Фонооткрытие. Ахматова о Пушкине и Гончаровой
... В январе 2016 года на Старом Радио была опубликована фонограмма голоса Анны Ахматовой, которую можно назвать фонографическим открытием. О фонограмме писали, говорили, но в сетевом пространстве её не было.
И вот она появилась http://svidetel.su/audio/2346
Старт к поиску дало прослушивание аудиомемуаров Софьи Игнатьевны Богатырёвой "Папка Мандельштама", которая подробно пересказала содержание записи в главе "Три лика Ахматовой". http://svidetel.su/audio/1895.
Звоню Юре. — Давай выстраивать поиск. Может, плёнка ещё не на помойке, а лежит где-нибудь на антресолях. И, может, даже ещё не осыпалась. У кого спросить про плёнку? У кого она может быть? —
Юра бормочет имена, выстраивая круги поиска вокруг имени Рожанских, и, вдруг, хлопает себя по лбу. — Что-то мелькало об этом в архиве семьи Трацевских, который они передали на Старое Радио. Он стал искать у себя, и очень скоро перезвонил — голос Ахматовой каким-то чудом, действительно, находился в плёнках радийной семьи Трацевских.
К слову, в этом же архиве в передаче Ольги Михайловны нашлась и фонограмма, которая, как эпиграф, как цветы в вазе на столе, существует в каждом моём дне — это голос Розы Марковны Иоффе за пультом. (Роза Марковна, для тех, кто не знает, а не знают, увы, многие, мама Буратино — автор знаменитого спектакля 1949 года "Золотой ключик" с Литвиновым во всех ролях.
________
Так скучно звучит буквами на бумаге - нашлась.. запись.. голос.. плёнка..
А на деле хочется каждого схватить за руку, за грудки, потрясти, достучаться, мол, стой, остановись, про чудо слышал? Записей такого свойства - чтобы домашние, непринуждённые (оттого, что говорящий не знал, что голос впитывает микрофон) и отдалённые по времени, на Старом Радио всего две - Пастернака (от С.Балашова) и упомянутая Ахматовой.
________
Из воспоминаний Софьи Игнатьевны Богатырёвой (Sophia Bogatyreva), дыхание которой присутствует на записи:
"Когда мы с Константином Богатыревым пришли в тот раз к Рожанским, нам поначалу показалось, что мы явились первыми: в доме стояла тишина. Однако в просторном кабинете Ивана Дмитриевича собрались все завсегдатаи вечеров, только сидели они в полном молчании, напряженно глядя в одну точку. Точкой притяжения была Анна Андреевна, удобно расположившаяся на диване у входа. Получилось нечто вроде сцены и зрительного зала: величественная фигура Анны Ахматовой, окруженная просторной пустотой дивана и ярко освещенная светом торшера, а напротив, в некотором отдалении и в полутьме – кучно гости. Все хранили молчание, только гости видимо им тяготились, а Анна Андреевна спокойно и безмятежно предавалась своим мыслям, не замечая, как и положено королеве, трепещущих от смущения подданных. Тяжелое молчание было прервано приглашением к чаю. Изменилась мизансцена, исчезла скованность, разговор стал общим. Кто-то упомянул имя Натальи Николаевны Гончаровой. И тут нам посчастливилось необычайно: мы услышали, страстную, полную обиды и ревности речь Анны Ахматовой о Пушкине и его семейной жизни.
Отстраненности и равнодушия как ни бывало. Королева исчезла. Ее сменила оскорбленная в своей любви женщина, которой предпочли недостойную соперницу. Обвинения сыпались на голову Натальи Николаевны: «ничтожная, скучная, пустая»; «транжирила деньги безобразно»; «оторвать ее от балов было невозможно»; «стоило Пушкину уехать, как она тут же забывала его адрес»; «запас пошлости неисчерпаемый, на смертном одре и то говорила пошлости»; «мать никакая» и даже – не так уж хороша собой! В качестве доказательства приводилась репродукция ее портрета, незадолго до того помещенная в журнале «Простор». Тут уж слушатели не выдержали и попытались вступиться – хотя бы за наружность Наталии Гончаровой. Искусствовед Евгений Левитин упомянул, что видел недавно в Питере малоизвестный портрет, где та, напротив, «необычайно прелестна».
- Понравилась вам? –осведомилась Анна Андреевна грозно.
- Мне вообще нравится Наталья Гончарова, -- признался бесстрашный Левитин.
- Я не знаю ни одной фразы, которую можно сказать в ее защиту, -- услышал он в ответ.
Сергей Наровчатов напомнил, что все-таки она «нравилась Пушкину», а в ту пору была еще очень молода.
