Навык чтения и методика работы над сознательностью

НАВЫК ЧТЕНИЯ И МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ ЧТЕНИЯ


Содержание данного доклада не ограничивается только опытом моей работы. При подготовке к нему я использовала материал периодической печати, журналов "Начальная школа", "Методику преподавания русского языка в нач. классах" и др. источники, что, как мне кажется, даёт возможность более разносторонне осветить тему.

     Русский язык в начальной школе - основной, по выражению К.Д. Ушинского, центральный учебный предмет. В понятие "Русский язык" входят грамматика, правописание, чтение. Начальная школа обязана обучать русскому языку с тем, чтобы ребёнок в достаточной мере овладел языком, как средством приобретения знаний, умений и навыков, как орудием мысли. Учащиеся могут приобрести знания лишь в том случае, когда им привиты в начальной школе правильные и точные навыки чтения, письма и счёта. Основным этапом обучения языку является чтение.

     Чтобы не отклоняться от темы данного доклада, я не буду делать упор на  с т р у к т у р у  построения урока чтения и  п р и н ц и п ы  его проведения, а лишь там, где в этом будет необходимость, слегка затрону и эту сторону.

     Как известно, н а в ы к - это совокупность умений в какой-либо области, которые в силу постоянных упражнений, стали настолько совершенны, что если и требуют каких-либо усилий (умственных или физических), то эти усилия остаются незамеченными нашим сознанием, действие становится как бы непроизвольным, освобождая наш ум и память для восприятия окружающей действительности.

     Навык чтения, в данном случае, способствует тому, что всё наше сознание  направлено на восприятие содержания читаемого, без каких-либо усилий с нашей стороны над техникой чтения.

     К сожалению, такими совершенными навыками чтения не вполне обладают не только учащиеся начальных классов, но даже старшеклассники, и это - основная причина неуспеваемости и слабой успеваемости учащихся по остальным предметам, так как чтение - основа в<сего> учения.

     Идеальным навыком чтения обладал, как известно, В.И. Ленин. Окружающих часто удивляло, что Владимир Ильич 4-6 страниц газеты  п р о ч и т ы в а л (именно прочитывал, а не просматривал) максимум за три минуты. И не просто прочитывал, а синтезировал прочитанное, подчёркивал в уме главное, Наиболее важное, и мог свободно говорить и спорить о прочитанном.

     Такому обстоятельству способствовала, разумеется, исключительная одарённость Ленина, но и ко всему тому, совершеннейшие навыки чтения, выработанные с детских лет.

     Остановлюсь на вопросе о развитии у учащихся I - IV классов правильных навыков чтения.

     На основе многочисленных данных, исходя из опыта работы многих учителей, можно сделать вывод: навык чтения является одним из сложнейших навыков, для его развития требуется длительное время и большое количество упражнений. Формируя навык чтения надо иметь в виду: 1) приёмы чтения; 2) правильность его; 3) понимание прочитанного; 4) беглость; 5) выразительность чтения.

     Остановлюсь на этих вопросах более подробно.

1. Приёмы чтения.  Овладевая приёмами чтения, ученик проходит следующие ступени: а) усвоение звуков и букв;  б) слоговое чтение;  в) чтение слогами и лёгких слов - словами;  г) чтение словами и трудных слов - слогами;  д) чтение словами.

     Каждая из указанных ступеней требует особых приёмов обучения. Самой сложной ступенью в обучении правильным приёмам чтения является слоговое чтение. Большую трудность составляет тот факт, что дети приходят в школу с различной степенью подготовленности, и в наших нерусских школах зачастую нет возможности (из-за малого количества комплекта классов) разделить детей по  с т е п е н и  п о д г о т о в л е н н о с т и  в параллельные классы. Так, например, некоторые дети, при поступлении в школу, не знают ни одной буквы, другие  з н а ю т  5-6 букв, третьи - все буквы и пользуются неправильным побуквенным чтением. В этих условиях опытные учителя с первых шагов обращают внимание на плавность чтения, приучая детей видеть и читать не одну букву, а 2-3; проводят большое количество упражнений по разрезной азбуке, слоговой таблице, слоговым карточкам и т. п.. Иной раз некоторые учителя торопятся с переходом от слогового чтения к чтению словами, и ученики, не овладев плавным слоговым чтением, читают слоги сначала шёпотом по буквам, а потом произносят вслух, искажая их. Отучить от такого неправильного чтения долго не удаётся, и учителю приходится долго и упорно работать, предлагая детям читать сначала лёгкие слоги и слова, а затем - усложняя чтение более трудными слогами и словами. Кроме того, иногда неправильно строятся уроки чтения: во время урока  учащиеся читают 10-15 минут, всё же остальное время уходит на беседы по прочитанному, которые далеко уводят детей от основной цели урока чтения, а именно: учить читать.

