Традиционное хайку

Традиционное хайку отличается от современного непременным наличием киго — слова, обозначающего сезон в стихотворении. Тема смены времён года является классической. В содержании японских поэтических антологий обязательно встречается деление по сезонам. Ещё в Японии существует специальный словарь «сезонных слов» — сайдзики. В России такой систематизации в форме словаря пока нет, есть свои «сезонные слова», которые авторы используют в хайку. Что касается самого автора, то его позиция, как правило, позиция наблюдателя. В традиционных хайку поэт — это «фотограф» или «художник», чьи работы показывают момент в соответствии с сезонностью, но момент, за счёт поэтических приёмов, может быть наполнен глубоким авторским чувством, символизмом.

весенний ветер
вторит птицам
старый флюгер

Сезон может быть назван прямо, как в этом случае, где киго — «весенний ветер». Такая прямота обусловлена самим сезоном, поскольку лишь весенний ветер обладает настолько живительной и вдохновляющей силой, что даже старый флюгер не издаёт скрип, а, на свой лад, «подпевает» перезимовавшим и вернувшимся птицам. Умеренная метафора в отношении флюгера добавляет живости соразмерно общему замыслу — показать пробуждение природы с наступлением весны, в том числе, через движение и звук.

жаркий полдень
белые
цветы бессмертника

Киго, в первую очередь указывающее на лето, — «жаркий полдень», потому что цветение бессмертника может продолжаться до сентября, переходя в другой сезон. Наиболее жарким летним месяцем бывает июль, когда жара достигает пика, будто полуденное солнце, и не оставляет даже тени для укрытия, становясь засушливой, удушливой, невыносимой. Тем не менее, бессмертник зацветает в июне, и в данном хайку «встречаются» два «сезонных слова». Основное символическое значение здесь принадлежит цвету и цветам: солнце, раскалённое добела, и белые соцветия бессмертника (которые бывают и жёлтого цвета). Короткая вторая строка дополнительно подчёркивает важность цвета. Бессмертник предпочитает песчаные почвы (отсюда его второе название: цмин песчаный), он же хорошо сохраняется после срезки в качестве сухоцвета. За неувядающую стойкость цветок получил своё «имя», став, заодно, символом бессмертия, а белый цвет символизирует, в основном, чистоту, свет, невинность, душевный мир, спокойствие, хотя некоторые люди склонны ассоциировать этот цвет со смертью из-за белизны савана. В ассоциативном подтексте стихотворения-примера белые цветы бессмертника — это чистота, жизнестойкость и «бессмертие» даже под жарким полуденным солнцем.

разноцветные листья
греются на крыльце
два котёнка

«Разноцветные листья» — киго осени. Хайку может показаться милым, но это — поверхностный взгляд. Два котёнка — отнюдь не домашние, раз греются на крыльце среди листьев, прижавшись друг к другу. Это бездомные котята, им ещё предстоит пережить зиму, листья же просто опадают, устилая крыльцо закрытого дома разноцветьем. Эти котята не боятся людей и, вероятно, их подкармливают, но судьба бездомных животных всегда непростая. Внимание к малому, хрупкому (хосоми), печаль и сострадание (сиори) как составляющая ассоциативного подтекста — суть хайку. Оно печальное, но в печали есть лёгкость и некоторая надежда.

дачная улица
поскрипывают голоса
снегирей

«Снегирь» — киго зимы. Голос снегиря своеобразный, похож на скрип с присвистом. Зимой дачи — летние домики — остаются без жильцов, и дачные улицы пустеют. В тишине и почти полном безлюдье особенно слышны голоса птиц, ассоциирующиеся со скрипом снега под ногами редких путников, решивших посетить дачу, а также «поскрипывание» снегирей «созвучно» скрипу открываемой калитки.

Сезон или сезонное явление, цветы, животные, птицы — всё это показывает смену времён года в традиционных хайку. Но за каждым моментом — авторский взгляд, замысел и чувство, вовлечённость человека в ситуацию и творческий процесс. Лишь выбор слов для создания художественного образа делает традиционное хайку менее «человеческим», чем современное.

P. S. Примерами в тексте служат мои стихи.


Рецензии