Формы мысли
Майя Кузнецова Проза
https://proza.ru/2014/07/17/502
МЫСЛЬ – как сам процесс обработки информации в мозгу человека, так и результат такого процесса, в виде появившейся ИДЕИ или ФОРМУЛИРОВКИ,
мысль может быть также НАМЕРЕНИЕМ или ЗАМЫСЛОМ, могущим появиться ранее, а то и увиденным вовне или внушенных другими.
У мысли должно быть определенное устойчивое содержание, которое не должно подменяться никакими иными мыслями.
СОДЕРЖАНИЕ мысли должно также обладать четкостью и ясностью, проистекающими из острой нацеленности мысли на предмет размышления:
- надо ли размышлять – «Стоит ли игра свеч»
- кому и к чему от этой мысли будет польза
- на кого или на что прольёт эта мысль свет.
Без таковой четкости и устойчивости мысли – трудно будет сформулировать мысль, и тем более придать ей форму:
«Кто четко мыслит – тот четко и излагает!»
ФОРМЫ МЫСЛИ — это, то общее, чем обладают различные по содержанию мысли.
Мы не будем касаться научных форм мыслей – как то:
- проблем;
- гипотез;
- теорий.
А ограничимся лишь общечеловеческими формами мыслей.
************
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФОРМЫ:
- ПОНЯТИЯ – мысли, выделяющие и обобщающие предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам.
Здесь мы прибегнем к помощи Словарей – дабы полнее охватить семантические свойства этих классов понятий:
НАУЧНОЕ – логически расчлененная, общая мысль о предмете, включающая ряд взаимосвязанных признаков.
Например: Квадрат - это четырехугольник, у которого все стороны равны, а все углы прямые.
РАЗГОВОРНОЕ – представление о чем-нибудь, осведомленность в чем-нибудь.
Например: - иметь понятие о чем-нибудь;
- не иметь ни малейшего понятия о …
- иметь очень смутное понятие о …
УМЕЛОСТЬ – умение понять, разобраться, используя разум, толковость, опыт и образование.
Например: - человек без понятия;
- человек с понятием;
- «Дока» - с высокой степенью понятия в чем-либо;
РАЗНОСТОРОННОСТЬ – иметь иное представление, иное понимание или иной способ овладения пониманием.
Например: - примениться к чужим понятиям;
- иметь предвзятые понятия;
- иметь здравые понятия;
- снизойти до иных понятий;
- первое понятие о ком-либо, о чем-либо;
- иметь жалкие понятия (о дружбе, любви …)
- рассуждая, использовать противоречивые понятия
СПОСОБНОСТЬ – врожденные или благоприобретенные способности или интеллект.
Например: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою поня;тия, Ломоносов о;бнял все отрасли просвещения.» (А. С. Пушкин)
КРИМИНАЛЬНЫЙ ЖАРГОН – правила, законы криминального мира.
Например: Здесь тебе не ментовка, здесь мы судим не по закону, а по поня;тиям.
****************
СУЖДЕНИЯ - бывают «простые» и «сложные». Рассмотрим некоторые из них на примерах.
ПРОСТЫЕ - суждения, составными частями которых являются понятия. Простое суждение можно разложить только на понятия
Пример: «Все кости являются органами живого организма».
Здесь: «кость» - Субъект.
«органы живого организма» - Предикат.
«являются» - Логическая связка.
«все» - Квантор.
Классификация простых суждений:
УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ: «Люди пристрастны к самим себе».
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ: «Люди не поддаются лести».
ОБЩИЕ: «Все растения живут».
ЧАСТНЫЕ: «Некоторые растения — хвойные»
ЕДИНИЧНЫЕ: «Гутенберг — изобретатель книгопечатания».
КАТЕГОРИЧЕСКИЕ: «Все люди смертны».
УСЛОВНЫЕ: «Если дождь пойдет, то почва будет мокрая».
СЛОЖНЫЕ - состоят из ряда простых.
Пример: «Человек не стремится к тому, во что не верит, и любой энтузиазм, не подкрепляясь реальными достижениями, постепенно угасает».
Классификация сложных суждений:
КОНЪЮНКТИВНЫЕ - образуются с помощью логических связок сочетания или конъюнкции (эквивалентно запятой или союзам «и», «а», «но», «да», «хотя», «который», «зато» и другим).
Пример: "На улице холодно и идет дождь".
ДИЗЪЮНКТИВНЫЕ - образуются с помощью разделительных (дизъюнктивных) логических связок (аналогичных союзу «или»).
Пример: «Договор купли–продажи может быть заключен в письменной или устной форме».
ИМПЛИКАЦИОННЫЕ - образуются с помощью импликации, (эквивалентно союзу «если …, то»).
Пример: «Погода изменилась и, если вчера было пасмурно, то сегодня ни одной тучи»
ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ - указывают на тождественность частей суждения друг другу (проводят между ними знак равенства).
Пример: «Чтобы число делилось на 3, необходимо и достаточно, чтобы сумма цифр, его составляющих, делилась на 3».
