Нет мне ответа... Или есть?
Без выходных
Из писем Валентину Курбатову
Опубликовано в журнале Дружба Народов, номер 8, 2002
"В связи с писаниной, поскольку ты сектант и шутник, у меня к тебе вопрос. И серьезный. Я поставил эпиграфом к роману вот такой текст: “…человек не только не должен убивать, но не должен гневаться на брата, не должен никого считать ничтожным” (из первой заповеди “Евангелия от Матфея”). Мы сверились по “Евангелию”, какое у меня есть (“Новый Завет”, издание сорок четвертое — 1916 год), но изречения этого не нашли.
Помоги мне вспомнить, откуда оно и точно ли переведено? Мне оно кажется обедненным в переводе и упрощенным, а когда и где я его записал, вспомнить не
смог, — давно это было. Наверное, в Быковке еще я списывал с рукописных тетрадок у старух всё “божественное”, иначе мне взять негде было."
"Ты уже поди-ка утерял нас? Живем, волочимся по земле и горе наше волочится за нами, не отстает. И все не верится в случившееся, хотя 19-го было уже пять месяцев, как не стало на свете нашей дочери. Марья Семеновна, как приедет на могилу, рухнет в снег, а снег ныне глубокий, так и я начинаю умирать, но нельзя, надо ее поднимать. Подниму всю в снегу извалянную, трясущуюся, силою в машину спроважу, потом останусь в оградке один и понимаю, что надо уходить, пора, а ноги не идут. Всякий раз чувство вины и предательства — оставляешь вот одну маленькую девочку. Я ее большую-то плохо и мало знал, большие-то они уж чужие, а хоронил и помню маленькую, все больше лет семи-восьми, когда она и заболела в великом городе Чусовом…
Отлежал я в больнице. И решил съездить во Францию — пришло приглашение из издательства “Альбен Мишель”, издавшего “Детектив”. Был один, никто еще не надоедал, не лез особо. Жиды, когда я вместе с Мариной Влади торговал книгами, пробовали было “вступить в дискуссию” на тему антисемитизма, но я как вздыбился по-деревенски грубо и прямо, так они сразу и слиняли. Главное, мне надо было съездить на могилу Бунина, поклониться Ивану Алексеевичу и попросить у него прощения за всех нас, засранцев, что я и сделал со слезами и молитвой, хотя помню их, молитвы, отрывочно, а потом на могиле Коровина побывал. И давний бзык был найти свою самую любимую женщину, княгиню Веру Оболенскую, которой отсекли голову инструментом, оставленным человечеству французскими комиссарами для внушения революционной морали и передовых идей.
Сопровождающие сказали: “Не найдешь! Посмотри — это же город мертвых, а не просто кладбище…” У меня очень болели ноги, и я время от времени садился на скамейки. Сел уже где-то в середке кладбища, смотрю: какое-то коллективное захоронение, увенчанное сооружением в виде кремлевской башенки, — вокруг него бетонные доски, а на них мраморные плитки с маленькими фото и фамилиями на французском и на русском. Читал я читал. И вот она передо мной, прямо передо мной!! Княгиня Вера! Наши воспроизводят плохие ее фотографии. На маленькой фотографии это круглолицая русская девушка с бровями дугой, никакой краски, ни намека на порок или на порчу парижскую — всё чисто и свято…
Вот и помогли они мне, да Господь не оставил, и, приехав домой, я принялся за прерванную работу над “Поклоном”, которую и завершаю, израсходовав все свои силы на концовку."
__________________________________________
Заповедь, про которую пишет Виктор Астафьев - это не из рукописного "божественного" русских старух (хотя как знать, где взял эти варианты Заповедей Лев Толстой). Итак Сочинение графа Льва Толстого "Воскресение":
"Заповедей этих было пять.
Первая заповедь (Мф. V, 21–26) состояла в том, что человек не только не должен убивать, но не должен гневаться на брата, не должен никого считать ничтожным, «рака», а если поссорится с кем-либо, должен мириться, прежде чем приносить дар Богу, то есть молиться.
Вторая заповедь (Мф. V, 27–32) состояла в том, что человек не только не должен прелюбодействовать, но должен избегать наслаждения красотою женщины, должен, раз сойдясь с одною женщиной, никогда не изменять ей.
Третья заповедь (Мф. V, 33–37) состояла в том, что человек не должен обещаться в чем-нибудь с клятвою.