     Обычно приёмы чтения у учащихся следующие: а) к концу подкласса основная масса читает слогами;  б) к концу II класса - словами и только трудные и незнакомые слова - слогами;  в) в III классе - беглое чтение словами, навыки сформированны.

     Однако, как нам всем хорошо известно, не все дети овладели за данный отрезок времени всеми этими приёмами чтения, и чтобы добиться успехов в этом отношении, необходимо как можно больше разнообразить приёмы: использовать таблицы, слоговые карточки, слоговые таблицы, чтение вслух, про себя и т. д..


2. Правильность чтения.  В каждом классе есть ученики, которые читают текст без ошибок, но есть и такие дети, которые допускают от 2 до 28 ошибок. Наиболее характерны следующие ошибки:

     а) повторение слогов, слов, части фразы;

     б) искажение слов или слогов и их замена (напр., вместо: один - они, было - вместо были), чтение по догадке;

     в) ошибки в постановке ударения (слабый словарный запас);

     г) пропуск и добавление слов; редко - добавляются союзы и местоимения.

     Для того, чтобы добиться устранения этих ошибок нужно знать причины их возникновения у каждого учащегося в отдельности. Так при повторении слов, отдельных слогов или фразы нужно обратить внимание на то, что ученик читает сначала это слово про себя, а затем уже - вслух; искажение читаемого случается тогда, когда дети читают по догадке; ошибки в ударении допускаются учащимися со слишком слабым словарным запасом. Пропуск и добавление слов - эта своего рода - "положительная ошибка" - встречается у детей, читающих бегло, хорошо, но в иных случаях пользующихся чтением по догадке. Зная индивидуальные особенности и ошибки каждого учащегося не так трудно с ними бороться.


3. Понимание прочитанного - основная цель всякого чтения.  Оно складывается из понимания отдельных слов, предложений, логически законченных частей рассказа или статьи, а также всего рассказа и мыслей в нём выраженных. Этой стороне навыка чтения у всех нас уделяется большое внимание, поэтому учащиеся, в большинстве случаев, умеют рассказать содержание прочитанного, правильно отвечать на вопросы.

     Однако не следует допускать односложных ответов: "да", "нет", "пошёл" и т. д.. Ответы должны быть полными. Краткие ответы не способствуют развитию устной речи и мышления детей.


4. Скорость чтения  учащихся возрастает от класса к классу. В подклассе - скорость вслух быстрее, чем про себя. В остальных классах - наоборот. Добиваясь скорости чтения учитель должен следить, чтобы чтение не было механическим, и добиваться понимания читаемого учащимися. В случае медленности чтения нужно выяснить причины и своевременно и постепенно ликвидировать их.


5. Выразительность чтения - одно из наиболее слабых мест в чтении учеников начальной школы. Учащиеся зачастую читают монотонно, иногда даже не изменяя интонацию на знаках препинания.

     Выразительное чтение - это искусство, которым хорошо должен владеть прежде всего учитель. И надо сказать, именно от выразительности чтения учителя зависит, в большей части, успех или неудача урока. Так, например, те студенты-выпускники I-ого Дагестанского педучилища, которым посчастливилось учиться у замечательного педагога и талантливейшего методиста русского языка, автора многих учебников русского языка для нерусских школ - Павла Иосифовича Карабаненко, хорошо помнят его слова, которые являлись как бы напутствием и своеобразным благословением для будущих учителей начальных классов: "Помните, что успех или неудача вашего урока чтения зависит не только от правильной методики построения урока (хотя, разумеется, - это одно из важнейших условий). Не менее важным, и даже, я бы сказал,  о ч е н ь  важным, будет ваше чтение. Выразительное, эмоциональное, душевное чтение нового материала. И если даже допущены некоторые ошибки в ходе урока, но вы сумели прочесть так, что за душу взяло - значит, ваша победа".