******************
УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ - шаг логического вывода, непосредственное выведение высказывания-заключения из одного или более высказываний («посылок»), простейшее рассуждение.
Виды умозаключений:
ДЕДУКТИВНЫЕ - от общего к частному.
Пример: Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен.
ИНДУКТИВНЫЕ - от частного к общему.
Пример: Федор заключает сделки.
Анна заключает сделки.
Иван заключает сделки.
Следовательно: Федор, Анна, Иван –
менеджеры по продажам компании.
ТРАНСДУКТИВНЫЕ - от одной степени общности к такой же степени общности.
Пример: Иван — брат Петра;
Пётр — брат Степана;
Следовательно: Иван — брат Степана.
****************************
Это всё – слова, логика, наука, философия… А вот прилетит снаряд или прикатится граната к ногам – принесет чью-то такую четкую и ясную мысль: «Вы не должны жить – мы так хотим»… Разве такая форма мысли не убедит? И таких «форм бесчеловечных мыслей», с каждым годом становится всё больше и больше. Скажете – зачем же так сурово!?
Хорошо! А как же тогда быть со «сглазом» - казалось бы, подумаешь, завистливо поглядел человек… а у него глаз «зелёный» оказался – будет сохнуть и сохнуть человек, не зная даже отчего и почему. Подумаешь, взгляд – какая тут может быть форма? А ведь, убедит своим «содержанием»!
В чем ещё и где можно встретить мысль, хоть и заключенную в форму, но такую не убедительную или неоднозначную – зависящую от читающего и видящего. Море таких примеров:
- Самый яркий – «Черный квадрат»
- А Мона Лиза! Часами стоят некоторые у неё и так и не могут прочитать мысль, заключенную в её взгляде.
- Скульптуры, портреты, пейзажи – сколько мыслей заложили в них авторы. Конечно, знающие те времена, нравы и обстоятельства – могут рассказать и осмыслить больше.
Не слишком ли мир – этот наш безумный, безумный, безумный мир увлекся формами, в которых так мало, не то, что содержания, но нет даже ни малейшей мысли. Правда, они потом придумываются – теми, кто хочет показать свою услужливость, расторопность и корысть. Мысль всё реже и реже является главенствующей, понятной и узнаваемой – такой, за которой хочется идти, черпать в ней силы и ресурс. Вместо мысли, которая может вести и воодушевлять, зачастую нам показывают лишь форму, лишенную смысла и ценности. Ладно если бы это была форма, которая служит для отливки (скульптуры), для печати (книги, альбома …) А то ведь, она сама по себе, служащая законченным итогом работы художника, специалиста, автора, попытавшегося вложить в неё свою мысль – не только не будит её, однозначную и определенную, содержательную и внушающую высокие чувства. Как мне представляется, мысль или мысли, близкие к истинным, могут сами по себе, рождать правильные и однозначные мыслеформы в разных головах – лишь бы эти головы были восприимчивы к этим мыслям, следуя своему опыту, знаниям и желанию идти вперед. А не прозябать, пусть даже и наслаждаясь, зрительно, чувственно или телесно формами, лишенными мысли и смысла. Формы никогда не обнаружат в себе мысли, до конца понятной и необходимой всем, если в них не живет мысль, ведущая к истине, понятной и необходимой всем.
Свидетельство о публикации №121012909853
Айрени 01.02.2021 18:09 Заявить о нарушении
То, что сознанию человека подвластна лишь кора головного мозга, ещё не значит, что иных "думающих" частей и органов в человеке и вокруг человека нет. Правильно управлять работой коры головного мозга - большое искусство, сродни дирижерскому, а может ещё и сложнее. К водителю ритма сердца - так называемый "Синусовый узел" - подходят около 150 нервных окончаний от различных органов, мышц и конечно же - от головного мозга, причем, не только от коры. Собираемая информация регулярно обрабатывается этим водителем ритма и определяет структуру ритма. Не случайно старейшины китайской медицины только по пульсу могут определить более 100 болезней. Спрашивается - можно ли и этот узел тоже считать "думающим". А душа человека, которая связана с высшими сферами - разве она не "думает" и не вносит коррективы в жизнь и судьбу человека? А глубинные подкорковые части головного мозга - разве они не "думают", как справиться с болезнями, с правильной работой органов и всей эндокринной системы. Одно только "чтение" и взаимодействие с Геномом чего стоит. А мы наелись на ночь и горя мало - нам мало, а всем системам и органам горя очень много - на всю ночь хватит, чтобы подобрать все ритмы, последовательности и режимы исправления наших вольностей. А сколько их - этих вольностей в иных сферах жизни - замерзли, влюбились. загоревали, попали в трудную ситуацию... Всего не перечислишь - что может "сочинить и натворить" наше сознание, а организм имеет то всего прав - износиться и "заплакать" болью - предвестником болезни. Всё очень и очень сложно - и мы должны не столько меньше думать, сколько думать правильно и по существу, возвращаясь к осознанности во всём.
Анатолий Федосов 01.02.2021 23:30 Заявить о нарушении