Бог все-таки есть

Таджикистан (пос. Гарм, Памирский тракт «Душанбе-Хорог»)

      В середине 1964 г., после окончания Таджикского госуниверситета, я был направлен по распределению в среднюю школу небольшого кишлака Шуль Гармского района в качестве учителя русского языка и литературы. Со мной вместе в эту же школу поступил на работу еще один молодой послевузовский специалист (местной национальности) – учителем химии. Ну и, естественно, мы с ним на радостях решили как-то отметить это замечательное событие – начало учебного года. Но в самом кишлаке магазина для этого не оказалось и мы отправились прямо в райцентр. Это, как нам показалось, было сравнительно недалеко – километра 1,5-2. Пока было светло, мы шли по автомобильной дороге («Памирский тракт»): слева были высоченные горы, а справа - крутые пропасти. Внизу бушевала бурная река Сурхоб («сурх» – «красный», «об» -  «вода»). Природа и всё окружающее нас радовало и впечатляло. Придя в Гарм, мы осмотрели поселок, потом зашли в чайхану, поужинали и основательно отметили наше знаменательное событие. Неожиданно для нас наступил вечер и стало очень темно. В Предпамирье осенние ночи бывают особенно темными. Так что нам только встречные автомобили временами освещали дорогу, когда возвращались обратно. Но мы ведь были навеселе и решили немного развлечься: кто лучше спрячется. На горы нам было не залезть, уж больно крутые, и я присмотрел себе небольшой выступ с правой стороны дороги – за него и ухватился, повиснув над обрывом. Мой напарник прошел мимо и меня не заметил. А я, когда подтянулся и почти уже вылез на дорогу, неожиданно почувствовал, что моя опора как-то выскользнула из под меня и с грохотом упала вниз. Зато товарищ мой очень удивился, когда неожиданно увидел меня…
      На следующий день я снова пришел сюда и уже днем хорошо разглядел и на всю жизнь запомнил, где и как это происходило. И еще я подумал: что Бог, верно есть, во всяком случае мой Ангел-хранитель тогда меня спас от возможной гибели… И еще я подумал, что глупость, видимо, и к выпускникам вузов приходит, нередко, в самом непривлекательном виде…
     Вообще, следует отметить, что Памирский тракт был тогда, да, думается и сейчас, весьма сложной и даже часто опасной транспортной магистралью. Подтверждением этого являются многочисленные остатки разбитых автомобилей и одинокие могилки водителей на всём её протяжении. Нередко водители вынуждены преодолевать отдельные участки дороги с открытыми дверцами автомобилей, чтобы в случае чего вовремя их покинуть. Пассажирам при этом часто не рекомендуется смотреть вниз – дабы избежать головокружения.


Рецензии