- Не поумнела с годами, – отрезала Анна Андреевна. – А где там была любовь, а где – стремление спасти свою честь и честь семьи, нам не узнать.
Робкие попытки защиты были подавлены.
Меж тем разговор, который велся в полушутливом и легком тоне, в жанре беседы за чайным столом, где и происходил, вдруг обернулся своеобразной, из вопросов и ответов, лекцией Анны Ахматовой, посвященной последнему году жизни Александра Пушкина и тому, что случилось после его кончины, То было образец биографического литературоведения с глубоким анализом характеров, позиции и поведения действующих лиц. Геккерен и Дантес. Жуковский и Вяземский. Молодые люди из высшего света, очарованные Дантесом, смеявшиеся над Пушкиным, и Наталья Гончарова, вторившая им. Да, несомненно, она виновна в гибели Пушкина. Да, она виновна перед ним и памятью о нем. Она не научила детей его чтить: посылала подросших сыновей гостить у «дяди Жоржа», убийцы их отца. Воспоминания дочери Пушкина – безобразны, и никто из детей поэта не вступился за его честь...
Третья метаморфоза в течение одного вечера! Нам вновь предстал иной лик Анны Ахматовой: не царственная особа и не влюбленная в поэта поклонница, а строгий ученый, всеведующий пушкинист!"
Свидетельство о публикации №121020403957
Путь любви непредсказуем, но так интересен, что открыв сердце чему-то, видишь, как он ведёт тебя глубже и глубже, открывая внутренний мир с удивлением и благодарностью.
Сравнительно недавно (год или больше) я влюбилась в один рисунок, на который наткнулась в интернете. Решила его оставить у себя, то есть перерисовать, кое-что изменив, потому что совсем копии мне делать не хочется. И в этот рисунок продолжали влюбляться, когда я его показывала кому-то. Но автора этого шедевра я не знала.
И вот буквально на днях на Прозе.ру познакомилась с рассказом о том, как Цветаева и Ахматова "ревновали" Наталью Гончарову. Оказалось, что таких статей в Интернете тоже много, но нигде не был указан источник. А "сплетни" или мнения того, кто просто составляет мнение по услышанным "обрывкам фраз", мне не интересны, ну, если только с позиции игры в "испорченный телефон". Так я открыла для себя эссе Марины Цветаевой "Две гончаровых". Я уже знала про Марину Цветаеву, что она трудно ориентировалась в черте города, не могла найти что-то по адресу, и шла скорее по наитию, которое её выводило туда, с кем она хотела встретится. И, конечно, я сразу в эссе узнала ту Марину. Это была радость живого узнавания. Но ещё удивительней оказалось то, что тот рисунок, в который я влюбилась, оказался в списке творений той самой Гончаровой, правнучка родного брата Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской, Сергея Николаевича Гончарова.
С Пушкиным меня с детства связывает та самая любовная нить или наитие, которую любовью в привычном смысле не назовёшь. Это скорее то, что ведёт и открывает не моим желанием, а самим откровением. Так самая нить в своё время привела и к стихам Анны Андреевны, которые воплотились в жизнь, и к Марине Цветаевой, тесно связанной родовыми узами с Музеем Искусств им. Пушкина. Я даже не успевала задаваться вопросами, типа: почему музей для знакомства с шедеврами живописи и скульптуры европейского культуры в Москве носит имя Пушкина? Будто это не тайна. Но жизнь раскрывала саму тайну, к которой я даже и стремиться не могла, не зная о ней ничего. Она сама всё рассказывала и показывала.
Конечно, я не пушкинист, ни цветаевец, ни ахматовец. Но уйти от этой связи не могу и не хочу, потому что она чудесна. После эссе Марины Цветаевой мне вдруг захотелось услышать её голос. Я слышала голоса уже многих людей, с кем связаны нити любви, ведущие в глубокое прошлое. В детстве я много слушала радио. И это тоже была сказка. Когда можно делать, что угодно, и слушать особенное. Не о том, что связано с твоим делом, которое само делается, не о том, о чём говорить по сути нечего, а о том, что хочет душа.
Но того радио, посвящающего тебя в культуру, просвещающего тебя, давно нет. Но зато есть интернет, где можно найти почти всё и то, чего не знаешь, а раз не знаешь, то оно само приходит. На вашу страничку меня привели слова Анны Ахматовой: «Да, несомненно, она виновна в гибели Пушкина. Да, она виновна перед ним и памятью о нем. Она не научила детей его чтить: посылала подросших сыновей гостить у “дяди Жоржа”, убийцы их отца». И, о, чудо! Опять чудо. ) Здесь всё родное, начиная с радио-няни и Николая Литвинова. Знаю, что хочу здесь остаться. )
Джаля 02.04.2025 19:59 Заявить о нарушении