Четвертая заповедь (Мф. V, 38–42) состояла в том, что человек не только не должен воздавать око за око, но должен подставлять другую щеку, когда ударят по одной, должен прощать обиды и с смирением нести их и никому не отказывать в том, чего хотят от него люди.
Пятая заповедь (Мф. V, 43–48) состояла в том, что человек не только не должен ненавидеть врагов, не воевать с ними, но должен любить их, помогать, служить им.
Нехлюдов уставился на свет горевшей лампы и замер. Вспомнив все безобразие нашей жизни, он ясно представил себе, чем могла бы быть эта жизнь, если бы люди воспитывались на этих правилах, и давно не испытанный восторг охватил его душу. Точно он после долгого томления и страдания нашел вдруг успокоение и свободу.
Он не спал всю ночь и, как это случается со многими и многими, читающими Евангелие, в первый раз, читая, понимал во всем их значении слова, много раз читанные и незамеченные. Как губка воду, он впитывал в себя то нужное, важное и радостное, что открывалось ему в этой книге. И все, что он читал, казалось ему знакомо, казалось, подтверждало, приводило в сознание то, что он знал уже давно, прежде, но не сознавал вполне и не верил. Теперь же он сознавал и верил.
Но мало того, что он сознавал и верил, что, исполняя эти заповеди, люди достигнут наивысшего доступного им блага, он сознавал и верил теперь, что всякому человеку больше нечего делать, как исполнять эти заповеди, что в этом – единственный разумный смысл человеческой жизни, что всякое отступление от этого есть ошибка, тотчас же влекущая за собою наказание. Это вытекало из всего учения и с особенной яркостью и силой было выражено в притче о виноградарях. Виноградари вообразили себе, что сад, в который они были посланы для работы на хозяина, был их собственностью; что все, что было в саду, сделано для них и что их дело только в том, чтобы наслаждаться в этом саду своею жизнью, забыв о хозяине и убивая тех, которые напоминали им о хозяине и об их обязанностях к нему.
«То же самое делаем мы, – думал Нехлюдов, – живя в нелепой уверенности, что мы сами хозяева своей жизни, что она дана нам для нашего наслажденья. А ведь это очевидно нелепо. Ведь если мы посланы сюда, то по чьей-нибудь воле и для чего-нибудь. А мы решили, что живем только для своей радости, и ясно, что нам дурно, как будет дурно работнику, не исполняющему воли хозяина. Воля же хозяина выражена в этих заповедях. Только исполняй люди эти заповеди, и на земле установится Царствие Божие, и люди получат наибольшее благо, которое доступно им.
Ищите Царства Божия и правды Его, а остальное приложится вам. А мы ищем остального и, очевидно, не находим его.
Так вот оно, дело моей жизни. Только кончилось одно, началось другое».
С этой ночи началась для Нехлюдова совсем новая жизнь не столько потому, что он вступил в новые условия жизни, а потому, что все, что случилось с ним с этих пор, получало для него совсем иное, чем прежде, значение".
Свидетельство о публикации №121020402623
делай всё точно так, как он сказал.
Большаков Алексей 04.02.2021 15:51 Заявить о нарушении
Если не сами придумываете - то кто?
И как это сочетается с темой вопроса Виктора Астафьева?
Татьяна Ульянина-Васта 04.02.2021 15:53 Заявить о нарушении
Правила - старые, народные.
Смысл - не следуй заповедям слепо.
Есть у меня пример на кошечках (помните,
в фильме "Операция Ы" - "Тренируйся на кошечках).
Две кошечки-сёстры в семимесячном возрасте
одновременно принесли по восемь котят.
Когда котятам пошла третья неделя,
кошечки вывели их гулять во двор.
Собака с двумя щенками-подростками
устроила охоту на котят. Одна кошка залезла на дерево,
отдав своих котят на растерзание (выжил только один),
у второй кошечки погиб один котёнок,
и она вступила в схватку с собакой-матерью
(погибли в схватке обе, и кошка, и собака).
Из семерых котят погибшей кошки выжил один,
и тот две недели уговаривал кошку-тётю взять его в сыновья.
А сама сбежавшая кошка в своей последующей пятилетней жизни
родила и выкормила шестьдесят четыре котёнка,
каждого из которых я пристроил в семьи.
Большаков Алексей 04.02.2021 16:17 Заявить о нарушении
Татьяна Ульянина-Васта 04.02.2021 19:23 Заявить о нарушении