Карикатура

Рассказ моей мамы


В 11-х классах, кроме истории, я ещё преподавала обществоведение. Оно состояло из частей: философия, научный коммунизм, политэкономия. На экзаменах по истории третьим вопросом было обществоведение. Я очень серьёзно подходила к подготовке учеников к экзаменам. Чтобы сдали не хуже годовых оценок. У меня были свои методы опроса: или фронтальный, или индивидуальный. При индивидуальном опросе я вызывала к доске сразу 4-х учеников. Вопросы сыпались на них градом. Однажды в конце урока я заметила какое-то оживление, кто-то что-то передавал, короткие смешки. Звенит звонок, мне удаётся буквально вырвать у кого-то из рук листок-рисунок. Что это, кто это? Но в классе уже никого нет. Листок неаккуратно вырван из тетради, слегка помят. Понятно, он же по рукам ходил. Рассматриваю рисунок, сразу узнаю себя. Господи, да это же карикатура. Не признались, кто автор, боялись разборок что ли.. Я помню как однажды ученики 7-х или 8-х классов поместили в школьную стенгазету цветную карикатуру на учительницу русского языка и литературы. Она была узнаваема: розовый свитер, тёмная юбка. А изо рта её летят слова: Я помню чудное мгновенье,.. Петров выйди из класса,.. передо мной явилась ты,.. Иванов встань в угол и т.д. Шуму было много, выяснения, кто это сделал и как его наказать и т.д. А всё было правдиво. Классы тогда были переполнены, по 40-45 учеников. А 7-8-е классы были самыми шумными, ведь добрая часть уже не училась, а просто ждала окончания восьмилетки.
Вот, и на меня карикатура. Надо сказать, у меня со старшеклассниками были отличные отношения. Что же случилось. Я иду в свою подсобку, закрываюсь на ключ, открываю окно и нервно закуриваю. А теперь посмотрим: учительский стол, я, как статуя по пояс, в руке указка. Рисунок сделан штрихами, обычной шариковой ручкой. Естественно, автор не собирался придавать портретное сходство, так волна волос, костюм, брошь. Но сомнений нет, что изображена я. Сзади, чуть сбоку, доска и две фигуры лицом к стене, руки на затылке. Ближе к двери виселица и кто-то на ней болтается. А на переднем крае – пень-плаха, над ней топор, с него каплет кровь, а перед плахой отрубленная голова. Смотрю и смотрю на рисунок. Да это же мой индивидуальный опрос. Как я их гоняла, как добивалась знаний! Это не карикатура, а комплимент мне, моей ответственности, моей требовательности. И как всё схвачено. Есть сюжет, есть смысл. Да это просто гениально. Смешно? Чуть-чуть. Обидно? Нисколько. Это мне высокая оценка. А кто автор, я так и не узнала. Хранила эту карикатуру, показывала тем ученикам выпускникам, кто посещал меня. А потом она затерялась, наверное осталась в какой-нибудь книге, а их потом в 90-х мешками сдавали в макулатуру. Как жаль…Может быть, то автор стал настоящим художником, этого я уже не узнаю. Отзовись, мой незнакомый знакомый ученик…


Рецензии
Гениальные вещи у учеников старших классов - это, как правило,
плод коллективной фантазии и совместного "народного" творчества
Поэтому автор - тот, кто просто зарисовывал то, что ему говорила группа.
Думаю, он не нашёлся бы и не найдётся

Олег)

Олег Евгеньевич Сметанин   09.04.2021 15:06     Заявить о нарушении
Олег, спасибо за прочтение.К сожалению, этот листочек не сохранился у мамы, потерялся среди тетрадей и бумаг.Но история,действительно, реальная.

Инна Булько   09.04.2021 14:58   Заявить о нарушении
да, я понял, что реальная. Такое сложно придумать)

Олег Евгеньевич Сметанин   09.04.2021 15:02   Заявить о нарушении