Диктаты розовых очков

В воздухе запах дыма...

Валентина Янко

http://stihi.ru/2021/01/22/7057


Любовь может ввести в заблуждение, надеть свои очки, искажающие мир, которые многие принимают за благо, может обмануть, разочаровать. Поэтому, что бы найти не ее голос, а оттенки авторского или повествовательного плана, отталкиваюсь от других эмоций. Одна из самых чистых, прозрачных, как первый лед на лужах — это эмоция опасения в градиенте своих значений, от небольшой тревоги до явного страха и испуга.

Она проявлена в названном тексте по касательной, будучи названной уже в заголовке, повторенная в первой строфе.  И это говорит о том, что пока ее сила невелика и воспринимается лирической героиней не как внешняя агрессия, способная вызвать сильный резонанс, а как досаждающее внешнее фоновое явление, работающее на коллективных паттернах.

Выражение "В воздухе запах дыма" свидетельствует о том, что речь идет о восприятии, а не реальности. Если бы картинка совпадала с описанием, в заголовке бы сема "запах" отсутствовала. Значит, речь пойдет об особенностях проекции, а не объективной карты событий. Своеобразие восприятия и есть та палитра, на которой природа со своей служанкой любовью, играет человечка в разных жанрах, от комедии до трагедии. Фраза "В воздухе дым" лишена оценочного экспрессивного свойства, в отличие от авторской версии, и отражает фактическую данность — дымный воздух. Интерпретация же явления "В воздухе запах дымы" — вовсе не свидетель того, что задымление на самом деле существует, потому что запах, в силу особенностей психики человеческого сознания, может быть:

а) воспоминанием;
б) представлением или образом;
с) иллюзией.

Все эти фреймы — часть того подводного айсберга, которым и является человек, на поверку раскрывающий себя очень редко той своей подземной частью. И искусство поэзии в этом отношении самый уютный карнавал чувств. И его карнавальность даже не в том, что человек сознательно прячет свои лица, а в том, что вступая на его стезю, он уже подчиняется не своей воле, а законам творчества. А они существуют на одной волне с любовью. Поэтому очень лего писать, исходя из этого вектора внутри. И почти невозможно — отталкиваясь от противоположного берега — ненависти, озлобленности или других негативов. В этом явлении — самая слабая сторона искусства, чем-то напоминающая определение когда-то данное России. Это колосс на глиняных ногах.Это объективные законы творчества, а не индивидуальные.

Иногда человек научается плыть даже против и этого течения. Но это очень редкие случаи, и за такое своенравие "милосердная любовь" снимает очень толстые стружки.

Дым в заголовке, по ассоциации с обычным восприятием и коллективными нарративами, может быть связан: с кострами осенних зачисток, с пожаром, с воскуриванием благовоний, с тлением...Он не всегда свидетель стихий и разрушений, иногда это просто та ниточка, которая связывает определенный круг людей, по принципу территориальному, но где вместо земли, сборщиком является представитель воздушного клана — запах. Именно запах — тавро и экслибрис человека, зверя, растения, явления, времени и вещей. Эта тема в новой болезни получила свою особенность — коронованные пациенты теряют обоняние, они теряют свою способность быть частью мира, в основе градаций которого лежит воздушная стихия. Так разрываются каналы восприятий. Так, человек, видящий дым, но не ощущающий его запаха, расчленяется болезнью на всего лишь анализатора разных волн, но разведенных в не совпадающие пространства, где земля в одном месте, а воздух — в другом. Такие вынужденные астральные путешествия. Но это болезненное состояние быть расчлененным временем и пространством.

Тема дыма в стихотворении появится в конце и связана она с его предшественником, ароматом, в семе "печь пироги". И дым здесь — близкий и дорогой каждому любителю уюта — запах свежеиспеченной сдобы. На коллективном уровне образ сильнее всего связывает людские массивы в России в период Пасхи, когда стоит этот всепоглощающий аромат ванили и испеченного теста куличей и пасх. Но, у нерадивой хозяйки, потерявшей духовку или внимательность, утратившей ту связь с возможностью иметь обоняние именно в той проекции места, где она живет — ситуация может привести к тому, что аромат, превратится в неприятный запах дыма и гари, связанный с ощущением упущенных возможностей.