     Вопросу выразительности чтения у нас в педучилище, в моё время, уделялось большое внимание.

     Что нужно понимать под выразительностью чтения?

     Во-первых, дикцию: т. е. чёткое и ясное  произношение слов, звуков, окончаний. Затем, постановку логических ударений, умение придать голосу нужную окраску, тембр, в зависимости от содержания читаемого и т. д.. Чтение не должно быть слишком громким, крикливым. Постоянный громкий голос на уроках чтения сглаживает и стирает эмоциональную окраску читаемого. Громкое чтение утомляет и самого учителя и отрицательно действует на слух и чувства учеников. А ведь порой некоторые учителя считают чрезмерную громкость одним из основных признаков выразительного чтения.

     Не нужно требовать от учащихся, да и самому учителю следует избегать вовремя чтения излишней декламации, "артистичности" (выбрасывание руки вперёд, жестикуляции и т. п. дешёвых "эффектов"). Ведь слушая грамзапись, радио, мы не видим говорящего, но сила слова самого произведения в его исполнении нисколько от этого не теряет в своей убедительности. И до нашего сознания, до нашей души вполне доходит мысль автора произведения. К большому сожалению, иногда, слушая выступления наших учеников на школьных утренниках, невольно приходится краснеть не за них, а за нас, самих себя, учителей: выкрикивания, ненужная жестикуляция, монотонность, неправильное, исковерканное произношение слов, заглатывание окончаний и т. п. "перлы". А учителя при этом, делая непроницаемое иди даже умильно-довольное лицо, подбадривают своих питомцев: "Ничего, молодец, валяй дальше!" И облечённо вздыхают: "Всё-таки выступил!" - забывая о том, что такое "выступление" ничего хорошего, ничего полезного дать не может ни в каком отношении. Лично я считаю, что "выступление ради выступления" просто вредно. Дети на утренниках должны показать лучшее, что они знают.

     Вопросу выразительного чтения я придаю большое значение. Возможно и не вполне совершенна методика моей работы, но результаты, хотя и небольшие, есть. Во всяком случае, каждый ученик знает, что за невыразительно прочитанное стихотворение он не получит больше тройки. А так как тройка и двойка - явление исключительное в моём классе по чтению, то можно сказать,что в области выразительного чтения небольшие успехи есть. Немаловажное значение имеет и выразительное чтение художественной прозы.

     Таким образом, перечислив пять основных признаков навыка чтения: 1)приёмы чтения; 2)правильность; 3)понимание прочитанного; 4)беглость и 5)выразительность чтения, можно сделать следующие выводы:

     1) В начальной школе детям должны быть привиты правильные навыки чтения.  2) Навык чтения - один из самых сложных навыков, для его развития требуется длительное время и большое количество упражнений. 3) Уроки чтения нужно организовать так, чтобы на обучение чтению затрачивалась большая половина урока, а не 10-15 минут, как это иногда имеет место.

     Развитие навыков чтения у учащихся - залог их успешной работы по всем предметам не только в начальной, но ив средней школе.

     В объяснительной записке к программе по русскому языку говорится: "В центре внимания учителя должно постоянно находиться развитие сознательности восприятия читаемого". Сознательное восприятие читаемого будит и активизирует мысль учащегося. Кроме всех перечисленных правильных навыков чтения, здесь большое значение имеет структура урока чтения (построение его), а так же методика преподнесения материала.И то, и другое весьма разнообразно по форме, в зависимости от темы и содержания проходимого материала. Кроме того,у каждого учителя должен быть свой особый, я бы сказала, - лейтмотив (главный мотив) его работы, своя "изюминка", помогающая оживить урок чтения, сделать  его самым интересным и самым любимым уроком для учащихся. Готовых рецептов здесь быть не может. Несмотря на то,что все мы изучали в педучилище и продолжаем изучать по сей день многочисленные методики, читаем периодическую печать и т. д., каждый день работы с учащимися приносит массу своих, индивидуальных открытий, находок. Цель каждого из нас сделать наши уроки как можно эффективнее, совершеннее. Для достижения этой цели необходимо: взять лучшее своё, добавить наилучший опыт коллег - и получится неплохой результат.

       Т. Агеева

     Шамхалтерменская средняя школа Кизилюртовского р-она.
     Август 1969 год.


Рецензии