Мистицизм физического труда

Вы, грузчики, уборщицы, курьеры
Величественной мудрости примеры

Чья тайная вселенская работа
Обходится без славы и почета

На первый взгляд, убоги вы и сиры
Но несёте на себе груз мира

Возносите вы к небу песнопенье
А офисные слышат лишь кряхтенье

И вашего они не видят дара
Их офис не достоин и пожара

Вы, грузчики, уборщицы, курьеры
Планеты превосходите размеры

Господь, Ты высоко им планку держишь
И выше их на свете только дервиш


Физический труд дает человеку душевное равновесие и ясность мысли. Об этом знают даже некоторые офисные работники, проводящие выходные на даче. Однако речь пойдет о том, что физический труд способствует повышению онтологического статуса. Это важнейшее в жизни человека событие вовсе не сводится к выделению серотонина в кровь.

Главные вехи онтологического подъема обозначены в самых разных традициях малыми и большими мистериями. В результате первых индивид возвращается к универсальному райскому состоянию каббалистического Адама Кадмона, то есть становится видом, а не его частным представителем. В итоге же больших мистерий он отождествляется с Абсолютом, что может произойти как в земной жизни, так и в продленном существовании до конца временно;го цикла.

В этот момент все существа тотально живого телесного мира возвращаются к Абсолюту, но большинство из них — только на миг. Через нулевой отрезок времени, которое остановилось, это представители этого большинства оказываются в одном миров. Поскольку количество миров бесконечно, вероятность побывать дважды в одном равна нулю в пределе. И только немногие остаются в Абсолюте, точнее, Абсолютом навсегда. Индусы сравнивают это состояние с крепким сном, сохраняющего, в отличие от небытия, которого нет, в себе возможность пробуждения.

К этим немногим следует отнести всех без исключения животных. Опасности жизни травоядных равняют их с полуголодным существованием хищников. «Каждое дыхание да славит Господа», говорится в православной молитве. А слово «дыхание» обозначает как раз психическую оболочку животных. Примечательно, что с физическим дыханием работают православные исихасты, годами регулярно лишающие себя воздуха. В итоге их вдох и выдох становятся той молитвой, в дополнение к которой не нужна никакая другая. Животные же получают то же самое в дар за неизбежные трудности своей жизни.

До 30 лет нелегким трудом плотника занимался и Иисус Христос. Разумеется, не ради невозможного повышения своего максимального онтологического статуса, а чтобы подать будущим христианам пример правильной жизни.

Будучи дервишем, Варфоломей получил, я уверен, наивысший онтологический статус. Став монахом Сергием (Радонежским), он трудился во всю мощь своей огромной физической силы. Серафим (Саровский) — относительно недавнее звено в той же цепи посвящения — в физическом труде не замечен. Вместо него он совершал молитвенный подвиг. Чтобы многочасовое стояние не было слишком легким, Серафим носил на шее пудовый крест.

Интересно посмотреть на физический труд сквозь призму Индуизма. Тяжелой работой в традиционной Индии занимались представители варны шудра. Им запрещено было читать Веды, но и брахманы могли достичь Брахмы, всего лишь услышав один стих священного писания. Кстати, в Индии некоторые достигшие максимального онтологического статуса не умели читать. А шудра и этот единственный стих заменял физический труд. Как и брахманы, шудра жили в своей четверти (квартале) традиционного города, а вовсе на загородной мойке вместе с неприкасаемыми. Это обстоятельство также подчеркивает внутреннее сходство якобы высшей и низшей варн.

Спускаясь с небес на землю, заметим, что физический труд не только дает перспективу после смерти, но и способствует продолжительности и радости в земной жизни. «Лучшее лекарство для тела и души — пост, молитва и физическая работа», — говорил Андрей Ворон. Мудрец прожил 104 года и был заживо похоронен, когда чинил что-то в погребе. По его словам, он не пролежал после младенчества ни одного воскресенья и никогда не был на курорте.

Кстати, Дальневосточная традиция не делает качественно различия между долголетием и вечной жизнью. По крайней мере, и то, и другое достигается с помощью одного инструмента — китайской алхимии.

В любом случае физический труд помогает заглянуть внутрь себя. И чем глубже проникает умозрение, те прозрачнее становится оболочка индивидуальности, состоящая из семи смертных грехов, которые лишь немного разбавлены слабыми добродетелями. Эта оболочка не исчезнет, но станет только тонкой пленкой между глубинами души с бездонным Духом в их сердцевине и внешней тьмой. Грехи же в ней будут слабеть, а добродетели укрепляться.

В этом и есть мистицизм физического труда.


Рецензии