните зрением странного этого мыслящего гиганта, космического дитяти без опеки мамки и папки, самостийного играющего в «кораблики» буйной и престранной фантазии? Секунды, минуты он виден нам из иллюминатора станции. А даже иллюзорное возвращение власти Земли в финале тянется так, кажется, долго…
Почему-то для меня, мальчишки, главной «картинкой» «Соляриса» стали колышущиеся водоросли. Они – своеобразная окольцовка фильма. Теперь мне кажется, что они пробудили во мне, подростке тогда, поэтическое, что потом уже никогда не угасло. Унёс в те часы из поселкового клуба я и ошеломительную картину фантастического города, которая долго преследовала меня как воплотившаяся мечта о будущей красоте городов землян (это были съёмки в реальном Токио). Вынес благодаря режиссёру тайну и был навсегда поражён ей.
В колдовской притягательности земного мира и лежит глубочайшее отличие фильма от романа.
Лем же не обезволивает Криса Кельвина. Он оставляет его в нашей памяти ищущим разгадку формы новой жизни, встреченную человеком в необозримом космосе. До последнего слова в романе психолог Лема поражён вопросами, попыткой разгадки тайны. Мы прощаемся с Крисом не у колен отца, не очевидной нам библейской метафорой, а на коленях у Океана, протягивающим «руку дружбы» странному существу:
«Я медленно поднял руку. Волна, точнее ее узкий язык, потянулась за ней вверх, по-прежнему окружая мою ладонь светлым грязно-зеленым комком. Я встал, так как не мог поднять руку выше, перемычка студенистой субстанции напряглась, как натянутая струна, но не порвалась. Основание совершенно расплющенной волны, словно удивительное существо, терпеливо ожидающее окончания этих исследований, прильнуло к берегу вокруг моих ног, также не прикасаясь к ним». Казалось, что из океана вырос тягучий цветок, чашечка которого окружила мои пальцы, став их точным, только негативным изображением. Я отступил. Стебель задрожал и неохотно вернулся вниз, эластичный, колеблющийся, неуверенный, волна приподнялась, вбирая его в себя, и исчезла за обрезом берега. Я повторил эту игру, и снова, как сто лет назад, какая-то очередная волна равнодушно откатилась, будто насытившись новыми впечатлениями».
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №121020504065
Елена Лапшина 07.02.2021 17:44 Заявить о нарушении
Учитель Николай 07.02.2021 17:50 Заявить о нарушении
Елена Лапшина 07.02.2021 22:30 Заявить о нарушении
Растерян отчасти, в недоумении.
Учитель Николай 07.02.2021 23:16 Заявить о нарушении
Голые, измазанные дерьмом задницы, отрубленные головы, публичные испражнения, смердящие в колодце трупы, грязные, завшивленные люди, кровь, вывороченные кишки, всеобозримость всего извращённого и интимного для всех обитателей городка, трупы и трупы, виселицы с покойниками. И стихия отвратительной грязи и воды. Нескончаемая осень в самом её худшем из земных вариантов. Кажется, что и тебе начинает уже заливать за шиворот.
Но что-то захватывает, и режиссер ведет тебя по сюрреалистическим лабиринтам средневекового городка (сейчас не веду речь о другой планете Стругацких и Германа).
Герман выстроил фильм на мозаике нескончаемого потока укрупнённых кадров – с репликой, лицом, жестом, мимикой. Кажется, ничего нового вроде. Но у Германа остро ощущается отсечённость сцены с каким-то знаком для зрителя, иногда едва ли не метафорой. Возникает зуд вернуться к началу и начать чувственную и мыслительную раскадровку.
И… всё время тесно, душно, темно. Наверное, солнце после просмотра фильма, светлая улочка города, речная тихая даль, лесок с полянкой покажутся долгожданными.
Не улавливаешь всех реплик, особенно поначалу. Тем, кто не читал роман Стругацких, невозможно понять – что, собственно, на экране происходит. Ради чего это всё нагромождение ужасов, мрака и невежества, деспотизма, насилия?
Сколько снималась одна секунда фильма? Две, три? Сцена? Думаешь об этом, потому что видишь впечатляющие, неповторимые хари, морды, лица участников этой средневековой тоски… Заглянет тебе раз в душу и исчезнет. Но уже не забывается. Как звери, заглядывающие в видео-камеру…
И тщательно выверенная атрибутика. Может, она так захватывает нас? Мечи, виселицы, латы, стены, одежда, еда (тут много того, что вызывает откровенную брезгливость, тошноту).
У Германа теряется миссия землян на чужой планете. Кажется, что это самая потрясающая карикатура на средневековый городок с инквизицией, антисанитарией, не лишённая, однако, родимых пятен того времени… Гипербола. Дальше идти некуда. Дальше – ничто. Небытие. Полная, все уничтожающее подавление человеческого, невероятная степень унижения живого.
Зачем? Мне не хочется после фильма защищать или уничтожать этот мир. И мне кажется. что само изображение его и является (или явилось!) самоцелью режиссёра.
Да, не забудешь… А там уже дело вкуса.
Учитель Николай 08.02.2021 01:23 Заявить о нарушении
Елена Лапшина 08.02.2021 01:33 Заявить о нарушении
Елена Лапшина 08.02.2021 11:44 Заявить о нарушении
Учитель Николай 08.02.2021 11:50 Заявить о нарушении
Елена Лапшина 08.02.2021 12:01 Заявить о нарушении
где я мальчишкою бегал…
Боже, какая стоит тишина
в старом лесу перед снегом.
Вот и теперь, – на канун Рождества, –
словно природа уснула:
слышно, как сонная где-то сова
слабым крылом шевельнула.
Елена Лапшина 08.02.2021 12:37 Заявить о нарушении
Я вчера ВК выставил и это тоже.
Учитель Николай 08.02.2021 12:53 Заявить о нарушении