Притча два брата
Вл.Мегрэ «Звенящие кедры России»
Книга 4-ая «Сотворение»
1.
Не суть в какие времена
Супруги жили без детей,
Но родила двух сыновей
В преклонном возрасте жена,
Похожих братьев-близнецов.
Но в родах тяжела была,
Жила недолго, отошла
Туда, где души праотцов.
Отец, хотя и горевал,
Старался выходить детей,
Любимых сердцу сыновей
Растил, кормилец нанимал.
Но в год, когда уже пошел
Пятнадцатый годок сынам,
Его пути конец настал,
Простившись с ними, отошел.
2.
И вот, отца похоронив,
Два брата в горнице сидели
И о родителе скорбели,
Что рано так оставил их.
Старшой на младшего глядел,
Прервав молчание, сказал:
«Отец в печали умирал,
По малолетству не успел
Нам мудрость жизни передать.
Как будет род наш продлеваться?
Над нами могут посмеяться
Те, кто успел ее принять».
И младший брату отвечал:
«Ты часто в мыслях пребываешь,
Быть может, мудрость и познаешь,
А я тебе бы помогал.
Ты будешь мудрость познавать,
Могу я просто жить, трудиться,
На утро и закат дивиться,
И по хозяйству хлопотать,
И без задумчивости жить.
Тебе задумчивость занятна,
А мне всё равно и приятно,
Как своё время проводить».
«Согласен, – старший говорил. –
Но как отыщешь в доме мудрость?
Кем здесь оставлена? Вот трудность.
Никто ее не приносил.
По странам я решил пойти,
Ученья мудрецов достигнуть,
Все в мире мудрое постигнуть
И в дом потомкам принести».
«Путь очень долгим будет твой. –
Сочувствием проникся младший. –
Возьми припасы в доме нашем,
Повозку и коня с собой.
Тебя я буду ожидать
С терпеньем на родном пороге,
А чтоб не бедствовал в дороге,
Готов я лучшее отдать».
3.
И брат ушел. Прошли года.
Из храма в храм ходил, блуждая,
И стала голова седая,
И поседела борода.
Он всё ученья познавал
Востока, запада и юга.
Его ума была заслуга,
Что быстро все запоминал.
И стал считаться средь людей
Мудрейшим поседевший странник.
Учеников своих избранник
И славой окружён своей,
Спешил к знакомому крыльцу
Родного, близкого селенья.
Толпа соседей с восхищеньем
Навстречу вышла мудрецу.
И брат с похожей сединой
Встречать их выбежал, ликуя.
«Все годы ждал тебя, тоскуя,
Благослови меня, брат мой! –
Приветствовал и обнимал. –
Войди в наш дом, омою ноги
И отдохни после дороги». –
Он в умилении шептал.
И жестом всем ученикам
С дарами повелев остаться,
Вести беседы, разбираться,
Мудрейший удалился сам.
4.
Устало в горнице мудрец
Присел, отчет давая брату:
«Клонится жизнь моя к закату,
Но долг исполнил наконец.
Ходя по свету, я узрел
Премудрости великой знанья,
Свое исполнил обещанье,
Теперь учить – вот мой удел.
И день с тобою погощу,
Наполню дом своим ученьем,
В чем жизни суть и назначенье
Тебе попутно сообщу.
Во-первых, люди жить должны
С рождения в саду прекрасном».
«О брат! Я вижу не напрасно
Шел к мудрецам из дома ты.
Здесь на столе сейчас стоят
Все лучшие плоды из сада.
Отведай, видишь за оградой
Тебя приветствует наш сад».
Мудрец, вкусив, стал продолжать:
«Познал, что на земле живущий
Своей рукою в век грядущий
Деревья должен насаждать.
Их кроны будут очищать
Потомкам воздух и пространство,
Плодами радовать, убранством
И доброй памятью стоять».
«Прости меня, что позабыл
Открыть окно тебе, мой брат,
Вдохни кедровый аромат.
Я в год, когда ты уходил,
Два кедра рядом посадил».
Мудрец задумчиво взирал:
«Любовь – великое есть чувство,
И в том премудрости искусство
В пути я людям преподал.
Не каждому прожить дано
С любовью век и насладиться,
Но каждый должен устремиться,
Чтобы взрастить любви зерно».
«О как ты мудр, мой старший брат!
Теряюсь я перед тобою,
Тебя с любимою женою
Я познакомить был бы рад.
Мы с веселушкою моей
Прожили, хоть и небогато,
Но наши дети и внучата –
Богатство всех прожитых дней».
Мудрец все больше уходил
В свою задумчивость глубоко:
«Вот, что познал в пути далеком,
Когда по странам проходил.
Должны детей мы воспитать,
Ко благу устремляя мысли,
К счастливой, справедливой жизни
Их словом надо назидать».
«О мой мудрейший, милый брат!
Поведай это мне, я жажду
Смотреть, как счастлив будет каждый
Из маленьких моих внучат».
И тут как раз в минуту ту
Внучата к дедушке шумливо
Гурьбой пришли и торопливо
Свой спор поведали ему:
Кто первым должен танцевать,
Кто на свирели упражняться.
Всяк хочет перед ним стараться,
Кто петь, кто мелом рисовать.
Мудрец с улыбкою смотрел
И с нежной грустью напрягался,
Совет для них найти старался,
Морщиня лоб, но не сумел..
Засуетился младший брат,
Не дав той паузе продлиться:
«Мы будем вместе веселиться
И каждый сделает свой вклад..
Предмета здесь для спора нет:
Ты подыграй, она станцует,
А брат тот танец нарисует,
Отобразив сестры балет».
И с ними пел он, танцевал,
Играл на дудке и свирели,
Они играли с ним и пели,
Кто, что умел, изображал.
Мудрец молчал, мудрец познал,
Смотря на это представленье.
Когда закончилось волненье,
Не говоря ни слова, встал.
5.
К тропе от дома он ушёл,
Что странников звала далеко,
И там, задумавшись глубоко,
Урок последний свой провёл.
Зубилом все стучал, стучал,
День проходил, ночь наступала,
Тропа та камень огибала,
На нем он надпись начертал:
«Что ищешь, странник? Всё с собой несёшь.
Ступая на тропу, лишь растеряешь.
Вокруг себя, живя, всё обретаешь
И только эту мудрость ты найдёшь».
6,7 августа 2002 г.
Свидетельство о публикации №121020306509