Учитывая тот факт, что финальная строка, играет омонимами в основе ударности слогов, меняющих смысл, если не на противоположный, но смещающий в сторону негатива, где ингридиент становится болью (мукА и мУка), эмоция страха за период написания претерпела трансформацию и из тревожности, набрав кинетики из образов оружия (тетива), музыкальных инструментов (струна), природы (флора - хрустнула ветка), пенитенциарной системы (захлопнется клетка), фауны (стрекочут сороки) превратилась из созерцающего ощущения, пассивного в активное противостояние. Потому что в финальной строке идет выраженный акт агрессии, связанный с интонацией побуждения в виде угрозы. Манера ее построения, фраза, чем-то напоминает традиции  черной магии. И лексическая конструкция строится по обычным законам НЛП, которые на сегодня, благодаря наличию коллективного разума  и ИИ, очень легко и объяснить, и признать их действенность. Осталось дождаться Пасхи...

Переход эмоции тревоги в угрозу, это свидетельство того, что лирическая героиня имеет огромный внутренний потенциал, который скрыт в подсознательных фреймах, но который при необходимости и наличии адекватных раздражителей может стать той самой последней каплей, перед которой не сможет устоять даже любовь, прячась в объективность законов диалектики. И переход количества в качество сулит перерождение не только лирической героине, но и ее миру, который в описанном фрагменте представлен тревожным затишьем накануне трагических событий. Кассандр не любили, считая, что их пророчества носят не прогностический, а созидательный характер.

Отчасти это верно, потому что при подключении природного эгрегора, силы любви, которая и есть ненависть, только с другим знаком, тишина может стать звуком, сопровождающим разрушения. Вообще переход тревоги в угрозу — явление скорее социального плана, и на это показывает тот факт, что в стихотворении идет подключение к общественным массивам — вооружение, искусство, природа, естественные инстинкты (пища мука и мука). Вне этих явлений переход страха в агрессию невозможен. И это позволяет сделать вывод, что кинетика подсознания лирической героини и есть весь этот коллективный, спрятанный в глубины психики уровень. Но вопрос, почему это находится на дне и является предметом тайны — это и есть тот уровень невысказанного, но вырвавшегося в слова, которые не обманывают.

Заверения в любви могут быть фальшивыми.
Угроза не может сочетаться с обманом. Такие особенности негативных реакций делают искусство более приближенным к реальности, и это — та маленькая победа пишущего человека над диктатом розовых очков...


Рецензии
Деметра, высокий класс! - твой разбор опрокинут из нынешнего в прошлое, да и в будущее, если оно случится.
Вот моё из 2006 года, Ты помогла мне лишь сейчас понять, про что или о чём...

Всё дымы да огни
за огнями ни зги
ковылей переливчатый плат
слабо светит во тьме
и сейчас на земле
ни души
ни надежд
ни утрат

С благодарностью,

.

Людмила Антипова   31.01.2021 22:19     Заявить о нарушении
Даже не знаю, как подобрать понятную аналогию, чтобы пояснить, что ничего никому не объясняю. Каждый миг жизни - невероятностная сумма деталей. Стихи, если они авторские, они похожи на жизнь, с одной поправкой, что ее отражение идет через символьную систему слов и фильтр авторской личности, его истории, его боли. Это снимает с образов не просто возможность, даже вероятность повториться в одном и том же контексте у разных людей. Если по-простому, Ваш дым и дым автора, которого я комментировала — две большие разницы...

Кшесинская Деметра   01.02.2021 09:16   Заявить о нарушении
Куда уж проще-то!
Спасибо за разъяснение.

Людмила Антипова   01.02.2021 13:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.